Лекция 17. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

При изучении главы 17 студенты обретут следующие знания и умения, овладеют соответствующими навыками.

Студент должен знать:

1. Что такое наука как вид духовного производства.

2. Как менялось научное познание в истории человеческой культуры.

3. Как возникло понятие парадигмы и что оно выражает.

4. Этапы и уровни познания.

5. В чем специфика социального познания.

Уметь:

1. Анализировать различные этапы научного познания.

2. Применять системность как фундаментальный принцип научного познания.

3. Пользоваться понятием парадигмы.

4. Характеризовать специфику социального познания.

Владеть:

1. Навыками социального прогнозирования.

2. Представлениями о типах научного познания.

Наука как вид духовного производства

Наука (от греч. episteme – знание, лат. scientia – знание, наука) – сфера человеческой деятельности, направленной на добывание и осмысление знания.

"Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире".

Когда-то наукой называли социальный институт, который обеспечивает функционирование научной познавательной деятельности. Наука не является единственным видом познания, поэтому она взаимодействует с другими способами освоения реальности – обыденным, художественным, религиозно-мифологическим и философским познанием.

Научное познание возникает из потребностей реальной жизни и человеческой практики. Мифы, к примеру, могут включать немалое знание действительного мира, мира, познанного своего рода в научном опыте. Знание это в дальнейшем было использовано наукой. Люди всегда были охвачены страстью к наблюдению и познанию мира. Они пытались понять, как устроена Вселенная, какую пользу можно извлечь для человеческого существования, из накопленных и проверенных наблюдений.

Наука связана с практикой, с общественными потребностями. Однако в то же время она автономна, способна решать задачи, которые на данном этапе общественного развития не являются предельно актуальными. Работы Леонардо да Винчи по изучению различных видов оружия, в частности арбалета, служили не только военным целям. Великого художника и изобретателя интересовала техника. Он пытался понять законы сложения скоростей и сложения сил. Леонардо да Винчи обдумывал такую конструкцию арбалета, которая позволяла бы стрелять только наконечником стрелы, оставляя ее древко неподвижным. По-видимому, он понимал, что за счет уменьшения массы снаряда можно увеличить его начальную скорость. По многие рисунки Леонардо да Винчи кажутся абсолютно невостребованными тем историческим временем. Развитие техники в ту пору не могло служить, допустим, созданию танка. Но нечто, похожее на танк, волновало воображение великого представителя эпохи Возрождения.

Нам понятно, что Фарадей экспериментировал с проводниками и магнитами, но вряд ли кто-то мог предположить, что дальнейшая жизнь на планете будет невозможна без электричества. По остроумному замечанию нобелевского лауреата Фейнмана, один только Фарадей окупил затраты на науку на все будущие времена. Науке постоянно нужна особая практика, которая позволяла бы проверить истинность ее знаний. Поэтому в научной деятельности используется эксперимент. Прежде чем проводить опыты, известный физик Э. Резерфорд сначала "проигрывал" их в своем воображении. Часть научных знаний вообще проверяется непосредственно в эксперименте. Скажем, чтобы понять, как возникла Вселенная, ученые хотят с помощью адронного коллайдера "смоделировать" грандиозные процессы, которые когда-то происходили в необъятной природе.

В отличие от обыденного языка, наука вынуждена создать собственный язык, язык понятий. Она должна также применять особые средства и методы деятельности. Ей нужен особый язык (эмпирический и теоретический). Это важно для науки, но есть еще и другие ее особенности как вида духовной деятельности. Наука невозможна без разработки специальных методов, позволяющих получить знание и уточнить возможности ее применения в познании и освоении действительности. Носитель обыденного знания может обладать житейской смекалкой, здравым смыслом, практическими навыками. Но для научной деятельности этого недостаточно. Ученым можно стать только в результате длительного обучения, освоения предшествующих знаний и движения к возможностям получения новых открытий. Наука предполагает профессиональную, специализированную форму деятельности.

Кроме того, деятель науки располагает определенной системой ценностей. К примеру, если поиск истины не является для исследователя страстью и непреложным требованием, он вряд ли сможет продуктивно обогащать науку. Деятелям науки свойственно изучение все новых и новых явлений, независимо от того, каковы сегодня возможности массового освоения и использования полученных сведений. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм теоретического исследования. Ученые стремятся выработать собственную систему этических требований. Недопустимо, к примеру, умышленное искажение истины, которая в науке превыше всего. Наука также не терпит застоя. Нельзя ограничиться накопленными знаниями. Их следует умножать.

Потребность в познании – это чисто человеческое, не заложенное в инстинкте стремление к распознаванию мира. Человек стал задавать отвлеченные вопросы, строго говоря, не имевшие непосредственной практической пользы. Как движутся небесные светила? Почему день сменяется ночью? Отчего бушуют стихии?

Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди открывали законы, которые затем помогали им жить, обустраивать их быт, позволяли им преодолевать природные стихии. Но для рождения науки как новой области культуры и всей духовной жизни людей появления таких вопросов еще недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессионально заниматься познанием. Такие люди выделились в результате разделения труда. Сегодня мы называем их учеными, в древности же это были жрецы, пророки, маги, а позже – естествоиспытатели и философы.

Они по долгу своего предназначения стали обдумывать так называемые общие вопросы: что такое мир, как он возник, куда движется история и т.д. Однако и тогда говорить о рождении науки было еще рано, поскольку к тому времени человечество накопило очень мало конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную систему – науку. Но со временем интерес к познанию становится все более разносторонним. Научная деятельность превратилась в науку только тогда, когда люди связали между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений и попытались создать некое систематизированное знание. Собственно наука ведет свое начало от пифагорейской школы, которая создала первую философию числа (пифагорейская школа – религиозно-философское учение о Древней Греции VI–VII вв. до н.э., основанная Пифагором. Философия чисел – представление о числе как основе всего сущего). Это было уже методически и логически осознанное познание. Благодаря науке культура Европы оказалась существенно иной, чем на Востоке. Аспекты бытия науки – генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры.

Итак, наука – это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке. Когда в античной культуре сложились все необходимые условия (интерес к общим вопросам, рождение слоя ученых, появление систематизированного знания), родилась и наука. Отныне она стала неотъемлемой частью культуры всего человечества.

Возникновение теоретической установки имеет свою фактическую мотивацию в конкретных обстоятельствах исторического бытия. Древние греки, допустим в VII в. до н.э., сталкиваясь с явлениями природы, могли выразить любопытство, удивление. Огромную роль в судьбе науки сыграл исторический переворот, когда от первоначальной теории, от простого удивления пытливые люди той эпохи перешли к научной теории. Теоретический интерес, возникающий как удивление, явно представляет собой разновидность любопытства. Если все наличные потребности действительной жизни удовлетворены и время труда завершилось, можно отдать дань и познанию того, что не является актуальным, без чего можно прожить. Так человек науки постепенно поднимается над непосредственными жизненными интересами и отдается научной деятельности целиком.

Человек наблюдал многообразие народов, своих и чужих, осознавал, что люди живут, соблюдая определенные традиции, которые и формируют для них окружающий мир с его обычаями, богами, демонами, мифологическими сущностями. Сталкиваясь с разительными контрастами, человек начинает различать представления о мире от реального мира. Возникает новый вопрос – вопрос об истине, не о житейской истине, косно приверженной традиции, но об истине, которая для всех, кто не ослеплен привязанностью к традиции, идентична и значима. В античной культуре знание об искусственном противопоставлялось знанию о естественном. Познание космоса толковалось как постижение его гармонии. На каждом этапе своего развития наука становится все более сложной, способной решать все более важные задачи.

Современное производство вообще немыслимо без науки. Если в XIX в. изобретательство было сугубо эмпирическим процессом, в котором люди методом проб и ошибок, время от времени добивались блистательных прозрений, то сущность современной технологии в ее органически тесных отношениях с наукой.