Лекция V. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Смешанная экономика с государственным вмешательством, корректирующим "провалы рынка", обеспечила в 50-60-е гг. XX в. ("кейнсианские десятилетия") не только стремительный экономический подъем передовых капиталистических стран (наибольший за все времена), но и выравнивание доходов и повышение уровня жизни широких слоев населения ("общество всеобщего благоденствия"). Консенсус (от лат. consensus - "согласие") относительно целей полной занятости, антициклического регулирования и сотрудничества крупного частного бизнеса, правительства и организованного труда (профсоюзов) ради экономического роста сопровождался консенсусом большинства западных экономистов на базе "неоклассического синтеза".
Противники активного государственного вмешательства, считавшие его "расползанием социализма", составили поначалу не очень значительное, по постепенно набиравшее влияние течение неолиберализма. Они порицали кейнсианский разрыв с принципами классического либерализма - апологией конкуренции и денежной системой золотого стандарта - и настаивали на преимуществах свободного рынка как оптимального механизма координации экономических ресурсов, сохранения и реализации личных свобод. Но, в отличие от классического либерализма laissez faire, неолибералы подчеркивали, что конкурентный рыночный порядок, хотя и является спонтанным, для своего сохранения требует государственной институциональной поддержки: правового оформления частной собственности, обеспечения устойчивой валюты.
Неолибералы группировались вокруг двух идейных и организационных центров - общества "Мон-Пелерин" в Европе и Чикагского университета в США. Основная разница между ними заключалась в том, что европейские неолибералы, возглавляемые экономистами неоавстрийской школы, отвергали теоретический аппарат "неоклассического синтеза" и уделяли повышенное внимание философским (эпистемологическим) обоснованиям преимуществ конкурентного рыночного порядка; в то время как экономисты Чикагской школы использовали этот аппарат для критики неокейнсианской макроэкономической политики. Под влиянием Чикагской школы в США оформилось неоинституциональное направление, принципиально отличное от "старого" американского институционализма, дополнившее неоклассическую микроэкономику категориями трансакционных издержек и спецификации прав собственности и настаивавшее на большей опасности "провалов государства" сравнительно с "провалами рынка".
Глава 25 "Истоки и эволюция неоавстрийской школы и немецкого ордолиберализма" рассматривает два главных направления европейского неолиберализма; прослеживает политический и интеллектуальный контекст их формирования; раскрывает эпистемологические основания методологического индивидуализма неоавстрийской школы и его проявления в теории конкуренции, особенности неоавстрийской трактовки денежного обращения и экономического цикла; показывает неоднозначную связь немецкого ордолиберализма с теорией и практикой социального рыночного хозяйства.
Глава 26 "Американский неолиберализм: монетаризм и экономика предложения" рассматривает макроэкономические концепции Чикагской школы; прослеживает политический и интеллектуальный контекст их возникновения и эволюции; раскрывает особенности монетаризма, экономики предложения и новой классической макроэкономики как антитез неокейнсианской политики управления денежной массой, стимулирования совокупного спроса и антициклического регулирования; показывает связь американских неолибералов с политическим неоконсерватизмом и причины их громкого успеха в 70-90-е гг. XX в.
Глава 27 ""Экономический империализм" и неоинституционализм" рассматривает теорию "человеческого капитала" и неоинституциональные концепции как новые направления, основанные на методологическом индивидуализме и неолиберализме; прослеживает применение теории "человеческого капитала" к разным сферам на основе предпосылки об индивиде как предпринимателе, рационально организующем собственную жизнь ради максимизации выгоды; раскрывает особенности неоинституциональных концепций экономического и социального взаимодействия как сети сделок и контрактов; показывает значение неоинституционализма для политической практики и экономической истории.
После изучения части V студент должен: знать
- происхождение понятий "неолиберализм", "социальное рыночное хозяйство", "монетаризм", "стагфляция", "естественная норма безработицы" и др.;
- главных представителей неоавстрийской школы, немецкого ордолиберализма, монетаризма, новой классической макроэкономики, экономики предложения, неоинституционализма, Вирджинской школы;
- основные положения учения неоавстрийской школы о "спонтанных порядках";
- значение Общества "Мон-Пелерин" и Чикагской школы для развития и распространения неолиберальных идей;
- связь теоретических оснований школы монетаризма с методологией позитивной экономической науки;
- различия между "старым" и "новым" институционализмом;
- классификации экономических ресурсов, контрактов, трансакционных издержек по О. Уильямсону;
уметь
- раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "интервенционизм", "фидуциарные деньги", "рассеянное знание", "сциентизм", "каталлактика", "арбитражные сделки" и др.;
- формулировать "эффект Рикардо", "монетарное правило" Фридмена, "критику Лукаса", "гипотезу скрининга", "теорему Коуза", "парадигму прав собственности";
- иллюстрировать примерами "экономический империализм" как расширение предмета экономической теории;
- показывать связь между неолиберальными концепциями и экономическими реформами в западных странах в 1940-1950-е и 1970-1980-е гг.;
- объяснять различия между позициями сторон в дискуссиях о роли инвестиций и государства в механизме экономического цикла, об экономическом значении образования;
владеть
- хронологией "консервативного вызова" кейнсианству в связи с проблемами макроэкономической политики;
- навыками сопоставления неокейнсианства и монетаризма по вопросам экономической теории и макроэкономической политики;
- навыками сводной характеристики методологического индивидуализма и особенностей его проявления в различных неолиберальных концепциях.