Немецкая историческая школа

Немецкая историческая школа стоит особняком среди основных направлений экономической мысли XIX-XX столетий. Она вызвала яростную критику как со стороны представителей неоклассической школы и маржинализма, так и со стороны марксистов.

Подобное положение связано с несколькими причинами. Во-первых, в отличие от практически всех теорий XIX – начала XX вв., опиравшихся на достижения классической школы политической экономии, немецкая историческая школа изначально выступила как оппонент и критик классики. Во-вторых, сторонники немецкой исторической школы по-иному, чем прочие экономисты того времени, подошли к пониманию предмета экономической теории, включив в него то, что позднее получило название институтов общества. В-третьих, была разработана новая методология анализа, перенесшая акценты с абстрактно-теоретического на конкретно-исторический метод.

Особенности немецко-исторической школы были в значительной степени связаны со спецификой развития Германии, в экономике которой огромную роль играло государство. Рыночные отношения, позволяющие исследовать объективные экономические законы, были относительно неразвитыми. В этих условиях в понятии "политическая экономия" упор делался не на экономии, а на политике.

Предтечей и методологической базой немецкой исторической школы было философское направление, возникшее еще в Средневековье – камерализм. Это было учение об управлении государством, включавшее в себя не только экономическую мысль, но и достижения других общественных наук. В экономическом плане на первый план выдвигалась политика протекционизма и другие меры государственного регулирования экономики. Главным объектом исследования представителей немецкой исторической школы были правила государственного управления, а не механизм свободного ценообразования, как в других научных школах того времени.

Философское подкрепление идей камерализма немецкие ученые искали в теории Г. В. Гегеля, высказавшего концепцию, согласно которой развитие человеческого общества проявляется в совершенствовании духа народа. Еще одной идеей Гегеля, подхваченной немецкими историками, был тезис о том, что па основе изучения прошлого можно понять эволюцию будущего общества. Значительное влияние на формирование методологии немецкой исторической школы сыграли взгляды немецкого правоведа начала XIX в. Ф. фон Савиньи, сформулировавшего идею "народного права", развивающегося под влиянием национальной культуры и выражающего народный дух.

В середине XIX в. большое влияние на немецких экономистов имел философ В. Дильтей, который указывал на то, что общественные науки (история, юриспруденция, экономика) имеют дело с конкретными индивидуумами в отличие от естественных наук, оперирующих абстрактными понятиями. Главным методом общественных наук по Дильтею является казуальный (причинный) метод, ищущий в каждом явлении его причины. В свою очередь, основой причин всех экономических явлений являются мотивы поведения человека.

Немецкая историческая школа прошла несколько этапов развития. Первый этап, относящийся к 20–40-м годам XIX столетия можно назвать периодом формирования теоретических основ школы. В качестве наиболее ярких представителей этого этапа выступали А. Мюллер (1779–1829) и Ф. Лист.

Наибольшую известность получил Ф. Лист, прославившийся борьбой за национальное единство Германии и против экономической и политической гегемонии Англии. Главным способом достижения этих целей, а также всяческого развития и усиления Германии Лист считал политику протекционизма.