Научные основы специальной педагогики
Чтобы охарактеризовать современное понимание феномена "специальная педагогика" и реализовать потребность в интегрированном знании, раскрывающем наиболее общие закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выделить несколько альтернативных подходов к исследованию научных основ (внутреннего единства) содержания специальной педагогики.
1. Философский подход позволяет интегрировать необходимые для реализации задач специальной педагогики знания из разных наук, являясь теоретическим фундаментом любой из них. Данный подход обладает интегрированным знанием о человеке, а также универсальными принципами и способами изучения человеческого бытия с точки зрения онтологического, гносеологического, аксиологического, антропологического, исторического и социального аспектов. Онтологический аспект позволяет выявить место специальной педагогики, тогда как гносеологический определяет связи обучения и познания. Аксиологический аспект способствует установлению приоритетов специального образования, а антропологический содействует углубленному познанию развития, жизнедеятельности и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Реконструкция предшествующего опыта специального образования осуществляется в историко-философском аспекте. Так как специальное образование является особым социальным институтом, большое значение имеет социальный аспект, открывающий новые перспективы для человека с ограниченными возможностями в области социальных отношений.
Сложные проблемы специального образования можно решить с помощью междисциплинарного (интегрального) подхода, лежащего в основе философского исследования и обеспечивающего привлечение концептуальных схем, моделей изучения образования, методов развития и социализации человека с ограниченными возможностями здоровья из разных областей конкретных наук. Основное направление разработки философских проблем специальной педагогики сегодня связано с гуманизацией, что обусловлено целью специального образования: подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к достойной жизни в социуме. Достижение указанной цели возможно через переосмысление важнейших базовых положений специальной педагогики, таких, как норма и аномалии в развитии ребенка, проблема распознавания патологии, ее качественная и количественная оценка, диагностика аномальности, в том числе уровня частного проявления биологического, психического и социального развития ребенка.
Философский подход в изучении научных основ специального образования обеспечивает поиск реализации насущных задач специальной педагогики как науки с позиций гуманизма по отношению к человеку с ограниченными возможностями здоровья.
2. Клинический подход обусловливается тесной связью специальной педагогики с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, генетикой, офтальмологией, ортопедией, педиатрией, оториноларингологией, сурдологией и др.) и необходимостью видеть и понимать биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии, сущность произошедших нарушений, особенности психофизиологического развития ребенка с отклонениями, обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем, основы создания специальной педагогической симптоматики и педагогической классификации конкретной области специальной педагогики, необходимые условия для квалифицированного коррекционно-развивающего процесса сопровождения человека с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы значимы и необходимы для организации согласованного взаимодействия педагогического, психологического и медицинского сопровождения абилитации, реабилитации, оздоровления, коррекции, компенсации, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми потребностями. Взаимодействие медицины, психологии и педагогики имеет непрерывный и многоэлементный характер, позволяющий получить системное видение проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие интерпретации полученных фактов с медицинской и педагогической точек зрения. Медицина устанавливает характер и причину нарушения; специальная педагогика определяет педагогические возможности и перспективы развития ребенка, основные направления его обучения и воспитания на основе знания сущности, причин и времени возникновения нарушений в конкретных системах организма, что позволяет представителям специальной педагогики правильно строить индивидуальную коррекционно-образовательную программу для каждого ребенка с особыми потребностями.
3. Психологический подход определяется тем, что на основе данных специальной психологии о характере отклонения от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы, строится специальная педагогическая система обучения, воспитания и социальной адаптации детей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы и приемы обучения. Психологические основы специальной педагогики обеспечивают решение основной проблемы как специальной психологии, так и специальной педагогики – поиска эффективных путей компенсации нарушения функций, т.е. возмещение недоразвитых либо нарушенных функций посредством использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Компенсация также предполагает вовлечение в действие новых структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций, но выполняющих другие роли. Внутрисистемная компенсация предполагает активизацию сохранных нервных элементов пострадавших структур. Межсистемная компенсация происходит посредством перестройки функциональных систем через включение в работу новых элементов из других структур и выполнение ими новых, ранее несвойственных им функций. В связи с этим компенсация обеспечивает как возможность овладения знаниями, навыками, умениями, так и развитие нравственных личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Определяя компенсацию психических функций как симбиоз биологических и социальных факторов, Л. С. Выготский свел воедино понятия "структура дефекта", "первичный дефект", "вторичное отклонение", "отклонение третьего порядка", "так как сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"[1]. Психологический подход к организации специального обучения и развития детей с особыми потребностями заключается, с одной стороны, в выявлении и раскрытии характера и степени выраженности дефекта, а с другой – в учете внешних социальных условий, которые легли в основу выделенных параметров, определяющих тип нарушения психического развития: функциональная локализация нарушения – общий дефект, время поражения, связь первичного и вторичного дефектов, нарушения межфункциональных взаимодействий – диспропорция в психическом развитии. Возможные варианты перечисленных параметров показывают нарушения в развитии познавательной, моторной и эмоциональной сфер, являясь, таким образом, основанием для выделения следующих типов нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
Основополагающим для специальной педагогики является заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же основным закономерностям, которые присущи развитию нормального ребенка. Это обусловлено цикличностью, неравномерностью развития, пластичностью нервной системы. Однако наряду с общими для нормального и аномального развития закономерностями выделены специфические закономерности для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедленный процесс формирования понятий[2].
Психологическая основа специальной педагогики – опора на знание психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое позволяет построить эффективную систему развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
4. Социокультурный подход в организации специального образования выражается в концепции воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как полезных членов общества. Многие десятилетия в связи с приоритетом интересов общества над интересами личности люди с ограниченными возможностями в нашей стране фактически имели статус социальной "малоценности", и на практике отношение к ним со стороны общества было патерналистское (покровительственное). Это выражалось во всем: характер образования не способствовал достижению достаточного уровня социальной адаптированности, получению престижной профессии и т.д. Патерналистские отношения государства привели к маргинализации – практической ликвидации возможности участвовать в социальной жизни, осуществлять социокультурные функции, взаимодействовать внутри социума. Снижая социальную активность людей с особыми потребностями, патерналистская позиция государства ограничивала участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в создании семьи и вырабатывала иждивенческие настроения. Начиная с принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., мировое сообщество строит взаимоотношения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, па основе приоритета интересов личности по отношению к интересам общества. Современный процесс социокультурного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает преодоление существующих проблем их социальной и культурной интеграции в общество.
Социокультурные основы специальной педагогики обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обеспечивая социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы.
5. Экономический подход в области специального образования получил обоснование после Октябрьской революции 1917 г. в связи с ликвидацией частной собственности и закрытием всевозможных источников благотворительной деятельности, которая поддерживала существование учебных заведений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. До этого благотворительная деятельность, существовавшая на Руси с незапамятных времен, была характерной чертой жизни российского общества. После смены общественного строя в начале XX в. государство приняло на себя решение экономических вопросов в области образования. Однако восстановить систему специального образования в СССР удалось только к началу 1940-х гг. При этом финансирование учреждений специального образования (интернатов) осуществлялось из местных бюджетов, что заметно снижало статус специальных учреждений образования и работавших в них педагогов. После Великой
Отечественной войны было восстановлено государственное финансирование спецшкол-интернатов, сохранявшееся до второй половины 1990-х гг. Затяжной кризис со второй половины 1980-х до конца 1990-х гг. способствовал передаче финансирования спецшкол-интернатов на региональный и местный уровни. Тем не менее, именно в конце 1990-х гг. происходят позитивные перемены в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Система специального образования получает материальную поддержку внутри страны (благотворительная деятельность церкви), а также из-за рубежа (благотворительные организации через совместные проекты со специальными образовательными учреждениями России). В рамках Федеральной программы "Дети России" на протяжении 1990-х гг. финансировалась в первую очередь система специального образования и медицинской помощи детям-инвалидам. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" имел большое значение в укреплении экономических позиций спецшкол.
Современный экономический подход к организации специального образования обусловлен экономической стабильностью страны, которая гарантирует плановое финансирование специального образования, закрепленное федеральным законодательством, содержащим адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, с учетом права выбора образовательного учреждения родителями и самим ребенком. В этом проявляется закрепление начавшегося в новой России на рубеже веков процесса деинституциализации, основным ОГЛАВЛЕНИЕм которого является воспитание ребенка в семье с соответствующим изменением направления денежных потоков (от финансирования школ-интернатов к финансированию государством именного образовательного обязательства), когда средства на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья следуют за ребенком в то образовательное учреждение, которое выбрано родителями или самим ребенком.
6. Правовой подход обеспечивает признание безусловной ценности каждой личности для социума, необходимости соблюдения гарантий ее права на развитие и реализацию себя в обществе.
Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и др. Законодательные акты РФ отражают основные положения международных правовых документов, они гарантируются государством в основном законе – Конституции РФ.
Современный этап в становлении правового поля – это совершенствование законодательной базы нашей страны в соответствии с уровнем экономического и политического развития. В конце XX в. международным сообществом был принят ряд актов, касающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г., Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. ОГЛАВЛЕНИЕ указанных международных правовых документов обеспечивает равенство с правами других членов общества прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также наделение последних особыми правами (например, лица с нарушением слуха могут пользоваться во время судебного процесса услугами сурдопереводчика).
Законодательная политика России направлена на создание через конкретизацию международных правовых документов правовой базы в области социальной защиты наиболее уязвимой категории населения – лиц с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы, обладающей специфическими особенностями и потребностями. Важными, значимыми решениями здесь являются закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г.; разработка и принятие мер, направленных на улучшение здоровья населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья; меры, направленные на улучшение обучения и воспитания данной категории детей; определение системы компенсаций семьям, имеющим детей-инвалидов, а также поддержка детей- сирот. Правовая основа специального образования обеспечивает создание механизмов формирования и реализации государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, которые функционируют благодаря эффективной профессиональной деятельности специалистов в области специального образования и социальной защиты населения.