Научные модели нормы и патологии
Выделяют четыре типа моделей психической нормы и патологии: биологические, психологические, социальные, биопсихосоциальные.
К биологическим моделям, объясняющим сложные психические явления материальными процессами в структурах головного мозга, относят: соматические, в том числе инфекционные, неврологическую или локализированную, эндогенную, биохимическую, генетическую.
К психологическим моделям психических заболеваний, рассматривающим психологические механизмы их развития, относятся: психоаналитическая модель 3. Фрейда, модель научения Дж. Уотсона.
Теории ярлыков и антипсихиатрическая концепция рассматриваются в рамках социальной модели.
Согласно теории ярлыков происходит процесс трансформации незначительного отклонения в психическом состоянии в выраженное психическое расстройство, его хроиификация посредством механизма наклеивания ярлыков или этикетирования. Несмотря на то что эта модель вызывает много возражений, она привлекла внимание к проблеме стигматизации, т.е. получения человеком с психологическими (психиатрическими) отклонениями негативного "ярлыка", стигмы. Стигма – это клеймо стыда, позора или неодобрения, которое ведет к отторжению, дискриминации и отлучению человека от участия в различных видах деятельности.
К модели "ярлыков" близка концепция антипсихиатрии. В названии этой модели заложен ее основной смысл – отрицание психиатрии как науки и психических расстройств как болезни. Психическое здоровье, согласно этой модели, – условная социальная и культуральная норма для определенной категории общества. Болезнь является не только медицинским, но и, в большей степени, социальным, зависимым от процессов в культуре и обществе, понятием. Понятия о психическом здоровье и болезни зависят от развития научных и общественных представлений.
Разновидностью социальных моделей психической нормы и патологии является статистическая модель, определяющая норму как величину внутри определенной области значений характеристик переживаний и поведения человека. Значительные отклонения от этих показателей рассматриваются как патология. Статистические критерии являются важными, хотя и недостаточными, аргументами для установления наличия психического расстройства.
В последние годы активно развивается социальная психиатрия, исВперед роль социальных факторов в возникновении и течении психических расстройств. Формируется осознание, что общество в той же степени ответственно за состояние психического здоровья людей, что и врачи.
Термин "психическое здоровье" рассматривается в значительной мере в социальном аспекте как следование общепринятым нормам – возрастным, функциональным, культуральным, индивидуальным, учет которых необходим при разработке критериев психического расстройства.
В настоящее время в науках, изучающих психическую норму и патологию (психиатрия, клиническая психология), на смену приданию особой роли изолированно биологическим, психологическим, социальным факторам пришло осознание необходимости целостного подхода к проблеме психических расстройств, были сформулированы биопсихо-социалъные модели, которые являются базовыми для изучения нормы и патологии.
Многие современные биопсихосоциальные модели опираются на теорию стресса как основу для системного объединения различных факторов. Это синтетические модели, получившие название диатез-стрессовых. В их рамках выделяются факторы, предрасполагающие к болезни (факторы "диатеза" или уязвимости, риска), и факторы, провоцирующие болезнь (факторы-стрессоры).
Рассмотрим более подробно ОГЛАВЛЕНИЕ биологического, психологического и социального аспектов или уровней системной модели психического заболевания.
В рамках каждого из этих уровней существуют системные связи между факторами, относящимися к каждому из них.