Защита жертв преступлений (виктимолотическая профилактика)
В российском обществе сложилась довольно странная традиция: как только возникает проблема защиты нрав человека, сразу же внимание обращается на тех, кто лишен свободы за совершенные преступления. При этом, как правило, не принимается во внимание то, что это преступники, многие из которых неоднократно преступили уголовный закон, что они представляют значительную опасность для общества. Такова особенность человеческой души — помогать, сочувствовать тем, ком)' плохо сейчас, в данную минуту, хотя предмет заботы может быть и отъявленным злодеем и душегубом.
К сожалению, жертвы преступлений такого внимания удостаиваются значительно реже, они намного чаще лишены заботы, в том числе и такой наиболее значимой помощи, как помощь со стороны государства и общества. Общественных организаций, которые могли бы оказать жертвам преступлений реальную материальную, а не только психологическую поддержку, практически нет или их помощь ничтожна и носит сугубо эпизодический характер. Иногда это полностью зависит от доброй воли и денежных возможностей конкретных людей.
Отношение российского государства, претендующего на звание демократического, к потерпевшим просто недопустимое: сотрудники полиции и прокуратуры под любыми, часто издевательскими или смехотворными предлогами, отказывают потерпевшим от регистрации преступлений, не выезжают на место происшествия, не предпринимают необходимых действий по "горячим" следам, не обеспечивают безопасность пострадавших и свидетелей. Чувствуя свою полную неуязвимость, многие представители правоохранительных органов иногда откровенно издеваются над ними, хамят, грубят, оскорбляют их. Поэтому граждане предпочитают обращаться в прокуратуру и полицию только в крайне острых ситуациях. По названной причине многие преступники не несут никакой ответственности за свои действия.
Между тем важная задача правоохранительных органов и всех тех, кто участвует в предупреждении преступности, — это принимать все меры к тому, чтобы снизить виктимность отдельных людей и вообще защитить население от преступных посягательств. Поэтому в первую очередь надо выявить тех лиц, которые по своим качествам отличаются рядом изъянов социального, этического или психологического характера, а в определенных жизненных обстоятельствах даже способствуют тому, что могут стать жертвой преступления. В отношении конкретных лиц такую работу осуществляют их близкие или сотрудники полиции. В этих случаях сущность профилактического воздействия на потенциальную жертву преступления заключается во всемерном развитии у нее положительных качеств либо блокировании отрицательных, например излишней доверчивости, неосторожности, неосмотрительности.
Если возможность стать жертвой преступления связана с профессиональной деятельностью конкретного человека, его безопасность должна обеспечиваться профессиональными методами и средствами.
Совершенно очевидно, что бороться с преступностью следует не только путем воздействия на лиц, их совершающих, но и принимая необходимые профилактические меры к тем, кто может стать их жертвой. Данные о последних в первую очередь должны учитываться сотрудниками органов внутренних дел, которые среди всех правоохранительных систем стоят ближе всего к населению.
Защите населения от преступлений существенно препятствует то обстоятельство, что укрывательство преступлений достигло неимоверных масштабов. Сейчас, по сравнению с советскими временами, укрываются любые преступления, в том числе самые опасные, связанные с лишением жизни. Нередки случаи, когда уголовные дела даже об убийствах возбуждаются только после настоятельных требований и просьб родственников и близких погибших, их обращений в вышестоящие инстанции или к знакомым в правоохранительных органах. О корыстных преступлениях в отношении граждан и говорить не приходится; страницы официальной отчетности отражают лишь их ничтожную часть, что означает полное игнорирование интересов потерпевших, отсутствие государственного механизма хоть какого-то возмещения понесенных ими убытков. Впрочем, если уголовное дело возбуждено, преступник обнаружен и несет наказание, то и тогда действительная компенсация убытков обычно не происходит. Осужденные преступники изыскивают самые разные возможности, для того чтобы скрыть принадлежащее им имущество и денежные средства для уклонения от выплаты компенсации пострадавшим. Во многом это объясняется тем, что преступники не имеют в своей собственности никаких ценностей, а также тем, что в России абсолютно непопулярно покаяние в совершенных проступках. Не раскаиваются даже те, у которых, как говорится, руки по локоть в крови. По нашим данным, из тысячи убийц лишь несколько человек действительно осознали свою вину и меру своей ответственности и хотели бы возместить нанесенный ущерб.
Механизмы и основные принципы возмещения убытков жертвам преступлений не продуманы, их, собственно говоря, нет. Отсутствуют организации, которые этим бы занимались, фонды, которые бы им помогали, деньги, которые были бы потрачены па такие цели; пет и правил, которые регулировали бы оказание подобной помощи.
Не создан нравственно-психологический "зонтик" для потерпевших от преступлений, для защиты личности от преступных посягательств, который имел бы весомое профилактическое значение. Именно по этой причине россияне не чувствуют себя в безопасности и прибегают к тем мерам защиты, которые лежат в пределах их скромных субъективных возможностей.
Сложилась порочная и безнравственная практика назначения лицам, которые совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, чрезмерно мягких наказаний. Это не вызывает особого удивления, поскольку в России сформировалась сословная юстиция, при которой человек со связями и деньгами может избежать уголовной ответственности даже в случае совершения самого опасного преступления. В последние годы неоднократно даже террористы и похитители людей приговаривались судом к наказаниям, которые никак нельзя назвать длительными. Вспомним процесс над Радуевым и его сообщниками, ведь только он один был приговорен к пожизненному сроку лишения свободы. К таким же мерам наказания часто приговариваются лица, совершившие корыстные убийства двух и более людей. Примеров этому много.
Речь идет о бесчисленных случаях назначения чрезмерно мягких наказаний самым опасным преступникам. Видно, что государство не собирается обезопасить своих граждан от насилия и похищения их имущества, в том числе путем адекватного наказания. В наказании должен явственно прослеживаться элемент возмездия за причиненный вред, порой невозместимый. Иными словами, в планах государства пока не прослеживается цель создания механизма защиты потенциальных жертв путем сурового наказания наиболее опасных преступников, склонных к рецидиву.
Понятно, что наказание, в том числе строгое, не самый лучший путь обезопасить людей, но оно всегда было, есть и останется в арсенале профилактики преступлений. Как убедилось человечество на протяжении всей своей истории, без наказания и без устрашения наказанием никак не обойтись, поскольку страх принадлежит к числу тех факторов, которые могут удержать от противоправного поведения. Конечно, лучше всего, чтобы все люди автоматически выполняли правовые и моральные нормы, но, к сожалению, это больше мечта, чем реальность. Автоматическое исполнение всех предписаний общества можно достичь только путем соответствующего воспитания всех его членов, что представляется пока абсолютно недостижимым. Но практика убеждает в том, что всегда страх наказания может остановить насильника, вора или убийцу, не всех, разумеется, но некоторых, даже очень многих. Если с помощью страха наказания можно спасти только одну человеческую жизнь, то наличие такого страха следует признать более чем оправданным. Иными словами, составной частью защитного "зонтика" для возможных потерпевших от преступлений должен являться страх быть пойманным и страх понести за это заслуженное наказание.
Неверно, что преступника не остановит страх наказания, но наказания не со смехотворным сроком лишения свободы. В таком случае преступник чувствуют себя вольготно, его "согревает" мысль, что он сумел так ловко избежать справедливого наказания.
Из всего сказанного выше вытекают как минимум две задачи:
1) сурово наказывать тех сотрудников правоохранительных органов, которые скрывают преступления от учета: о подобного рода фактах широко оповещать общественность и особенно всех сотрудников названных органон;
2) вышестоящие судебные инстанции обязаны отменять необоснованно мягкие приговоры. Об этом также необходимо незамедлительно информировать общественность и все судебные учреждения, а отмену таких приговоров надо расценивать в качестве судебного прецедента, некоего ориентира для судебного корпуса.
Тому, что люди считают себя незащищенными от насилия, способствует наличие запрета па применение смертной казни. Российский менталитет, взгляды и убеждения населения, наконец, история страны не создают никакой почвы для того, чтобы в России отменить это самое суровое наказание. Однако Россия как член Совета Европы взяла на себя обязательство не применять смертную казнь и этот запрет не может быть отменен.
Если же в будущем возникнет вопрос о возобновлении применения этого вида наказания, нужно иметь в виду следующие соображения.
Представляются необоснованными взгляды на то, что право на жизнь является неотъемлемым: по крайней мере в трех случаях российский уголовный кодекс предусматривает возможность причинения смерти — в случаях крайней необходимости, превышения пределов необходимой обороны и нанесения вреда при задержании преступника.
Конечно, при назначении наказания в виде смертной казни возможна судебная ошибка. Но, во-первых, такие ошибки чрезвычайно редки; как правило, доказательств вины именно этого обвиняемого более чем достаточно. Можно предусмотреть с помощью закона некоторые процедуры перепроверки доказательств даже после вынесения смертного приговора, если эти доказательства вызывают хоть какое-либо сомнение. Во-вторых, любые приговоры выносят люди и вполне естественно, что они могут ошибаться, так же как и хирурги, и терапевты, ошибки которых могут привести к смерти пациента, однако это не является основанием для призыва упразднить медицину.
Самым веским доводом в пользу смертной казни являются не криминологические соображения, не нравственные, а тем более религиозные воззрения, а в первую очередь и главным образом отношением конкретных лиц к содеянному. Отдельные из них именно своим поведением как бы вычеркивают себя из списка живых, подвергают сомнению свое право на жизнь.
При решении вопроса о смертной казни необходимо исходить из того, что существуют некрофильские личности, для которых смерть является чем-то психологически близким, понятным, разумным. Они как бы живут в двух сферах: в жизни и в смерти; не боятся смерти, но и не стремятся к ней. Это амбивалентное, двойственное отношение к смерти определяет их поступки. Причинение смерти в их глазах выступает в качестве способа решения очень сложных жизненных проблем, они просто не видят иного выхода из создавшейся жизненной ситуации в силу своих психических отклонений. Самое страшное, когда такие люди захватывают государственную власть и устанавливают кровавую деспотию. Тогда террор и массовые убийства становятся повседневной практикой.
Защита жертв преступлений не может ограничиваться лишь созданием психологического защитного "зонтика". Она должна включать в себя и оказание действенной материальной помощи жертвам преступлений, причем не только террористических, но и тех, в результате которых человек понес ущерб и нуждается в материальной поддержке. Размер помощи пострадавшим необходимо определять в соответствии с тяжестью и характером совершенного преступления, конкретными действиями виновного, сто имущественным положением, социальным статусом жертвы, возрастом, состоянием здоровья, наличием детей, условиями жизни и другими важными обстоятельствами. Существенным является и вопрос о том, из каких источников будут формироваться соответствующие фонды. На наш взгляд, их должно быть несколько:
— государственная помощь;
— средства, конфискованные у преступников, в том числе у тех, в результате действия которых жертве требуется оказание материальной поддержки;
— средства общественных организаций, в частности правозащитных и таких, которые специализируются на оказании помощи потерпевшим от преступлений;
— пожертвования частных лиц;
— пожертвования церковных учреждений.
Итак, в предупреждении преступности необходимо наличие самостоятельного направления — защиты жертв преступлений, состоявшихся и возможных, т.е. виктимологическая профилактика.
Виктимологическая профилактика — одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия реализуются, образно говоря, не со стороны преступника, а со стороны жертвы. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих "виновное" поведение жертвы, установление людей, составляющих группу криминального риска, и применение к ним профилактических мер. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп (например, с помощью средств массовой информации), так и конкретных лиц, т.е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. При этом названная профилактика должна реализовываться одновременно с выявлением лиц, способных стать на преступный путь, и воздействием на них. Данное обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что нередко будущие жертвы вращаются в том же порочном криминальном круге, что и будущие преступники. Вот почему необходимо изучение уголовной и околоуголовной субкультуры, социально-психологических и иных процессов, протекающих в ее рамках.
Необходимо отметить, что речь идет не только о том, чтобы вовремя пресечь аморальное, неосторожное или противоправное поведение людей, которое может дать повод к совершению преступления, создать для него условия. Разумеется, соответствующая деятельность очень важна и она должна быть самостоятельным направлением в борьбе с преступностью. Вместе с тем виктимологические усилия должны быть сосредоточены и на потерпевших, которым грозит опасность со стороны подозреваемых (обвиняемых, осужденных) и их сообщников, а также и на свидетелях по уголовным делам и сотрудниках правоохранительных органов. По этому пути идет мировая практика, имеется законодательная система защиты жертв преступлений, создаются фонды для оказания им материальной помощи, центры психологической поддержки, потерпевшим предоставляется жилье, в котором они могли бы скрываться от преступников, и т.д. К сожалению, такая работа в России еще только начинается.
По справедливому мнению А. И. Алексеева, мероприятия виктимологической профилактики могут быть сведены в две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда (распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д.). Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности (беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование па поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.).
К этим мерам можно добавить технические, организационные и любые другие, которые применяются в сфере борьбы с преступностью.
Характер мер виктимологической профилактики зависит от того, каковы особенности тех, кому адресованы соответствующие меры, предполагаемые время, место, способы совершения преступлений, действия преступника и т.д.
Виктимизация, т.е. способность стать жертвой того или иного преступления, у разных категорий потерпевших проявляется далеко не одинаково. Она во многих случаях опосредована своеобразием личности потерпевшего, в частности ее демографическими, нравственными, ролевыми, психологическими свойствами и особенностями их формирования. В целом вероятность стать жертвой преступления нередко обусловливается совокупностью личностных качеств потерпевшего, взаимодействующих с криминальной ситуацией. При этом главное заключается в направленности поведения, ориентации, установках, целях, намерениях, потребностях этой категории лиц. Если виктимное поведение жертвы вызывающе, агрессивно, противоправно, то это может скорее побудить преступника (преступников) совершить преступные действия.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов и правоохранительных органов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию обстоятельств и ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и виктимизации.
В виктимологической профилактике необходимо различать ее общий и индивидуальный уровни.
Общая виктимологическая профилактика заключается в выявлении виктимогенных факторов и принятии мер по их устранению или нейтрализации, т.е. в выявлении причин и условий становления жертвой, связанных с защитой интересов потенциальных потерпевших в целом, а также в устранении причин их виктимизации. Это меры глобального характера.
Среди них в первую очередь необходимо выделить воздействие на неблагоприятные экономические факторы, социальную и политическую стабилизацию в обществе, реализацию мер по укреплению нравственно-психологических отношений в социуме. В этой связи важными направлениями общей виктимологической профилактики могут считаться совершенствование законодательства (например, в сфере экономической деятельности с тем, чтобы дать возможность многим средним и мелким предпринимателям "выйти из тени", регулярно и полно платить налоги и т.п.), правовая пропаганда, принятие энергичных и действенных мер реагирования па выявленные виктимогенные факторы. Задачи общей профилактики на виктимологической основе решаются прежде всего через широкий комплекс экономического, социально-культурного, воспитательного, правового характера, обеспечивающих формирование такой личности, которая сможет противостоять преступным посягательствам, обеспечить безопасность себе и своего имущества. Общая виктимологическая профилактика должна дополнять общую криминологическую профилактику.
По существу, это две тесно взаимосвязанные стороны единого предупредительного процесса, взаимодополняющие друг друга. И если подобная гармония будет достигнута, то они способны активно противостоять основным видам современной преступности.
К сожалению, широко известен тот факт, что в комплексных и иных планах профилактики не уделяется должного внимания воспитательной, профилактической работе с потенциальными жертвами преступлений. Работники правоохранительных органов, даже располагая достаточной виктимологической информацией, не всегда используют свои возможности комплексного решения проблем защиты жертв преступлений. Между тем это как раз тот индивидуальный уровень виктимологической профилактики преступлений, который должен логично и эффективно дополнять и обогащать общий.
Среди наиболее типичных мер специальной виктимологической профилактики следует назвать проведение разъяснительной работы в среде потенциальных жертв о соблюдении ими необходимых мер безопасности. Как показывает практика, именно пренебрежение даже элементарными нормами безопасности со стороны граждан (болтливость, неразборчивость в связях, излишняя доверчивость, беспечность и т.д.) резко увеличивают вероятность посягательства на них. Важным резервом усиления психической устойчивости, уверенности в себе многих граждан является кардинальное улучшение правовой осведомленности, грамотности широких слоев населения. В связи с этим организация правового обучения населения, знание жертвами своих прав и обязанностей, способов наиболее эффективной правовой защиты своих интересов являются действенным средством виктимологической профилактики. Может стать эффективным привлечение общественных объединений, средств массовой информации к проблемам противодействия разнообразным угрозам, другим негативным явлениям, способствующим преступным посягательствам. Населению в популярной форме необходимо разъяснять причины совершения преступлений и методы противодействия им.
В виктимологической профилактике на бытовом, каждодневном уровне можно выделить следующие основные направления:
— проверка состояния обеспечения безопасности объектов, наличие надежных современных дверных замков, охранной сигнализации, домофонов;
— проведение сотрудниками органов внутренних дел совместно с общественностью рейдов, засад и заслонов в местах возможного нахождения преступников;
— изготовление и распространение специальных памяток — предостережений о том, как не стать жертвой преступников;
— извещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на данной территории фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников и о том, как следует поступить жертве в конкретной криминальной ситуации;
— проведение профилактических бесед с людьми, чье социальное, имущественное положение или профессиональная деятельность вызывают повышенный интерес со стороны преступников;
— инструктаж потенциальных жертв вымогателей по правилам личной безопасности, особенно в случаях повышенной опасности для них;
— обучение в необходимых случаях возможных жертв приемам самообороны, предоставление средств индивидуальной защиты (аэрозольные защитные средства, бронежилеты и др.);
— определение способов немедленной экстренной связи потерпевшего с правоохранительными органами в случае преступного посягательства на него;
— контроль за поведением и безопасностью потенциальной жертвы (регулярное посещение места жительства работниками полиции, внештатными сотрудниками, представителями общественности);
— установление шефства над возможными жертвами вымогателей, в том числе с помощью родственников, соседей, знакомых и, конечно, сотрудников правоохранительных органов;
— использование тех или иных конкретных мер виктимологической профилактики зависит от особенностей места, времени, способа возможного преступления, способность именно этой потенциальной жертвы оказать противодействие преступнику, наличие у соответствующих органов и должностных лиц достаточных сил и средств для оказания помощи жертвам и т.д.
Самостоятельная и неоднозначно решаемая в разных странах проблема — защита потерпевших (и свидетелей) уже после возбуждения уголовного дела. Нередко на жертву оказывается массированное давление не только со стороны родственников и близких обвиняемого (подозреваемого), но и его сообщников. Особенно опасно, если такое давление имеет место со стороны организованной группы или преступного сообщества. Потерпевшего убеждают в нецелесообразности подачи заявления в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела, бесперспективности дачи показаний против определенных лиц и т.д. В некоторых случаях жертве предлагается не только вознаграждение за ее молчание, но и юридические услуги для выхода из ситуации в связи с расследованием уголовного дела. В других — грозят смертью самой жертве и ее близким. Очень часто вес это достигает цели, особенно если при этом "подкупают" следователей, которым, кстати, тоже нередко угрожают и приводят угрозы в действие.
В этих случаях должна вступать в силу программа защиты жертв преступлений, что почти всегда требует немалых усилий со стороны правоохранительных органов и материальных затрат. Однако, как представляется, дело не только в этом. Защита жертв (и свидетелей) по уголовному делу может быть обеспечена путем изменения традиционных уголовно-процессуальных норм, даже таких демократических институтов, как гласность или состязательность. Например, если возникнут сомнения в правдивости показаний потерпевшего, которому угрожают расправой, эти сомнения должны "сниматься" не вопросами адвоката в открытом судебном заседании, а каким-то иным способом. Полагаю, что в целях обеспечения безопасности жертвы, все данные о ней и все ее показания должны быть засекречены со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.