Неоплатонизм
Неоплатонизм явился предельной систематической теорией религиозно-реформаторских идей Платона и одновременно закономерным их развитием. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (204/205–270), но иногда – его учителя, Аммония Саккаса (175–242), у которого Плотин был слушателем в Александрии в течение 11 лет.
Плотин и его последователи построили свое учение прежде всего на основе толкования текстов Платона, которые считались предельно авторитетными и почти священными.
Отличительным догматом у Плотина явилось учение о первоначале всего сущего, "едином", которое само выше всего сущего, или, по Платону, "за пределами бытия". При этом последовательность "ум – душа – космос", т.е. вся сфера бытия, оказывались только проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа – осуществление единого в вечности, космос – во времени. Единое начало всего сущего, как у Платона, именуется у Плотина благом и сравнивается с Солнцем. Ему противоположна темная и лишенная формы материя – принцип зла. Согласно плотиновскому учению, ум дерзнул отпасть от единого, душа – от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает в разных формах, вплоть до растительных. Таким образом, материя у Плотина провоцирует высшее к переходу в низшее в качестве своего подобия. Итак, сфера сущего охвачена, по Плотину, мощью сверхсущего единого и ограничена немощью "не-сущей" материи.
Еще одним важным учением неоплатонизма является учение об эманации. Эманация (лат. emanatio – истечение) – неоплатоническое понятие, означающее переход от высшей ступени бытия к менее совершенным, низшим ступеням. Как тип развития эманация представляет собой нисхождение, деградацию высшего начала в его последовательных проявлениях. В вероучении платонизма доктрина эманации как естественной продуктивной силы, невольно производящей низшее от переизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое перерождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первоначалом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и духу-нусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой "отчизны". В таких учениях, как гностицизм, эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной "дерзости".
Учение об эманации не только объясняет происхождение мира и страдания человека в нем, но и указывает путь возвращения к Абсолюту. Если наличная неправильная ситуация возникла путем нисхождения, то ее исправление возможно путем восхождения: праведник должен отказаться от всего материального, замкнуться в себе, погрузиться в духовные глубины своей души и в конечном итоге преодолеть границу, разделяющую индивидуальный дух и универсальный сверхдух.
В итоге учение неоплатонизма как религии можно свести к следующей формуле: человеческая жизнь протекает в мире, порожденном миром Абсолютного (единым) и определяется справедливым воздаянием (дикс), осуществляющимся в каждой последующей жизни за каждую предыдущую (метемпсихоз), поэтому человек должен стремиться быть достойным (арете) того, чтобы устремиться к основе своей жизни (единому) и достичь абсолютно приятного (сверхумный экстаз) или, по крайней мере, абсолютного отсутствия неприятного.
К одной из школ (Пергамской) неоплатонизма принадлежал римский император Юлиан. Флавий Клавдий Юлиан (331–363) – римский император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получивший у церковных историков прозвище "Отступник". Став императором и стремясь слыть "философом на троне", Юлиан предпринял попытку возродить древнее язычество в качестве новой государственной религии, избегая при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, он считал необходимым создать иерархию жречества по типу христианской церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить ее теологию.