Некоторые особенности гуманитарного управления
Экономическая эффективность хозяйственного планирования все в большей степени зависит от содержания и характера гуманитарной деятельности людей, уровня их культуры, образования, профессиональной подготовки, степени понимания стоящих перед ними социальных задач, убежденности в их практической реализации. В этих условиях перед федеральным хозяйственным планированием ставятся принципиально новые задачи. Система экономических показателей хозяйственного планирования обычно подразделяется на следующие основные группы: народонаселение, трудовые ресурсы общества (их распределение и использование), национальное богатство, производство и обращение общественного продукта, рост национального дохода, материального благосостояния населения и т.д. Каждая из этих основных групп имеет соответствующие подгруппы.
Однако для измерения уровня социального развития страны одних экономических показателей в современных условиях уже явно недостаточно. Экономические показатели дают только косвенную характеристику социальных процессов и отражают в основном рост материального и культурного богатства общества, социальных групп "среднестатистического индивида". Они позволяют осуществлять среднесрочное планирование только путем простой экстраполяции от достигнутого уровня и не в состоянии дать дифференцированную характеристику всех сложных изменений, происходящих в российском обществе. Необходимым дополнением к экономическим показателям выступает система гуманитарных показателей и индикаторов, которая позволяет с научной обоснованностью судить о конкретных условиях труда и быта человека, о их влиянии на его социальное поведение и его социальную деятельность, об отношении человека к условиям его жизнедеятельности и т.д. Прогрессивные сдвиги в области промышленности и сельского хозяйства, народного благосостояния и культуры и т.д. создают объективно необходимые условия для гуманитарных изменений. Социальная эффективность экономических преобразований измеряется не только материальными затратами общества на удовлетворение потребностей населения, но и ОГЛАВЛЕНИЕм и характером гуманитарных изменений и, в первую очередь, изменением социальных интересов и отношений личности.
Гуманитарное (общеупотребительное "социальное") планирование строится на основе соотношения реальной и желаемой структур социального организма. Это не механическое выделение из общей системы экономических показателей, относящихся к гуманитарному разделу хозяйственного плана, а особая отрасль планирования, характерная для формирующейся России. Его сущность состоит в том, что при выделении средств и капиталовложений на гуманитарное развитие и культуру учитывается социально-статистическая информация о формах и механизмах действия социальных законов, что позволяет с научной точностью определить возможную гуманитарную эффективность планируемых экономических, организационных и других мероприятий.
Народнохозяйственные планы, рассчитанные на решение коренных экономических и гуманитарных задач, ныне включают в себя также социальные цели и наметки наиболее выгодных путей их достижения, выработанные в результате оценки разных вариантов. Реализация этих принципов, применительно к задачам гуманитарного планирования, включает научно обоснованную систему: гуманитарных целей развития страны на долгосрочный период; социальных изменений, осуществляемых на пути реализации этих целей, выработанных на основе анализа различных вариантов; экономических ресурсов, позволяющих достаточно полно использовать выбранные средства достижения планируемых гуманитарных целей.
Ныне принимаются меры к опережению в прогнозировании и планировании гуманитарного развития. Это относится как к перспективным, так и к текущим государственным планам. В них обеспечивается приоритетное выделение средств на решение жилищной проблемы, укрепление здоровья, повышение образовательно-культурного уровня, удовлетворение духовных потребностей. Практика показала, что игнорирование гуманитарных аспектов развития нашей экономики, откладывание их решения на неопределенный срок, отрицательно сказалось на эффективности развития самой экономики и появлению в ней застойных явлений, которые, в свою очередь, еще более усугубляли развитие гуманитарной сферы.
Типичный пример такого игнорирования, когда наращивание новых производственных мощностей шло без учета новых гуманитарных требований к характеру и условиям труда, проявлялся в том, что в новые проекты закладывались устаревшие технические решения, а это во многом сохранило потребность в огромной доле тяжелого физического и малоквалифицированного труда. Следовательно, изначально в развитие производительных сил закладывалось неравенство в условиях труда. Больше половины трудящихся страны, в силу острейшей экономической необходимости, были вынуждены трудиться на рабочих местах, где не требуется высокой профессиональной подготовки, необходимой культуры труда, а в основном требовалась лишь грубая физическая сила. Фактически, последние десятилетия, по данным социологических исследований, пропорции соотношения высококвалифицированного и неквалифицированного труда оставались почти на одном уровне, а подчас даже и снижались, что не могло не сказаться на тенденциях развития внутриклассовой и межклассовой интеграции населения. Это одна сторона дела.
Другая же ее сторона состояла в том, что гуманитарная непривлекательность и непрестижность (а то и просто вредность для здоровья) таких рабочих мест создали целый ряд проблем по обеспечению их рабочей силой. Поэтому единственным стимулом привлечения на подобные рабочие места, особенно молодежи, стало искусственное, экономически неоправданное, завышение оплаты такого труда, что, естественно, ни в коей мере не решало самой проблемы, а лишь усугубляло ее. Дело в том, что высокий уровень оплаты подобного труда фактически (и это подтвердили исследования в общероссийском масштабе) ликвидировал разницу в оплате между квалифицированным и неквалифицированным трудом, в лучшем случае, свел эту разницу к минимуму.
Если в 50–60-е гг. и отчасти в 70-е гг. XX в. существовала прямая зависимость между уровнем образования и квалификации и заработной платой, то в последние годы эта зависимость была практически ликвидирована, что не могло не сказаться на деформации принципа оплаты по труду. Такое положение не стимулировало и квалификационного роста рабочих, повышения их профессиональной подготовки, роста их образования и культуры. Это, в свою очередь, не способствовало росту темпов повышения производительности труда, что отрицательно сказалось на качестве труда и его результатах. К сожалению, подобные негативные тенденции нарастают. Особенно пагубно они сказываются на оплате труда интеллигенции, труд которой в настоящее время оплачивается ниже труда среднеоплачиваемых рабочих.
Другой, не менее характерный пример. Социологи достаточно много и подробно занимались областью интересов и мотивов, в частности, в сфере трудовой деятельности. Но, как это ни странно, в их исследованиях речь больше шла о субъективной стороне социальной деятельности, и почти не анализировались сложность и противоречивость, которые накапливались в сфере производственных отношений, т.е. в тех объективных фундаментальных сферах, которые определяют большинство процессов в гуманитарной деятельности. Очень много говорилось о трудовых коллективах, их правах и обязанностях, повышении их роли в управлении производством. И фактически, за редким исключением, ничего не говорилось о них, как носителях отношений собственности. Практически до сих пор никак не исследуется роль и место частной собственности. В исследованиях социальных процессов часто только декларировалась зависимость гуманитарной сферы от экономических структур, но не анализировался весь комплекс причинно-следственных связей в данной области.
Вместе с тем конкретная социальная ситуация определяется множеством причинно-следственных связей между экономическими и гуманитарными, гуманитарными и политическими, идеологическими, нравственными и др. сторонами жизни общества. Объективное экономическое и социальное положение человека и его субъективная реакция и оценка этого положения должны быть прослежены в их взаимодействии по всем линиям. Иначе оценка той или иной ситуации может оказаться просто ошибочной. К примеру, из того факта, что абитуриенты, прошедшие натаскивание у репетиторов, чаще поступают в вузы, вовсе не вытекает, что нужно организовать институт репетиторства. Куда важнее поднять на более высокий уровень процесс обучения в самой школе, ликвидировать различия сельской и городской школы, повысить профессиональный уровень педагогов, создать действенную систему сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Не менее характерен пример и с повышением заработной платы. Как известно, рост заработной платы не ведет автоматически к росту производительности труда, повышению его качества. Причинно-следственные связи здесь могут работать в прямо противоположном направлении. Сегодня стало особенно очевидным, что централизованное общегосударственное повышение заработной платы оправдано лишь в той мере, в какой оно содействует возмещению инфляционных издержек для низкооплачиваемых категорий трудящихся, а также малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов и т.п. Во всех остальных случаях повышение заработной платы должно быть следствием более эффективного производительного труда, повышения его качества, экономии материальных и энергетических ресурсов, снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Не менее важна и другая проблема. Необходимо идеологическое, нравственное обеспечение этого процесса, чтобы повышение заработной платы не превращалось в самоцель, не сбивалось па индивидуальный и коллективный эгоизм. Опасность таких явлений при проведении экономической реформы не должна сбрасываться со счетов. Экономический интерес личности и коллектива должен служить закреплению и развитию высоких социальных и нравственных позиций и, наоборот, прогрессивная идеология и нравственность должны стимулировать высокую творческую и трудовую отдачу каждого отдельного человека и коллектива в целом. Ясное в своей абстрактной теоретической форме это положение не столь тривиально в действительности. Здесь еще предстоит кропотливая работа по выявлению причинно- следственных связей в ходе развернувшегося экономикоадминистративного реформирования.
В связи с этим особое значение приобретает государственный контроль за ценообразованием, ограничение стремления отдельных предпринимателей и коллективов строить свое благополучие за счет неоправданного повышения цен на выпускаемую продукцию. Подобное явление ведет к созданию фиктивной экономики. Оно не только деструктивно действует на предпринимателей и трудовой коллектив, снижая его вклад в общественное богатство, но и вызывает цепную реакцию среди других предпринимателей и трудовых коллективов, деформирует их социальную позицию, развращает сознание каждого в отдельности.
Развернувшаяся сейчас полемика по проблемам ценообразования, реформы цен, не может быть решена кавалерийским наскоком. Необходимо учитывать в этой проблеме не только сложившиеся жизненные стандарты, наличие весьма различных по своим доходам групп населения, но и исторически сложившиеся традиции ценообразования, психологическую адаптацию к ним людей. Крутая ломка этих традиций, а тем более, связанная с "повышением среднего уровня" цен может дать не только положительный, но и сугубо отрицательный эффект, рост деструктивных социальных тенденций, связанных со снижением уровня потребления отдельных групп населения. Эти деструктивные процессы уже сказываются на снижении продолжительности жизни, увеличении детской смертности, снижении рождаемости, социальной стабильности и росте преступности. Плюсы и минусы таких мероприятий малопредсказуемы.
Несбалансированность цен, их отрыв в ту или иную сторону от себестоимости не всегда является причиной экономических трудностей, напротив, они сами выступают следствием недостатков в развитии экономики. Скажем, повышение цен на бытовые услуги вовсе не означало повышения их качества и оперативности. Гуманитарный эффект таких мероприятий, особенно если их рассматривать с точки зрения достижения наших конечных целей, весьма сомнителен.
Перестройка ценообразования – важное звено нового хозяйственного механизма. Но она должна проводиться с целью оживления экономики, увеличения производства необходимых продуктов и товаров, наращивания национального дохода, роста благосостояния трудящихся.
Стратегические цели интенсификации экономического развития нашего общества – дальнейшее повышение благосостояния народа, более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей, во многом по-новому заставляют смотреть и на гуманитарную политику, на совершенствование гуманитарной сферы. Следует подчеркнуть, что не только интенсификация хозяйственного комплекса расширяет возможности гуманитарной политики, но и капиталовложения в гуманитарную сферу становятся экономически эффективными, способствуют развитию экономики. Таким образом, сама гуманитарная политика становится важнейшим инструментом интенсификации развития общества. Поэтому требования к разработке научно обоснованных гуманитарных решений в условиях происходящих реформ значительно возрастают. Сложность такой задачи заключается в том, что ответная реакция или результат того или иного решения в гуманитарной сфере проявляются не сразу, они сдвинуты во времени и зачастую в исторически длительном промежутке. Поэтому ошибки здесь трудно поправимы, а их последствия затрагивают интересы и положения многих миллионов людей.
Стало быть, при формировании планов социального развития важно учитывать не только общие контуры причинно-следственного взаимодействия экономической и гуманитарной сфер жизнедеятельности общества, не только их влияние друг па друга, но и весь комплекс взаимозависимостей гуманитарных отношений с идеологией и политикой, с культурой и моралью. Иначе говоря, необходим комплексный подход к изучению гуманитарных явлений как результату многоплановой системы социальных отношений людей, которые в совокупности представляют общество как целое.
В свою очередь, это требует исследования различных линий взаимосвязи "индивид – группа – общество", а также структуры классовых, национальных, трудовых, семейных социально-психологических отношений на уровне как отдельных групп, так и личностей. Это означает необходимость проведения содержательного анализа общества на базе социального детерминизма, постоянно помня, что каждое историческое событие выступает как результат сложного переплетения воли, интересов, стремлений огромного числа индивидов, каждый из которых преследует свои собственные цели.
Большая роль в этом плане принадлежит социологическим исследованиям. Они обязаны обеспечить необходимую исходную социально-статистическую информацию, которая требуется для разработки научно обоснованного плана развития материальных и духовных потребностей на тот или иной период, социальных интересов и отношений человека нового исторического типа, т.е. для определения и конкретизации социальных целей общества на данное время. Здесь же будет и разработка показателей (индикаторов) гуманитарного планирования на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также целевая прогностическая группировка факторов, воздействующих на гуманитарные процессы в различных сферах общества.
Социологические исследования призваны эффективнее способствовать координации гуманитарного и экономического планирования, содействовать выработке социально- экономических моделей как на уровне предприятия, так и, в конечном счете, на общегосударственном уровне, способствовать формированию комплекса проблем, связанных с отысканием методов измерения гуманитарных индикаторов.
Поскольку движущей силой социальных механизмов реализации народнохозяйственных планов выступают конкретные люди, постольку для научного управления развитием общества необходимо знать реальные потребности, интересы и отношения конкретных людей, а также систему эмпирических факторов и условий, оказывающих определяющее воздействие на реализацию общих гуманитарных целей, стоящих перед обществом. Характер и ОГЛАВЛЕНИЕ эмпирических факторов и конкретных условий жизнедеятельности людей определяет логику развития экономики и гуманитарной структуры на планируемый отрезок времени.
В свете вышеизложенного обществоведы и, в первую очередь, социологи призваны больше внимания уделять исследованию форм проявления и механизмов действия объективных социальных законов развивающегося российского социума; выявлению потребностей конкретной личности н степени их совпадения с общими целями общества; установлению характера и содержания системы эмпирических факторов и обстоятельств, оказывающих воздействие на изменение и развитие потребностей личности.
Конкретная гуманитарная информация позволяет определить направленность развития экономики, выступающей как средство регулирования системы экономических обстоятельств в конкретных условиях жизнедеятельности человека, а тем самым, и развития личности и се потребностей. Отличительная особенность современной стадии социально- экономического развития России от предшествующей заключается в том, что возникает реальная возможность все большего и большего удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей всех членов общества. Экономика выступает как средство решения гуманитарных задач, основное поприще реформационных процессов, а интересы населения – это главный критерий всех проводимых преобразований.
Если высшей целью нашей экономической политики является неуклонный рост благосостояния народа, то высшей целью ее гуманитарной политики является формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, разумное удовлетворение ее растущих материальных и духовных потребностей.