Неблагоприятные варианты профессионального развития
Неблагоприятные, или социально нежелательные варианты развития человека как субъекта труда могут быть результатом разных причин, а также совокупного их влияния. Е. А. Климов выделяет пять неблагоприятных (с точки зрения общества) вариантов развития человека как субъекта труда [6]: 1) "стихийное" развитие; 2) "ложнонаправленное" развитие; 3) "застой" развития, стагнация; 4) "обратное развитие", деградация; 5) "отягощенное", деструктивное развитие.
"Стихийное" развитие субъекта труда – явление довольно частое, речь идет о случайном выборе профессии, профессионального учебного заведения без учета склонностей, способностей личности. Этому содействуют внешние условия социализации подростка, когда профессиональная ориентация практически не проводится, подростки не получают подготовки и помощи в самопознании. Внутренними предпосылками стихийного развития субъекта труда может быть относительно низкий уровень интеллекта, ограниченный кругозор.
"Ложнонаправленное" профессиональное развитие оказывается результатом реализации намерений и убеждений личности, но сами эти намерения и убеждения могут быть ошибочными, морально ущербными (мальчик хочет быть "начальником", девочка – топ-моделью, кто-то мечтает любыми способами разбогатеть и не работать и т.п.).
"Застой", стагнация – профессиональное развитие человека как бы застывает, консервируется. Внешними причинами могут быть монотонность трудовых заданий, невостребованность рационализаторских инициатив, консерватизм начальника, руководства организации. Внутренними причинами стагнации может быть снижение трудоспособности в силу возрастных факторов, хронический спад здоровья, накопившееся хроническое переутомление от совокупных усилий в быту и на работе. Главной причиной могут быть и депрессивные установки личности, преобладание пассивной жизненной позиции [60; 61].
"Обратное" развитие, деградация проявляются в резком несоответствии требований труда и его субъекта, порожденном либо кардинальным обновлением технологий, к которым оказывается не готов работник, или грубыми формами снижения трудоспособности в результате болезни, травмы, возрастных изменений психики. Несоответствие квалификации работника может усиливаться также его негативной установкой в отношении своего опыта и необходимости доподготовки [6, с. 132].
"Отягощенное", деструктивное развитие состоит в перестройке, трансформации личностных качеств, установок, направленности личности под влиянием длительного выполнения профессиональных задач, пребывания в профессиональной среде. Эти феномены обозначаются как профессиональные деформации личности.
Реально существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности – и тем самым стимулируют их развитие, в то же время какие-то другие стороны оказываются невостребованными – и их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и ущербных качеств субъекта труда, которые обозначают как профессионально обусловленные акцентуации личности [3]. Они могут проявляться в разной степени у работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Такого рода акцентуации могут быть в разной степени безобидными или нежелательными. Примеры: пунктуальность бухгалтера, синдром "асоциальной" перцепции у следователей, синдром "вседозволенности" у руководителей.
Общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания, допустимые и неизбежные для лиц, приверженных своей профессии, обнаружены Е. А. Климовым как типичные для представителей профессий, отличающихся предметным ОГЛАВЛЕНИЕм [6]. Например, представители социономического типа профессий гораздо в большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. Даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных "руссистов", "физкультурников", "математиков".
В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант негативного профессионального развития. Они возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности (у так называемых трудоголиков), а также в формировании жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям [3; 17; 46].
Профессиональные деформации личности (ПДЛ) – чрезвычайно сложная проблема. Это обусловлено трудностями выделения причинных связей, факторов, их многообразием. В отечественной психологии она стала разрабатываться относительно недавно, большинство работ выполнено на материалах педагогического труда, а также видов труда, связанных с системой исполнения наказаний для уголовных преступников и других служб МВД. ПДЛ проявляются, например, в том, что люди, призванные контролировать осужденных, являть собой образец государственности, высоких гражданских качеств, перенимают штампы речи правонарушителей, манеру поведения, а иногда и систему ценностей [17].
Выделяют несколько видов профессиональной деформации личности.
1. Общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации типичны для большинства людей, занятых определенной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляется дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. К. Маркс в своем "Капитале" называл грубые проявления такого узкого, ущербного развития личности работников, типичного для середины XIX в., "профессиональной идиотией".
Вариантом профессионально-личностной деформации является личностно-ролевой диссонанс, состоящий в том, что человек оказывается "не на своем месте", т.е. он берется выполнять профессиональную роль, к которой не готов, не способен [46]. Осознавая этот недостаток, субъект труда тем не менее продолжает трудиться в этой роли, но снижает свою трудовую активность. При этом появляется раздвоенность личности, человек не может полноценно реализоваться в профессии.
2. Профессионально-типологические деформации. Они образованы слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. Примеры такого рода деформаций:
• деформации профессиональной направленности личности (скептицизм недоверие к нововведениям, перестройка ценностных ориентаций, субъективная сверхзначимость трудовой деятельности при низких функционально-энергетических возможностях, а также относительно низком интеллекте субъекта труда);
• возникшие на основе гипертрофии отдельных профессиональных способностей – организаторских, коммуникативных и пр. (завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка, нарциссизм и пр.);
• обусловленные чертами характера субъекта (властолюбие, доминантность и пр.).
3. Индивидуализированные деформации проявляются у представителей разных профессий, ибо обусловлены чертами личности работников, которые чрезмерно развиваются в профессиональной среде. Такие деформации личности обусловлены в большей степени личностной направленностью, чем выполняемой трудовой деятельностью человека. Но профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации.
Примерами индивидуализированных деформаций являются проявления сверхответственности, суперчестности, гиперактивности, трудового фанатизма и пр. На наш взгляд, к такого рода индивидуализированным деформациям могут быть отнесены феномены, обнаруженные в исследовании Э. Э. Сыманюк [9]. Из достаточно большого перечня негативных черт личности, встречающихся у педагогов, составленного с помощью экспертов, оказались жестко связанными со стажем педагогической деятельности такие качества, как авторитарность, педагогическая индифферентность (педагогическая черствость), агрессивность и демонстративность и т.п. Это доказывают эмпирические данные, представленные на рис. 4, 5, 6 прил. ЭП-6-4. Приведенные материалы демонстрируют существенный рост указанных признаков в группах педагогов по мере увеличения педагогического стажа от 10 до 26 лет и более. Однако следует иметь в виду, что эти результаты были получены в условиях сопоставления срезовых выборок, а не лонгитюдного исследования, поэтому здесь нельзя исключать явления стихийного профессионального подбора. Суть его состоит в том, что из профессии уходят педагоги, не обладающие изначально такими акцентуациями личности, как немотивированная агрессивность и демонстративность, тогда как лица с подобными акцентуациями остаются, ибо получают возможность реализации соответствующих склонностей. При этом в выборках педагогов с большим стажем увеличивается процент лиц со средними и высокими показателями данных признаков, причем эти признаки развиваются, становятся более выраженными в благоприятной профессиональной деятельности и среде, а именно в профессии школьного педагога.
Особое значение в генезе профессиональных деформаций личности Е. И. Рогов придает таким качествам индивидуальности, как ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкий уровень интеллекта, самокритичности, рефлексии [46]. У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узкопрофессионально ориентированным.
К негативным вариантам профессионального развития, своего рода деструкциям, относят также проявления выученной беспомощности, профессиональной отчужденности (в условиях потери идентичности), а также развитие синдрома эмоционального выгорания, поведение лентяев (феномены прокрастинации) и некоторые формы трудоголизма [3].
Синдром эмоционального выгорания (burnout), установленный первоначально в форме разочарования, крайней усталости, деморализации работников психиатрических учреждений, стал широко обсуждаться после работ американских ученых К. Маслач и С. Джексон, предложивших в середине 80-х гг. XX в. опросник для оценки степени его выраженности. С тех пор аналогичные явления обнаружены для большинства представителей социономических профессий, а также других профессиональных групп. Синдром включает три составляющих: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм, игнорирование личностных свойств людей, с которыми работник взаимодействует); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности) [2; 44 и др.].
Деперсонализацию можно рассматривать не только как негативное явление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость, субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально значимые компоненты взаимодействия. Так Н. А. Вигдорчик (1934) относил подобные формы поведения, ярко проявлявшиеся в профессиях продавцов, телефонисток, артистов, педагогов, руководителей, к формам компенсации нарушенных функций, связанных с эмоционально-волевой регуляцией поведения, способу преодоления эмоционального истощения. Н. А. Вигдорчик отметил специфическую особенность таких работников: благодаря деперсонализации объектов взаимодействия и волевых усилий, направленных на самоконтроль своего поведения, в течение рабочего дня эти люди успешно справляются с симптомами психической неустойчивости, нервозности, но в домашнем быту они часто отличаются повышенной раздражительностью и обидчивостью.
Убедительные эмпирические данные связи компонентов "выгорания" и уровня развития коммуникативного потенциала личности врачей-руководителей представлены Е. Р. Мироновой [40] (см. ЭП-6-4, рис. 7, 8). Полученные исследователями факты могут быть надежным основанием мер профилактики явлений "выгорания", состоящих в тренировке коммуникативных умений, важных для общения врача с пациентами и коллегами, а также отчасти и в подборе врачей на руководящие должности.
Трудоголизм. Психологи могут помочь профессионалам избежать "выгорания", они советуют реалистичнее относиться к жизни и профессии, отделить свою личную жизнь от работы и развивать интересы, не связанные с работой. Синдром эмоционального выгорания часто встречается среди так называемых трудоголиков. Психолог Гарвардского университета Вайллент (Vaillant) провел лонгитюдное исследование развития личности в период зрелости с целью выявления признаков, способов и стратегий поведения, которые ведут к успеху (или неудачам) в профессиональной деятельности, получившее название Grant Study [29]. Оказалось, что успеха в самостоятельной профессиональной деятельности добиваются личности, обладающие практичностью, организованностью, цельностью. Были также выделены типичные виды приспособительного поведения (копинг-поведения) в период взрослости и защитные механизмы, помогающие в преодолении трудностей, в частности механизмы вытеснения, проекции и сублимации, не являющиеся признаками болезненного, невротического состояния личности (как это понималось З. Фрейдом, впервые описавшем эти формы защиты личности). Вытеснение проявляется в забывании сведений, вызывающих негативные эмоции, переживания; проекция – перенос на другого человека черт личности, мотивов, свойств, присущих субъекту. Особо отмечена полезная роль сублимации, при которой происходит переориентация человеком излишней энергии и социально неприемлемых влечений на социально одобряемые формы деятельности. Вайллент особо подчеркивал конструктивную роль этих механизмов, состоящую в том, что они помогают контролировать эмоции, регулируют биологические влечения, позволяют корректировать образ "Я" в условиях жизненных и профессиональных перемен, справляться с конфликтами и моральными внутриличностными проблемами.
Термины "трудоголизм", "трудоголик" могут рассматриваться двояко. Трудоголики – люди, для которых труд стал преобладающей формой жизненной активности при ущербности других мотивов и потребностей. Однако встречаются и трудоголики, которым удается сохранять доброжелательное и критичное отношение к людям, быть вполне успешными в работе. Таким образом, неправильным было бы считать всех людей, сублимирующих свои нереализуемые потребности трудом, людьми, не вполне здоровыми и нежелательными для общества.
Методы исследования развития человека как субъекта труда
В русле данной проблемы предметом изучения психологов могут оказаться разнообразные формы психической реальности: феномены профессионального сознания и самосознания, профессиональный опыт, специальные знания, умения, владение профессиональной терминологией, профессиональная мотивация, система профессиональных ценностей, увязанная с жизненными ценностными ориентациями, феномены профессиональной идентификации/отчуждения, вовлеченность в профессиональное сообщество или явления социального и профессионального маргинализма и пр. По этой причине нет какого-то единого универсального метода, используется совокупность методов – беседа, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, методы психодиагностики личностных черт, мотивации, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузометрия), методы психосемантики, методы исследования памяти и других психических процессов и т.д. [4; 23].
Выводы
Труд оказал существенное влияние на формирование специфически человеческих свойств психики в антропогенезе. Люди приобретают свойства субъектов труда в процессе социализации, на каждой стадии онтогенеза (начиная с раннего детства) формируются новообразования психики. Этот процесс может быть более успешным, если в обществе будут осознаны и поддержаны как социальная ценность задачи и идеалы трудового воспитания личности, органично связанные с морально-нравственным, гражданско-правовым воспитанием. В эпоху информационных технологий, роста энерговооруженности общества сохраняется и повышается роль работающего человека, возрастают требования к его квалификации, профессионализму, ответственности, моральным качествам. В то же время формируются идеалы нормы, культуры труда как ведущей деятельности для большинства взрослого населения, ибо в труде происходит развитие способностей и личностных качеств, воспроизводятся и поддерживаются внутренние ресурсы жизнеспособности и долголетия человека.
Психология труда (а также смежные направления психологии – психология развития и акмеология, педагогическая психология, социальная психология, психология личности) исследует закономерности профессионального развития, его движущие силы, источники развития, способы психологической оценки и прогнозирования процессов и продуктов профессионального развития, а также технологии коррекции и профилактики нежелательных вариантов развития.