Неформальные коммуникации
Неформальные каналы коммуникаций в организациях часто называют ложными слухами. В то время как многие авторы полагают, что информация, передаваемая но системе "ложных слухов", неточна, по крайней мере один исследователь придерживается мнения, что от 75 до 95% такой информации — корректно. К тому же неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач.
В одном из последних исследований офисных сплетен только 14% опрошенных сказали, что редко прибегают к слухам. Остальные заявили, что распространяют слухи либо часто, либо иногда. Большинство тем, по которым распространялись слухи, были связаны с работой; среди наиболее часто обсуждаемых тем были названы изменения в бизнесе и офисные интриги. 57% опрошенных объяснили свое участие в распространении сплетен тем, что только таким образом можно было узнать, "что происходит на самом деле".
Неформальные сообщения также называют по-другому: задания, не относящиеся к работе, социальные коммуникации или поддерживающие коммуникации. Иногда сообщение может распространяться по командной цепочке и при этом оставаться неформальным. Это особенно верно тогда, когда тема сообщения не относится к данной организации или данной работе. Примерами могут служить ситуации, когда работники разного уровня обсуждают темы, не связанные с работой, по время игры в гольф или на пикнике.
Распространенной формой неформальных коммуникаций является управление, основанное на выходах в народ, и "виноградная лоза" (в источниках можно встретить иное название этого явления: "виноградная гроздь", иногда просто "гроздь", но это определение относится к одной из форм передачи информации по неформальным каналам, в то время как понятие "лоза" охватывает все виды неформальных связей).
Управление, основанное на выходах в народ, или обходы производственных участков, позволяет менеджерам получать информацию "из первых рук", без искажения, в оперативном режиме, построить более человеческие отношения с подчиненными, получить представления об их проблемах, проверить реакцию на принимаемые решения (обеспечить обратную связь), "провентилировать" отношение к предполагаемым изменениям.
"Виноградная лоза" — это неформальная коммуникативная есть организации, формирующаяся в низшем звене и существующая наряду с формальной сетью. Чем меньше информации поступает к работникам по официальным каналам, тем интенсивнее развивается "виноградная лоза".
Цепочки лозы могут быть такими:
— однонаправленные (информация передается последовательно от одного работника другому);
— сплетни (от одного — многим);
- вероятностные (новость распространяется случайным образом);
— гроздь (информация передается нескольким сотрудникам, а некоторые из них также передают информацию нескольким).
Известна формула психолога П. В. Симонова:
Э = П(Н-С),
где Э — эмоциональная напряженность в коллективе; П — потребность в информации; Н — необходимая информация; С — имеющаяся информация.
Согласно этой формуле, эмоциональная напряженность в коллективе поставлена в прямую зависимость от разницы между необходимой и предоставляемой информацией: чем ближе эта разница к нулю, тем спокойнее и работоспособнее коллектив, тем ниже эмоциональная напряженность, меньше оснований для появления слухов и неформальных групп.
В табл. 5.1 приведем данные, показывающие источники информации работников, которые используются в ФРГ.
Таблица 5.1. Источники информированности работников предприятия ФРГ
Источник информации |
Доля информации, получаемой из этого источника, % |
Непосредственный руководитель |
60 |
Заводской журнал |
4 |
Совет предприятия и производственное собрание |
21 |
Циркулярные письма и доска объявлений |
25 |
Коллеги из своего или "чужого" подразделения |
22 |
Неформальные источники (слухи, случай и т.д.) |
4 |
Прочие источники |
8 |
В одном из исследований, проведенном в США, работников попросили определить "официальный" коммуникационный канал, используемый их работодателем. Респонденты назвали такие каналы (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Формальные каналы, используемые руководством американской компании
Канал |
Опрошенные, указавшие этот канал, % |
Информационный бюллетень |
71 |
Доска объявлений |
10 |
Электронная почта |
43 |
Регулярные встречи всей компании |
36 |
Другое (записки, другие встречи и т.д.) |
36 |
Отсутствие канала |
14 |
Если на немецком предприятии заботу об информировании работников взяло на себя руководство, причем информация доводится в процессе непосредственного общения, то на американском предприятии предпочитают более формальные и "обезличенные" каналы передачи информации.