Защита прав потребителей
Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
М. Булгаков
Законодательство РФ в области защиты прав потребителей включает следующие законы, законодательно-правовые и нормативные акты:
• Конституция РФ;
• Уголовный кодекс РФ;
• Кодекс РФ об административных правонарушениях;
• Гражданский кодекс РФ;
• Закон РФ "О защите прав потребителей";
• нормативные акты, принимаемые Правительством РФ и органами межотраслевого управления РФ в развитие законов (например, Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Правила продажи меховых товаров, Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и т.п.).
Названные законодательно-правовые акты регулируют вопросы защиты прав потребителя с разной степенью детализации, взаимно дополняя друг друга.
В Конституции РФ (ст. 20, 30, 37, 41–43) определено, что граждане имеют право на охрану здоровья и жизни, благоприятную окружающую среду, объединение в общественные организации, в том числе и в защиту своих прав. Соответственно при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 146–147, 149–150, 157 и др.) определяется административная ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей, обман покупателей и заказчиков и т.д.
В Гражданском кодексе РФ определены общие требования по защите прав потребителей в процессе купли-продажи, мены, дарения, аренды, найма жилого помещения, безвозмездного пользования, подряда, выполнения НИР, ОКР и технологических работ и других операций.
Закон РФ "О защите прав потребителей", введенный в действие с 1 мая 1992 г., регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (изготовителями, исполнителями и продавцами), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации этих прав.
Защиту прав потребителя осуществляют государственные органы, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителя, имеют права по пресечению нарушения прав потребителя и привлечению к ответственности правонарушителей. К таким государственным структурам относятся:
• федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы);
• иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:
• государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
• направление предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
• принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
• направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии;
• направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами или иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;
• обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законами или иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
Санитарные врачи Удмуртии сняли с прилавков более 6 тонн продуктов
15 марта 2010 г. во Всемирный день защиты прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по Удмуртской Республике подвели итоги работы за 2009 г. В отчетном периоде основная масса нарушений прав потребителей (более 50%) пришлась на предприятия розничной торговли. Около 14% выявлено в сфере общественного питания, 12% пришлось на непродовольственные товары, более 5% – на сферу ЖКХ и более 2% – на сферу предоставления и оказания платных медицинских услуг.
Всего же в 2009 г. было выявлено более 2700 нарушений в области прав потребителей. Самое больше количество жалоб (более 40%) связано с нарушением обмена товаров с недостатками, срока возврата товаров и сроков устранения недостатков. Около 20% жалоб – с нареканиями на продукты питания, в том числе на обвесы, грубое обращение с покупателями. Около 12% жалоб были связаны с качеством предоставления услуг ЖКХ. По итогам проверок, более 6 тыс. лиц привлечены к административной ответственности. А казна местных бюджетов пополнилась на 6 млн 33 тыс. руб. За 2009 г. контролирующими органами было снято с реализации более 6 т пищевых продуктов, а также более 11 тыс. л безалкогольных и алкогольных напитков. При этом за прошлый год не ухудшилось качество рыбной и колбасной продукции, кондитерских изделий и масла.
Источник: URL: ria-stk.ru/news/detail.php?ID=39658& sphrase_id=72554