Защита прав потребителей
Общие положения по этой проблематике содержатся в ст. 169 ДФС. Они являются "общими" во всех смыслах, в том числе и в том, что представляют собой, главным образом, общие слова, которые могут быть наполнены почти любым ОГЛАВЛЕНИЕм. Главный их смысл заключается в том, что функция защиты прав потребителей (точнее будет сказать, граждан-потребителей) исполняется ЕС и его органами (Европарламентом и Советом) лишь постольку, поскольку это необходимо для формирования общего рынка, а также для поддержки и дополнения той политики в защите прав потребителей, проводимой отдельными странами-членами ЕС. Никаких ограничений в этом вопросе о том, какой может быть эта политика и что это могут быть за меры, странам-членам ЕС по сути не поставлено – п. 4 ст. 169 ДФС прямо говорит, что меры эти могут быть даже более строгими, чем общеевропейские. Главное, чтобы они соответствовали Договорам (ДЕС и ДФС) и чтобы о них сообщалось в Еврокомиссию. Того и другого достичь в общем нетрудно.
Коммерсантам, поставляющим па общеевропейский рынок такие товары, которые в том или ином виде (исходном, переработанном, соединенном, приложенном, в виде запасных частей и т.д.) могут попасть в руки граждан-резиденгов ЕС (потребителей), необходимо помнить: (а) об еще более высоких требованиях, предъявляемых к таким товарам, процессам их производства и продажи, чем те стандартные, что уже были рассмотрены (в§ 3 настоящей Лекции); (b) о том, что за гражданами-потребителями обычно признается право одностороннего беспричинного отказа от практически любого договора, несмотря на его коммерческий характер. Конечно, это право существует в течение не особенно продолжительного времени, а его реализация обставляется известными условиями, но тем не менее! Ну и, конечно, не следует забывать о своей ответственности за безопасность таких товаров в самом широком смысле этого слова, включающем в себя буквально все – от соответствия условиям договора (надлежащего качества) до улучшения с их помощью глобальной экологической ситуации.
Типизация источников потребительского права ЕС
Многочисленные "потребительские" акты ЕС могут быть разделены на четыре типа: (а) акты, защищающие права потребителей, возникшие из договоров определенного вида, – Директивы 1985/577 и 1997/7. В настоящее время акты этого вида сохранились только на рынках услуг[1], что же касается подобных актов, применявшихся на рынках товаров, то они уже прекратили действие, будучи замененными актами типа (b); (b) универсальные акты, т.е. акты, применяемые ко всяким типам договоров с участием потребителей, – Директивы 1999/44 и 2011/83; (с) акты, направленные на защиту потребителей от недобросовестных коммерсантов и различных проявлений их недобросовестной деятельности (в частности – от недобросовестных условий договоров и недобросовестной рекламы), – Директивы 1993/13, 2005/29, 1984/450, 1997/55, 2006/114[2]; (d) акты, регулирующие сотрудничество органов ЕС с национальными органами стран – его членов в области защиты прав потребителей[3]; (е) акты, посвященные процессуальным аспектам защиты прав потребителей[4]. Акты двух последних групп мною здесь не рассматриваются.