Неолиберальная модель глобализации и социальная роль государства
Глобализация во многом развивается в соответствии с неолиберальной моделью. Она предусматривает построение мира не на гармонии интересов, не на сохранении многообразия жизненных и хозяйственных укладов и культур, а на жестких принципах социал-дарвинизма, где проигравший погибает, а победителю достается всё. Суть идущих процессов – в установлении единых правил игры, выгодных только сильному; они ведут к заведомому проигрышу слабого, нс оставляя ему никаких шансов. Таким образом, условия глобализации корректируются в пользу развитых стран. В то же время страны-аутсайдеры имеют гораздо меньшие возможности влиять на принятие регулирующих решений на межгосударственном уровне.
Известный российский экономист В. Коллонтай так охарактеризовал основные черты неолиберальной модели:
• акцент делается на форсированной гомогенизации (на жесткой монетаристской основе) механизмов хозяйственного регулирования стран, входящих в мировое хозяйство;
• основным, если не единственным регулятором развития, провозглашается стихийный рыночный механизм;
• национальный хозяйственный комплекс, суверенитет, отчасти даже государство рассматриваются как отмирающие категории; их быстрейшее преодоление преподносится как залог успеха;
• главные усилия направляются на ослабление хозяйственной роли государства, либерализацию и дерегулирование[1].
Перечисленные принципы определяли ОГЛАВЛЕНИЕ так называемого Вашингтонского консенсуса – комплекса совместных рекомендаций МВФ, МБРР и американского правительства развивающимся странам Латинской Америки при проведении рыночных реформ, но впоследствии они были распространены и на другие развивающиеся страны и страны, переходившие от социализма к рынку. Следование им привело к крайне негативным последствиям, особенно в социальной сфере. Подобная политика стимулировала проведение рыночных реформ и способствовала возвратности предоставленных МВФ и МБРР кредитов, однако снижала государственную поддержку экономики. К тому же открытие внутренних рынков для иностранного капитала и иностранных товаров нередко болезненно воспринималось национальными предпринимателями, так как они не могли противостоять давлению зарубежных ТНК и вытеснялись. Снижение социальных расходов из-за борьбы с дефицитом госбюджета в штыки встречалось широкими слоями населения, поскольку уменьшало социальную защищенность граждан. Набор требований Вашингтонского консенсуса постепенно менялся, превращая его в поствашингтонский, в котором к прежним составляющим добавились такие, как повышение эффективности национальных финансовых рынков, активная поддержка конкуренции в стране и борьба с монополиями (что считается даже более важным делом, чем приватизация), достижение "прозрачности" компаний, борьба с инфляцией в разумных пределах, содействие экономическому росту и повышение эффективности государственных институтов.
Как представляется, реальная практика расходится с теоретическими постулатами. На деле происходит ослабление экономических функций государства лишь в некоторых областях, в том числе в социальной и внешнеэкономической сферах. Признается, что, хотя государство продолжает играть главную роль в обеспечении предоставления элементарных благ – образования, здравоохранения, инфраструктуры, – не очевидно, что государство должно быть единственным поставщиком этих услуг или вообще заниматься их предоставлением. Рынок, гражданское общество и государственные органы должны играть в этом пропорциональную роль. В большинстве современных экономик регулирующая роль государства является более широкой и сложной, чем когда-либо ранее. Она охватывает такие области, как защита окружающей среды, финансовый сектор, и такие более традиционные сферы, как деятельность монополий.
Резко возросло и участие государства в обеспечении долговременных условий конкурентоспособности национальной экономики, в том числе усиливается роль государственного регулирования в стимулировании научно-технического прогресса, создании инфраструктуры, сборе и обработке информации, создании благоприятных условий для отечественных предпринимателей, регулировании притока иностранной рабочей силы. Большую роль в этом играет унификация статистических, экологических, технических, санитарных и иных норм и стандартов. Таким образом, в развитых странах Запада происходит не свертывание экономической роли государства, а смена акцентов экономической деятельности, изменение хозяйственных функций государства, активизация его участия в борьбе за обеспечение для страны более выгодной пиши в мирохозяйственной системе. При этом роль государства трансформируется: оно нередко выступает как глобальный предприниматель, передающий часть своих функций но реализации стратегических национальных интересов своим транснациональным корпорациям и мощным кредитно-банковским структурам.
Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что государство по-прежнему остается универсальным институтом и базовой ячейкой мировой политико-экономической системы. В смешанной экономике деятельность государства развивается по двум основным направлениям. Первое направление – это создание рамочных условий для функционирования частного бизнеса, т.е. принятие правовых норм и административных правил, защита прав собственности, обеспечение свободной конкуренции и предотвращение монополизации рынков, гарантии свободы информации, контроль за финансовой отчетностью фирм и т.д. Такое регулирование экономики на микроуровне осуществляется с помощью набора доступных для государства рычагов – лицензирования различных видов деятельности, применения стандартов качества продукции и услуг, регулирования цен и тарифов, предоставления субсидий или льготных кредитов, предоставления концессий, контроля за слияниями и поглощениями, регламентации рекламной деятельности и т.п.
Второе направление охватывает сферу макроэкономического регулирования и реализуется через выполнение двух основных функций, ориентированных на восполнение провалов рынка:
1) стабилизация экономики и финансовой системы. Эта функция предполагает использование бюджетно-налогового механизма для поддержания макроэкономического равновесия, сглаживания циклических колебаний, обеспечения рабочих мест, выравнивания доходов, сдерживания инфляции и содействия экономическому росту;
2) эффективное распределение ресурсов путем ограничения выпуска товаров и услуг, имеющих негативное воздействие па общество, или, наоборот, стимулирование выпуска полезных товаров, а также концентрация ресурсов для производства большей части общественных благ.
Отметим, что государство выступает в разных качествах. Во-первых, оно было и остается основным субъектом хозяйствования. Государство все еще эффективно при предотвращении провалов рынка, выступая производителем общественных благ, среди которых жизненно необходимыми являются обеспечение безопасности и обороноспособности страны, охрана окружающей среды. Во-вторых, государство остается основным субъектом мировой политики, отношения в этой сфере структурированы как международные отношения, т.е. как отношения между нациями-государствами. В-третьих, государство является гарантом правопорядка. Общества не были бы обществами, т.е. упорядоченными целостностями, если бы не были организованы в виде государств.
Таким образом, несмотря на то что на роль главных субъектов мирового хозяйства в условиях глобализации все настойчивее претендуют финансовый капитал и ТНК, государство по-прежнему сохраняет важнейшую роль в тех сферах, где частный капитал неэффективен, выполняет свои традиционные функции и приобретает новую роль.