Назначение специализированных жилых помещений
В ст. 93 ЖК РФ говорится о назначении служебных жилых помещений. Установлено, что такие помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо избранием па выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Из названной статьи следует, что они предоставляются гражданам только в случаях, установленных законодательством: в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы и других случаях, перечисленных в рассматриваемой статье. По сравнению с прежним законодательством значительно увеличилась область применения служебного жилья.
Ранее в ЖК РСФСР также содержались статьи о служебных жилых помещениях (ст. 101, 102, 105, 106). Они предоставлялись только на период работы (занятия должности) определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их деятельности должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилищные права граждан, проживающих в указанных помещениях, были ограничены по сравнению с правами нанимателей других жилых помещений (неслужебных). Они не могли, например, обменивать, бронировать занимаемое служебное жилое помещение. Приватизация служебных жилых помещений также имела свои особенности (ст. 4 Закона о приватизации).
Служебное жилье предоставлялось на основании отдельных законов и других нормативных актов.
Следует назвать постановления Совета Министров РСФСР, принятые в 1960–1970-х гг.:
– постановлением от 18.10.1962 № 1390 "О повышении ответственности за сохранность и ОГЛАВЛЕНИЕ в исправном состоянии жилищного фонда" служебные жилые помещения предоставляются работникам жилищно-эксплуатационных организаций – слесарям, дворникам, техникам-смотрителям;
– постановлением от 12.01.1970 № 15 "О мерах по повышению безопасности газоснабжения городов, поселков и других населенных пунктов" предусмотрено обеспечение служебным жильем рабочих и служащих, занятых на работе по эксплуатации газовых систем;
– постановлением от 16.04.1975 № 234 "О выделении в столицах автономных республик, краевых и областных центрах и других городах РСФСР служебных жилых помещений для почтальонов" служебные жилые помещения предоставляются почтальонам.
Позднее также принимались нормативные акты, в которых предусматривалось предоставление служебного жилья, например членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы (ФЗ от 08.05.1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
При этом необходимо отметить, что перечисленные и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы о служебном жилье, должны применяться в настоящее время с учетом норм (положений), предусмотренных разд. IV ЖК РФ.
Правовая характеристика жилых помещений в общежитиях дана в ст. 94 ЖК РФ. Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Как видим, ст. 94 ЖК РФ посвящена назначению помещений в общежитиях. Она сохранила многие положения, содержавшиеся в ст. 109 ЖК РСФСР. Новым является то, что узаконено предоставление общежития лицам, находящимся на службе. В названной статье нет указания (как в прежнем законодательстве) о том, что общежития должны заселяться одинокими гражданами, а семьям должны предоставляться изолированные жилые помещения, т.е. комнаты.
Вопросы, касающиеся порядка предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею, подробно регламентированы гл. 10 (ст. 99–103, 105) ЖК РФ, а также Примерным положением об общежитиях, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 № 328. Указанное Положение должно применяться с учетом норм, предусмотренных ЖК РФ.
Вводным законом (ст. 7) предусмотрено закрепление жилых помещений в общежитиях, переданных в ведение органов местного самоуправления, за гражданами, которые проживали в этих жилых помещениях. К ним должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В дальнейшем указанные граждане, получившие статус нанимателя, и члены их семей вправе приватизировать занимаемые жилые помещения. Верховный Суд РФ своим решением по конкретному делу признал отказ в заключении договора социального найма и приватизации занимаемого жилого помещения, расположенного в доме, ранее использовавшемся в качестве общежития, незаконным, поскольку при приватизации имущественного комплекса предприятия его жилищный фонд не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости[1]. По вопросам, касающимся приватизации указанных жилых помещений, имеются и другие разъяснения Верховного Суда РФ[2].
В ст. 95–98 ЖК РФ содержатся нормы, касающиеся назначения отдельных видов специализированных жилых помещений:
• маневренного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на период капитального ремонта жилого дома и в иных случаях, перечисленных в ч. 1–4 ст. 95 и других нормативных актах. Установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством;
• в домах системы социального обслуживания населения (дома для инвалидов и др.) – ст. 96 ЖК РФ;
• фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 97). По данному вопросу действуют Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах" и Закол РФ от 19.02.1993 № 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Кроме того, имеются подзаконные акты: Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 № 845; Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 275;
• для социальной защиты граждан (ветераны войны и др.) – ст. 98 ЖК РФ. Наряду с федеральным законодательством действуют соответствующие правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ.
Рассмотрим более подробно назначение некоторых видов специализированного жилья, в частности жилых помещений маневренного фонда. Например, в г. Москве создание маневренного жилищного фонда предусмотрено Законом г. Москвы от 31.05.2006 № 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Законом г. Москвы от 31.03.1999 №11 "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве".
На период проведения капитального ремонта или реконструкции предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно, как уже отмечалось в 6.2.6, осуществляется за счет наймодателя (ч. 1 ст. 88 ЖК РФ). Такое переселение возможно в случаях, когда наниматель и члены его семьи не получают другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого (ч. 2 ст. 88 ЖК РФ).
Обращение взыскание на жилое помещение предусмотрено ст. 78 Закона об ипотеке, в соответствии с которой обращение залогодержателем взыскания на заложенные жилой дом или квартиру и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя и любых иных лиц, проживающих в таких жилом доме или квартире, при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечении возврата кредита или целевого займа, предоставленных банком или иной кредитной организацией либо другим юридическим лицом на приобретение или строительство таких или иных дома или квартиры, их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение, а также на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или строительство жилого дома или квартиры.
Статья 78 Закона об ипотеке допускает возможность утраты жилого помещения залогодателем (должником) во всех случаях, в том числе когда занимаемое жилое помещение является единственным и пригодным для постоянного проживания собственника жилого помещения и (или) членов его семьи.
ЖК РСФСР (ст. 108.1) было предусмотрено переселение этих граждан в один из фондов жилья для временного их поселения (субъекты РФ должны были определить порядок формирования самостоятельного фонда для этих целей). ЖК РФ установлено иное: граждане переселяются в маневренный жилищный фонд. Жилые помещения предоставляются им из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека (ч. 1 ст. 106).
В соответствии со ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания предназначены не только для проживания социально незащищенных категорий граждан (инвалидов, лиц пожилого возраста), но и для предоставления им медицинских и социально-бытовых услуг. В ст. 5 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установлено, что граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право:
– на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
– уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания.
Как указывалось выше, по вопросам, касающимся поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, имеется соответствующая правовая база, в том числе подзаконные акты. Так, в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 № 845, фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения), предназначенных для временного проживания на территории РФ лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Согласно Положению о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 275, фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории РФ лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами. Жилые помещения из фонда жилья, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа по вопросам миграции. Лица, проживающие в жилых помещениях из фонда жилья, не имеют права:
– приватизировать эти жилые помещения;
– осуществлять бронирование жилых помещений, их обмен либо иным способом распоряжаться ими;
– сдавать жилые помещения в поднаем;
– осуществлять раздел занимаемого жилого помещения;
– вселять временных жильцов без разрешения территориального органа по вопросам миграции.
Жилыми помещениями из фонда жилья обеспечиваются лица, признанные беженцами, если они или члены их семей не имеют жилого помещения, предоставленного им по договору найма или принадлежащего им на праве собственности на территории РФ.
В ст. 98 ЖК РФ речь идет о категориях граждан, которые нуждаются в специальной социальной защите. Предоставление им медицинских и социально-бытовых услуг законодательством не предусмотрено (этим они отличаются от других категорий граждан, упомянутых в ст. 96 ЖК РФ). Например, в соответствии со ст. 53 Закона г. Москвы от 27.01.2010 № 2 "Основы жилищной политики города Москвы" граждане-инвалиды и семьи, имеющие детей-инвали- дов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками, состоящие на жилищном учете, обеспечиваются жилыми помещениями, оборудованными специальными средствами и приспособлениями.