Наука как специфическая форма жизни
Наука как форма жизни - это антропологическое измерение деятельности ученых в ее психологических, экзистенциональных и гуманитарных аспектах, составляющее главный предмет исследования такого нового раздела современной философии науки, как антропология науки. Здесь еще многое не утвердилось как в смысле статуса и самостоятельности данного направления философии науки, так и в отношении проблематики. Однако постепенно антропология науки приобретает все более отчетливые и самостоятельные формы и качественную специфику по сравнению с другими разделами философии науки. Здесь исследуются такие проблемы, как жизненный мир науки ("ученых"), способы их когнитивного, социального и экзистенциального поведения и поступков, формы самоутверждения в науке, сопряжения ценностей профессиональной деятельности ученых с общим ценностно-смысловым полем их жизни. Среди основных категорий антропологии науки, требующих дальнейшей разработки, необходимо назвать "жизнь науки", "жизнь в науке", "ученый", "личность в науке", "научный гений", "научная слава", "научная смелость", "научная мотивация", "научный конформизм", "догматизм в науке", "научный лидер", "власть в науке", "вера в науке", "научная ответственность", "научная свобода", "поведение ученого" и др. Основным эмпирическим материалом для исследования антропологического измерения науки являются биографические работы о жизни и судьбе ученых, данные психологического исследования личности ученого, научного творчества и поведения ученых, воспоминания и оценки современников и потомков о жизни известных ученых и т.д. В последние годы в отечественной психологии науки сделан существенный шаг в изучении поведения ученых, их жизненных ориентации, социальных и индивидуальных предпочтений и ценностей, личности ученого1.
Выводы
1. Наука - это когнитивно-социальная деятельность, имеющая своей главной целью получение нового и практически полезного знания.
2. По своей структуре наука представляет собой сложную и гетерогенную систему. Ее основными аспектами являются наука как:
а) особая система знания (научного знания);
б) специфический вид познавательной деятельности;
в) особый социальный институт;
г) специфическая подсистема культуры и цивилизации;
д) основа инновационной системы современного общества, ведущее звено инновационной экономики;
е) специфическая форма жизни людей, профессиональная деятельность которых связана с развитием науки.
Все структурные аспекты (измерения) науки внутренне взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
3. Основными отличительными свойствами научного знания по сравнению с другими видами знания являются:
а) объектность;
б) дискурсность;
в) однозначность;
г) обоснованность;
д) верифицируемость;
е) общезначимость.
Наличие каждого из этих свойств у научного знания является необходимым, а всех вместе - достаточным условием и критерием его отличения от других (ненаучных) видов знания (информации).
4. Отличительными признаками науки как познавательной деятельности (научного способа познания) служат:
а) творчески-конструктивный характер научного познания на всех его уровнях и этапах (чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое);
б) субъект-объектный характер не только научно-познавательной деятельности, но и ее результатов;
в) неоднозначный и многофакторный характер процессов открытия и принятия научных фактов, гипотез, теорий;
г) плюрализм научных методов и средств; отсутствие единого универсального научного метода для всех наук и на все времена;
д) социальный характер субъекта научного познания и процесса осуществления научно-познавательной деятельности;
е) существенно коммуникативный (субъект-субъектный) характер научно-познавательной деятельности;
ж) консенсуальный характер всех значимых оценок результатов научного познания (достоверности фактов, истинности и обоснованности научных гипотез, доказательности научных теорий, их полезности, проверяемости и др.).
5. Наука представляет собой особый социальный институт и социальную систему: сообщество ученых, взаимоотношения между которыми регулируются определенным набором ценностей и правил поведения, закрепленных в уставах различных научных сообществ и организаций (национальных, региональных, дисциплинарных, международных и др.), а также определенными юридическими нормами, закрепленными в соответствующих системах права.
6. Современная наука жестко встроена в инновационную систему общества, являясь основным и исходным звеном инновационной экономики всех развитых стран.
7. Наука всегда являлась (и является сегодня) органической частью культуры своего времени, ее важнейшей подсистемой. Культура оказывает существенное влияние на науку и в целом, и своими различными подсистемами (практика, экономика, философия, религия, искусство, право, социальная политика и др.). Столь же существенное влияние испытывает и культура со стороны воздействия на нее науки.
8. Важнейшим структурным аспектом науки является ее антропологическое измерение: жизненный мир ученых, их когнитивное и социальное поведение, выбор, ответственность, формы самоутверждения, ценностная мотивация, понимание ими профессионального и общественного смысла своей деятельности и т.д. Исследование психологических, антропологических и этических аспектов научной деятельности - необходимое условие адекватного понимания закономерностей функционирования и развития науки.