Защита права собственности Российской Федерации за рубежом
Проблема защиты вещных прав возникает также в связи с определением правового режима имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом. Вопрос о признании права собственности Российской Федерации наиболее остро встал в связи с прекращением существования СССР.
По некоторым оценкам, стоимость такого имущества достигает 500 млрд долл., однако проблема заключается в том, что оно не до конца инвентаризовано[1].
От надлежащего "оформления" раздела собственности зависит решение вопроса, кто в настоящее время является собственником зданий и сооружений, построенных за рубежом в период существования СССР, а значит, и признание вещных прав государств – участников международного общения.
В целях правового обеспечения государственной собственности за рубежом между государствами – бывшими союзными республиками были заключены соглашения от 6 июля 1992 г. о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. В Соглашении участвуют государства-правопреемники в лице Республики Армения,
Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан и Украины. Соглашение вступило в силу 6 июля 1992 г.
В Соглашении от 9 октября 1992 г. "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" участвуют девять государств (все перечисленные выше, кроме Украины).
В Соглашении от 6 июля 1992 г. стороны признали вещные права по поводу движимой и недвижимой собственности бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией и контролем. Вышеуказанная собственность подлежит разделу и переходит к Сторонам в указанных Соглашением долях, которые определяются с учетом обязательства государства участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего Союза ССР.
В Соглашении от 9 октября 1992 г. предусматривается взаимное признание права собственности на имущество, находящееся на территории государств – правопреемников бывшего Союза ССР. "Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход в их собственность имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях Сторон" (ст. 1). Признание касается и государственного имущества, т.е. имущества, находившегося в ведении органов государственного управления других бывших союзных республик в составе Союза ССР (ст. 2). Имущественные вопросы Вооруженных сил и железнодорожных войск, а также пассажирских и транспортных судов бывшего Министерства морского флота регулируются специальными соглашениями между Сторонами (ст. 3).
В основе признания права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций бывшего союзного подчинения лежат международные соглашения, подписанные бывшими союзными республиками. Принятие в Российской Федерации законодательства, регулирующего порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся за рубежом, а также достижение договоренности между государствами – бывшими республиками СССР о правовом режиме этого имущества являются необходимыми, но не исчерпывающими условиями для осуществления защиты вещных прав Российской Федерации на имущество, находящееся за рубежом. В каждом конкретном случае совершения юридических действий с указанным имуществом требуется признание права собственности Российской Федерации на указанное имущество со стороны каждой из бывших союзных республик для того, чтобы правомерность таких актов признавалась государством, на чьей территории располагается недвижимость.
В соответствии со ст. 6 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности каждая Сторона имеет право продать, обменять, передать в залог, сдать в аренду, передать безвозмездно или на договорных началах свою собственность другой Стороне, ее физическим и юридическим лицам. Это положение международного договора может быть реализовано лишь при условии, что указанные действия совершаются "в соответствии с законодательством Стороны местонахождения объектов собственности, если иное не предусмотрено другими соглашениями Сторон". Под "другими" соглашениями подразумеваются международные договоры, заключаемые государствами-участниками с целью признания передачи прав на недвижимое имущество.