Научные исследования в области охраны окружающей среды
Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития РФ, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Закрепление данного направления экологической политики РФ в ст. 70 Закона об охране окружающей среды является продолжением и дальнейшей конкретизацией положений утратившего силу Закона об охране окружающей природной среды 1991 г. За период его действия сложилась определенная практика развития научных исследований в области охраны окружающей среды, основания и порядок привлечения научных работников к практической деятельности (например, в качестве экспертов при проведении различных видов специальных экспертиз), определен порядок финансирования научно-технических исследований в области экологии и т.д.
Указанные общие направления использования научного потенциала российских ученых получили свое конкретное закрепление в следующих нормативно правовых актах.
1. Российское экологическое законодательство регламентирует порядок участия представителей науки, обладающих специальными знаниями, в проведении экспертиз в области охраны окружающей среды.
Так, одним из принципов экологической экспертизы является принцип научной обоснованности ее заключений. Для его реализации на специально уполномоченный государственный орган, ответственный за проведение государственной экологической экспертизы, возлагается ряд обязанностей, в частности, по научному и методическому обеспечению ее проведения. В связи с этим, экспертом государственной экологической экспертизы признается специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлекаемый к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
Аналогичная ситуация складывается и при проведении иных специальных экспертиз. Так, государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится экспертными центрами, которые формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Наряду с экспертизой, федеральные нормативно-правовые акты устанавливают возможность привлечения в установленном порядке научно-исследовательских и других организаций для проведения соответствующих работ, анализов, регистрационных испытаний, выполнения измерений и выдачи заключений и т.д. Так, например, регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти к их проведению.
2. В ряде случаев предусматривается необходимость получения заключения научных организаций как одно из условий получения разрешений компетентных органов для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.
Так, в соответствии со ст. 25, 27 Закона о животном мире, акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.
Статья 1 Закона о природных лечебных ресурсах определяет, что лечебные свойства природных объектов устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Согласно п. 3 ст. 96 ЛК, должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют право привлекать в установленном порядке научно-исследовательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений.
Указанный перечень может быть продолжен.
3. На научный орган могут возлагаться некоторые функции, вытекающие из международных договоров, ратифицированных РФ.
Так, для обеспечения выполнения РФ обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), Правительством РФ определен Научный и административный орган Конвенции. Например, научным органом, обеспечивающим выполнение обязательств РФ, вытекающих из Конвенции, в отношении осетровых видов рыб, является ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии".
4. За последние годы сложился порядок финансирования научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды.
Так, ст. 34 Закона об атомной энергии предусматривает создание специального фонда для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов. Финансирование государственных природных заповедников и иных аналогичных федеральных природоохранных научных учреждений осуществляется из средств федерального бюджета, однако они самостоятельно могут распоряжаться средствами, полученными от научной и иной деятельности, нс противоречащей целям и задачам заповедников. Отдельной разновидностью финансирования научных экологических исследований является включение некоторых научно-исследовательских организаций в число субъектов выполнения отдельных работ в рамках федеральных целевых программ.
5. Федеральные законы регулируют вопросы использования различных природных объектов для научных, учебно-воспитательных и иных целей.
Например, в случае создания государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Для научного изучения и сохранения этих уникальных комплексов создаются специальные природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения – государственные природные заповедники, одной из главных задач которых является организация и проведение научных исследований. В заповедниках осуществляются прикладные и фундаментальные научные исследования в области экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охраны окружающей среды, направленные на изучение природных комплексов и объектов и долговременное слежение за динамикой природных и антропогенных процессов с целью оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращения ущерба экосистемам заповедников.
Принцип научной ценности имеет значение при создании практически любой категории особо охраняемых природных территорий, однако регулярная научная работа специально созданным органом (дирекция и т.д.) ведется только в национальных, природных, дендрологических парках и в ряде иных категорий особо охраняемых природных территорий.
6. Статья 22 Закона о животном мире особо регламентируется порядок использования отдельных объектов животного мира, ценных в научном отношении.
Леса, имеющие научное значение, отнесены ст. 102 ЛК к ценным лесам (разновидность категории защитных лесов), что обусловливает их не эксплуатационное назначение. В них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, кроме специально оговоренных в ЛК случаев.
7. Государство определяет приоритетные направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ (включая организацию их проведения), создания новой техники и прогрессивных технологий в установленных сферах ведения.
Для координации государственно-важных научных исследований создаются научно-технический, экспертные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы (например, в Минприроды России). В результате, в федеральные нормы и правила могут быть внесены изменения и дополнения, не только учитывающие изменения законодательства РФ, рекомендации международных организаций, но и результаты научных исследований и накопленный отечественный и международный опыт.
В связи с этим не удивительно, что ст. 11 Закона об отходах на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, возложена, среди прочих, и обязанность внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений.