Лекция 40. К науке государственных финансов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– классическую концепцию состава науки государственных финансов;

– наиболее известные теории государственных финансов, их ОГЛАВЛЕНИЕ и представителей;

– основные идеи и представителей маржиналистской теории бюджета;

уметь

– структурировать основные элементы науки государственных финансов;

– анализировать основные тезисы классических концепций государственных финансов;

владеть навыками

– классификации классических концепций государственных финансов.

В главе раскрывается сущность науки о государственных финансах. Авторами составлена классификация классических концепций государственных финансов и приводится их подробный анализ.

Ключевые понятия

Классическая школа, меркантилизм, школа физиократов, теория потребления, теория обмена, теория производства, теория страхования, теория предельной полезности (ценности)

Различные теории государства легли в основу создания многообразных теорий государственных финансов, т.е. совокупности

формирования материальных и денежных средств, их приобретению и расходованию, неразрывно связанными с самим существованием государства и осуществлением его функций. Состав этой теории можно представить в табл. 40.1.

Непосредственную связь финансовая наука имеет с макроэкономической теорией и статистикой. Кроме того, понятие финансовой науки гораздо шире, чем понятие финансового права. Включая в свой состав финансовое право, финансовая наука естественно соприкасается с государственным правом и мировой историей.

Налоговая система и другие стороны государственного финансового хозяйства оказывают самое существенное влияние на бюджеты граждан, их домашние хозяйства. Можно предположить, чем тяжелее экономическое положение граждан, тем большее значение имеет то, какая доля денежных средств изымается у них правительством в государственный бюджет.

Таблица 40.1. Состав науки о государственных финансах

Предмет анализа

Дисциплина

1

Изложение теоретических основ различных видов государственных доходов и расходов, включая уровень местного самоуправления

Бюджетное устройство и бюджетный процесс

2

Изучение действующего финансового законодательства и его развития

Финансовое право

3

Изучение, анализ и критическая оценка фактического количественного материала, относящегося к государственным финансам

Статистика финансов

4

Установление рациональных основ управления составными частями государственных финансов.

Фискальная политика

5

Изучение государственных финансов в их историческом развитии

История финансов и финансовой мысли

Поскольку взимание налогов и иных обязательных платежей происходит с использованием аппарата принуждения, важное значение имеет вопрос оптимального налогообложения.

Сущность науки о государственных финансах понимается как изучение способов получения и рационального перераспределения средств государством. Объективным идеалом финансового хозяйства можно считать такую организацию этих способов, когда государство может эффективно исполнять свои функции, а переход этих средств от предприятий и домашних хозяйств не ухудшать экономическое положение хозяйствующих субъектов. Средства, почерпнутые из частного сектора экономики, должны воспроизводиться в виде соответствующего набора эффективных и полезных услуг, оказанных государством частному сектору – фирмам и домашним хозяйствам.

Очевидно, что понимание существа государственных расходов следует целиком из понятия о сущности государства, его роли и функциях, обусловливается организацией государства, формой правления, устройством правительственных учреждений, задачами экономической политики, наличием государственного и общественного финансового контроля и т.д.

Таким образом, предметом науки о государственных финансах является исследование способов наилучшего удовлетворения материальных и денежных потребностей государства. Эта наука об общественном хозяйстве, имеющая своей задачей изложение тех норм, которые должны быть соблюдаемы при получении материальных и денежных средств, необходимых для выполнения общественных целей.

В Древнем мире финансовая наука, если вообще уместно говорить о существовании именно такой науки, носила исключительно прикладной и этический характер. Существование государства предполагало сбор налогов и расходование основной их части на безопасность и инфраструктуру. Этим вопросам были посвящены отдельные фрагменты работ в первую очередь Ксенофонта (430– 354 гг. до н.э.), Платона, Аристотеля.

В Средние века этой науки также почти не существовало вследствие слабого развития финансового хозяйства. Тем не менее представители философской школы схоластов и прежде всего Фома Аквинский активно развивали мысль о праве государя в интересах общего блага прибегать к налогам, если не хватает домена или регалий. Однако Фома Аквинский высказывается против государственных долгов, которые, по его мнению, подрывают уважение подданных к государю и ослабляют государство.

Франческо Петрарка (1304–1374) в своем сочинении "О лучшем управлении общим делом, службами и достоинстве государя" (1356) (по жанру относимых к "княжеским зерцалам", т.е. наставлениям по государственному управлению) проводит мысль, что государь должен лишь в крайнем случае прибегать к увеличению налогов, и активно выступает против откупщиков.

Возникновение науки о государственных финансах, а скорее ее значимых начал, можно относить лишь к XV столетию. Первоначально финансовая наука развивается в итальянских и немецких торговых городах-государствах, княжествах и республиках. С известной долей определенности можно утверждать, что это был период меркантилизма в развитии науки о государственных финансах. В этот период отмечается прочная взаимосвязь исследований проблем налогообложения (прежде всего, акцизов) и развития внешней и внутренней торговли.

Авторами, которым финансовая наука обязана своим возникновением, являются Диомеде Карафа (1406–1487), Маттео Пальмьери (1406–1475), Франческо Гвиччардини (1483–1540) и Джованни Ботеро (1544–1617), которых видный американский экономист Йозеф А. Шумпетер (1883–1950) предлагал называть на немецкий манер "камералистами" (от camera (лат.) – комната-сокровищница).

На наш взгляд, именно неаполитанский герцог Диомеде Карафа может считается родоначальником финансовой науки. Он выступал за умеренные налоги, за необходимость и желательность соотнесения доходов и расходов, за направление дополнительных доходов на рост общего благосостояния, но решительно высказывался против всех видов займов. В поощрении внешней и внутренней торговли он искал основу для финансового процветания. Однако его работы носили сугубо нормативный характер, в них не было попытки анализа ситуации или даже описания конкретных хозяйственных случаев.

Воззрения схоластов и меркантилистов отразились на финансовой теории французского ученого Жана Бодэна. Его имя непосредственно связано с углублением анализа финансовой науки. Его классическое сочинение "Шесть книг о государстве" (1576) дает развернутый систематический обзор вопросов о государственных финансах и по жанру похож на "Политику" Аристотеля.

Ж. Бодэн является противником увеличения налогов, а для формирования налогооблагаемой базы рекомендует перепись населения. В шестой части своей работы он подробно рассмотрел значительную часть ключевых понятий финансовой науки, особенно в части доходов.

Начиная с выдающегося английского экономиста Уильяма Петти (1623–1687), наука о государственных финансах идет рука об руку с развитием науки о государстве и экономической теории (в тот период– политической экономии), отражая в себе практически все их течения.

Работа У. Петти "Трактат о налогах и податях" (1662) стал точкой размежевания меркантилизма и классической теории в науке о государственных финансах. Он рассматривает причины и пути снижения тягот различных видов расходов, различные способы налогообложения (земельного налога, пошлины, подушной подати, десятины и акциза), а также их администрирования вплоть до наказаний.

В эпоху Просвещения следует отметить, говоря об основаниях налогообложения, Т. Гоббса. В работе "Основы философии. Часть третья. О гражданине" (1646) он говорит об абсолютном праве государя облагать подданных налогами. Вместе с тем он указывает на необходимость соблюдения умеренности и равномерности в распределении налогов, при этом отдает предпочтение налогам косвенным, которые, по его мнению, уплачиваются пропорционально имущественному состоянию.

Несколько позднее на первый план выступают подходы к налогообложению, согласно которым предпочтение отдается прямым налогам. Выразителем этого направления является Дж. Локк, который в своем произведении "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и роста стоимости денег" (1692) подробно пишет о прямом налогообложении, высказывая при этом важную мысль о введении единого налога, которая впоследствии будет использоваться в разное время различными финансовыми течениями. Дж. Локк старается доказать, что в стране с преобладанием земледелия налоговая нагрузка падает на земельную собственность. Более того, все другие налоги, в особенности на товары, тоже в конечном счете уплачивает землевладелец.

Из важных работ французских специалистов целесообразно отметить работу маршала Себастьяна Вобана (1633–1707) "Проект королевской десятины" (1707). В своем лучшем экономическом труде автор анализирует и критикует современную ему французскую финансовую систему, следствием которой является бедность народа и хозяйственный упадок страны. Он предлагает заменить все существующие налоги одним – королевской десятиной. Очевидно, что сама идея была навеяна многолетней средневековой практикой церковной десятины.

Современник Вобана Пьер де Буагильбер (1646–1714) оставил ряд работ по вопросам государственных финансов. Вероятно, он был первым, кто впервые подробно остановился на вопросе взаимосвязи расходов и доходов и их сбалансированности, решив его неожиданно вполне в левом ключе – рекомендовав усилить налогообложение богатых, которые накопили свое богатство путем "преступлений и насилия".

Важный вклад в становление финансовой науки внес Франсуа Кенэ (1694–1774) и возглавляемая им физиократическая школа экономической теории. В ряде своих произведений он доказывал мысль о том, что поскольку сельское хозяйство является единственным конечным источником богатства, государственные финансы можно значительно упростить, введя единый прямой сельскохозяйственный или земельный налог, пропорционально земельной ренте.

Более того, физиократы оказали большое влияние на развитие других отраслей науки о государственных финансах. Они приобщили финансовые явления к сфере исследования политической экономии и тем способствовали их дальнейшей научной разработке. Физиократы создали теорию переложения налогов. Своим учением о чистом доходе они положили начало дальнейшему развитию столь важных для вопросов обложения теорий поземельной ренты и дохода. Внесли существенный вклад в анализ различий и перспектив прямого и косвенного налогообложения.

Несомненной вершиной науки о государственных финансах стали работы немецкого экономиста Йохана Генриха Готтлиба фон Юсти (1717–1771) и лучшая из них "Система государственных финансов" (1766), в которой с энциклопедической обширностью изложены современные ему знания о государственных финансах согласно камеральному подходу в финансовой науке. К классикам этого направления следует отнести также Самуэля фон Пуфендорфа (1632–1694) и Йозефа фон Зонненфельса (1732–1817).

В значительной степени они в своей работе сосредоточились на разработке и изучении правительственных инструкций для управления государственным хозяйством. Причем вопросы государственных финансов перемешивались с пространными сведениями из разных отраслей конкретной экономики, какие считались необходимыми для удовлетворения фискального интереса государства.

Следующим этапом в развитии науки о государственных финансах стала всемирно известная работа Адама Смита (1723–1790) "Богатство народов" (1776). Об этой работе Й. А. Шумпетер написал следующее: "Сочинение состоит из пяти книг. Пятая, самая обширная (28,6% всего объема), являет собой почти самостоятельный трактат о государственных финансах. Ей предстояло превратиться в основу для всех трактатов XIX века по данным вопросам...".

А. Смит стал классиком не только экономической теории, но и науки о государственных финансах. Ему принадлежит заслуга выяснения связи между финансами, народным хозяйством, а также зависимости финансового хозяйства от народного. По мнению А. Смита, поскольку существует три источника народного богатства: земля, труд и капитал – следовательно, возможны различные формы налогообложения в зависимости от источника дохода. Он рассматривает налоги не каждый в отдельности, а в общей связи друг с другом.

А. Смитом сформулированы ставшие сегодня общепринятыми правила налогообложения: а) налогоплательщики должны платить налоги в соответствии со своей платежеспособностью; б) размер каждого налога должен быть точно определен, как и время, способ и место его платежа; в) любой установленный налог должен взиматься в удобное время и для налогоплательщика и максимально рациональным способом; г) налоги должны быть организованы так, чтобы издержки их взимания были минимальными.

Любопытно замечание известного немецкого ученого-финансиста Карла Теодора фон Эеберга (1855–1941): "К сожалению, слишком тесная внешняя связь между финансовой наукой и экономическим учением, установленная А. Смитом, рассматривавшим финансы в пятой книге своего "Богатства народов", сильно помешала их дальнейшему развитию".

В итоге следет отметить, что на рубеже XVIII в., благодаря А. Смиту и его многочисленным предшественникам, была сформирована наука о государственных финансах, ставшая одной из наиболее динамично развивающихся.

Долгое время в области финансовой науки велись споры о природе финансовых явлений. Ряд теоретиков пытались для логической стройности связать их с каким-либо одним базовым принципом. Благодаря этому возникло несколько финансовых теорий. В результате можно привести следующую классификацию концепций государственных финансов в зависимости от их ключевой категории (см. табл. 40.2).

Таблица 40.2. Классфикация классических концепций государственных финансов

Ключевое понятие теории

Тезис

Классические представители

1

Потребление

Государственные финансы есть потребление материальных благ

Ж.-Б. Сей

2

Обмен

Государственный финансы как результат обмена услугами между обществом и государством

Ш. Монтескье

3

Производство

Государственные финансы есть резульат производства государством материальных благ

Г. Шторх

4

Страхование

Государственные финансы как система управления страховой премией общества

Д. Рикардо

5

Предельная полезность

Государственные финансы как результат предельной полезности

А. Маршалл, Дж. Б. Кларк

Перейдем к более подробному изложению представленных теорий.

1. Концепция, основанная на потреблении услуг. Продолжатели учения А. Смита связывали все финансовые явления с потреблением. Представителем этой теории является, например, французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–1832). Суть его взглядов в том, что государственные финансы являются непроизводительным потреблением материальных благ. Поскольку такой род потребления во имя исполнения функций государства неизбежен, то его необходимо ограничить минимально допустимыми пределами, т.е. потреблением неизбежным, но подлежащим ограничению возможно минимальными пределами.

Расходы государственных органов играют роль аналогичную той, какую играет город для деревни. С того момента, как денежные средства налогоплательщиком выплачены государству, их стоимость для плательщика утрачена. Однако, когда эта стоимость будет использована государством, она будет потеряна для всего общества в целом. Всякий налог, непропорциональный той пользе, какая получена от государства, есть степень нерациональности и неэффективности деятельности этого государства.

2. Теория взаимного обмена. Ряд английских и французских авторов, прежде всего Ш. Монтескье, выдвинули идею о том, что в основе государственных финансов лежит явление обмена. Имеет место обмен государственных услуг на определенную долю дохода и имущества частных лиц и предприятий.

Первоосновой налога является не своеволие государства, а феномен естественного порядка. Обществу необходима совместная деятельность, поддержанию которой налогоплательщики содействуют, обменивая свои материальные средства на услуги, оказываемые государством. Государство является производителем общественных благ, которые предоставляются нуждающимся в них гражданам.

3. Идея государственного производства благ. Некоторые немецкие авторы полагали, что государство – это часть общества, являющаяся производителем нематериальных богатств. Собственно материальные богатства производят предприятия и домашние хозяйства, которые преобразовываются в блага безопасности, правосудия, просвещения и т.д.

В частности данной позиции предерживался известный русский экономист немецкого происхождения Генрих Фридрих фон Шторх (1766–1835). Так, он писал: "...если признать, что доход нации равен ее валовому продукту без какого бы то ни было вычета капитала, то следует также признать, что эта нация может непроизводительно потребить всю стоимость своего годового продукта, не причинив ни малейшего ущерба своему будущему доходу. Продукты, которые составляют капитал нации, не могут быть потреблены".

Государство – это значительный преобразователь и производитель нематериальных благ и услуг. Любой вид государственного расхода, чтобы быть производительным, должен в результате возвращать издержки и приносить выгоду. Стоимость богатств, составляющих государственные расходы, полностью восстанавливается в ценности произведенных ими благ.

4. Концепция страхового учреждения. Согласно этой теории государство рассматривается как своеобразное страховое учреждение, которому экономические агенты платят за охрану и сбережение своей собственности и богатства определенную премию. Вопрос государственных финансов – наиболее эффективное распределение выплаченной страховой премии в зависимости от того риска, который берет на себя государство по основным видам реализуемых государственных функций.

Крупнейшим представителем этой теории является Давид Рикардо (1772–1823). Имея большой опыт практической работы, он полагал, что главным источником государственных доходов является прибыль предприятий. Конкретная форма налога не является существенной. Однако общее налогобложение должно быть организовано государством эффективно и справедливо.

Кроме того, согласно данным социальным теориям, налог служит средством сокращения заработной платы трудящихся и источником содержания праздных классов и социальных групп. Таких взглядов предерживался, например, Ф. Лассаль.

Рассматриваемое теоретическое направление оказало огромное позитивное влияние на разработку вопросов о прогрессивном налогообложении и налогах на наследство и капитал.

5. Теория предельной полезности. Большинство ученых – классиков маржинализма, прежде всего англичанин А. Маршалл (1842– 1924) и американец Дж. Б. Кларк (1847–1938), указывали на связь между основными принципами построения государственных финансов и явлением предельной полезности. Государственные доходы и расходы, обусловленные требованиями общественного порядка, – это доходы и расходы предприятий и домашних хозяйств, употребленные на общественные потребности, но полезность которых весьма индивидуальна, их ценность определяется субъективно.

Государственные доходы и расходы оцениваются по среднему показателю всех субъективных оценок. Необходимость сосуществования вызывает необходимость траты каждого экономического агента в пользу общего благосостояния. Раз имеются коллективные потребности, отличные от индивидуальных, то удовлетворение их может быть достигнуто только через употребление дохода в пользу государства, которое выполняет необходимые для общественной жизни функции.

Кроме того, именно на принципе градаций субъективных полезностей маржиналисты основывали свою концепцию прогрессивного налогообложения. Ряд современных исследователей, работающих в сфере государственных финансов, придерживаются маржиналистских концепций, рассматривая различные финансовые институты государства.

В заключение следует отметить, что приведенные выше концепции и идеи дали самый общий обзор подходов к пониманию феномена государства и его осмыслению. Раскрытие основных характеристик классических теорий государства дали возможность подойти к анализу экономической мысли, направленной на формирование науки о государственных финансах на ранних ее этапах до начала классического периода.