Некодифицированные федеральные законы, регулирующие отношения в таможенной сфере
Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", отменивший ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности определил: основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.
В данном нормативном документе перечислены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Особо указывается на недопустимость применения иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12 Закона).
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить:
1) Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за ее пределы и передачи права собственности на них.
К компетенции таможенных органов согласно данному нормативному акту относится контроль за установленным им порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей;
2) Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который закрепил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ФТС России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Закон является основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок обращения валюты и валютных ценностей на территории РФ, а также порядок совершения валютных операций субъектами валютного права. В основу данного законодательного акта был положен принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом";
3) Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в пределах предоставленных им полномочий были отнесены и таможенные органы России;
4) Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", урегулировавший правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном перемещении оружия через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия;
5) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрим пример, связанный с применением конкурентного законодательства к отношениям, складывающимся в таможенной сфере.
ООО "Таможенная карта" обратилось в ФАС России с жалобой на действия таможенных органов.
В ходе проведенной ФАС России проверки было установлено, что в 2000 г. рядом кредитных организаций была создана специализированная межбанковская система расчетов по таможенным платежам с использованием банковских карт.
Порядок приема таможенными органами таможенных карт для уплаты таможенных платежей, а также учета поступающих на счет таможни денежных средств, уплаченных с применением таможенных карт был регламентирован приказом ГТК России от 03.08.2001 № 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)).
Предусматривалось, что координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки могла осуществлять организация, определенная участниками проекта по согласованию с ГТК России – единый координатор эмиссии таможенных карт (далее – Координатор)[1]. Правом осуществлять непосредственную эмиссию таможенных карт наделялись кредитные организации (банки-эмитенты). При этом, в качестве банка-эмитента могли выступать только те кредитные учреждения, которые заключили договор с Координатором[2].
В свою очередь, таможенные органы в целях обеспечения приема таможенных карт должны были заключить соответствующий договор с Координатором[3]. В результате одним Координатором стало ООО "Таможенная карта"[4], а другим – ООО "Таможенная платежная система"[5].
В ноябре 2009 г. ФТС России издала распоряжение, запрещающее принимать таможенные карты к оплате до тех пор, пока Координаторы успешно не пройдут процедуру тестирования карт на взаимодействие с программным комплексом, установленным в таможенных органах[6]. Это тестирование ФТС России приняло решение проводить в связи с изменениями в ТК РФ 2003 г., согласно которым платежи должны были поступать на счета федерального казначейства, а не таможенных органов. В результате таможенные органы перестали принимать к оплате карты, эмитированные ООО "Таможенная карта" и ООО "Таможенная платежная система".
Федеральной антимонопольной службой было также установлено, что фактические действия ФТС России, ГНИ ВЦ ФТС России, ЦЭТ и ЦАТ, связанные и исполнением Распоряжения № 207-р, свидетельствовали о намеренном затягивании процедуры прохождения тестирования ООО "Таможенная карта" и предоставлении преимуществ при прохождении тестирования ООО "Таможенная платежная система".
Одной из причин непрохождения ООО "Таможенная карта" тестирования стало неисполнение данным Координатором требований разработанной ФТС России "Программы и методики испытаний систем координаторов эмиссии таможенных карт" (далее – Методика), а именно непредставление в таможенные органы, уполномоченные Распоряжением № 207-р провести тестирование документов, на основании которых тестирование проводится.
Соответственно, ООО "Таможенная карта" не было осведомлено об условиях и порядке проведения тестирования, в частности, и о необходимости представления и согласования с ГУИТ ФТС России и ГНИВЦ ФТС России или с иными структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами, уполномоченными Распоряжением № 207-р на проведение тестирования Координаторов, документов, на основании которых должно было проводиться тестирование.
Методика была представлена ООО "Таможенная карта" только по прошествии четырех месяцев с момента издания Распоряжения № 207-р, в связи с чем ООО "Таможенная карта" не имело возможности пройти это тестирование.
Кроме того, согласно пояснениям лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Распоряжение № 207-р также не направлялось Координаторам и не публиковалось в открытом доступе.
В то же время из представленных в ФАС России документов следовало, что ООО "Таможенная платежная система" прошло тестирование в соответствии с Методикой за три дня в течение трех недель после издания ФТС России Распоряжения № 207-р. Таким образом, представление ФТС России доступа к информации об условиях и порядке прохождения тестирования ООО "Таможенная платежная система" в приоритетном порядке способствовало успешному прохождению тестирования данным Координатором и обеспечению приема таможенными органами таможенных карт, эмитированных в рамках платежной системы, организованной ООО "Таможенная платежная система".
К маю 2010 г. работа платежной системы, организованной ООО "Таможенная карта", была практически полностью прекращена вследствие отказов таможенных органов, перешедших на новый порядок уплаты таможенных платежей, принимать таможенные карты, эмитированные в рамках этой платежной системы, на основании непрохождения ООО "Таможенная карта" тестирования. Напротив, работа ООО "Таможенная платежная система" после прохождения успешного тестирования возобновилась.
Федеральная антимонопольная служба по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), стремясь восстановить здоровую конкуренцию среди систем расчетов по таможенным платежам с использованием таможенных карт, пришла к выводу, что ФТС России нарушила Федеральный закон "О защите конкуренции": она воспрепятствовала приему к оплате таможенных карт, выпущенных платежной системой "Таможенная карта", представила "Таможенной платежной системе" доступ к информации в приоритетном порядке.
8 февраля 2011 г. Комиссией было принято решение и предписание по делу по обращению ООО "Таможенная карта" с жалобой на действия ФТС России. Согласно п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти запрещено осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий. В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке. Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ФТС России, связанных с изданием и исполнением Распоряжения № 207-р, нарушения п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона, выразившегося в препятствовании осуществлению деятельности ООО "Таможенная карта" и ООО "Таможенная платежная система" в качестве Координаторов и предоставлении ООО "Таможенная платежная система" доступа к информации в приоритетном порядке.
Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ФТС России предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции[7].