Научно-техническая и инженерная этика

В создании атмосферы научного познания и поиска новых технических решений, повышения эффективности науки как непосредственной производительной силы важную роль играет формирование профессиональных нравственных качеств ученых и изобретателей.

Профессиональная этика ученого, в том числе технического профиля, представляет собой целостную систему определенных норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученого, профессиональным долгом, честью и престижем. В этике ученого конкретизируются многие положения, нормы и принципы общегражданской морали, но имеются и своеобразные моменты.

Профессиональная этика науки главным образом регулирует три вида отношений [35, с. 85—86]:

1. Ученый — исследуемый предмет. Ключевой проблемой выступает отношение ученого к истине, а главными ценностями выступают служение науке и производство истинного знания, сопряженного с гуманистическими ценностями и идеалами.

2. Ученый — коллеги. Во взаимоотношениях ученых, в частности в научном коллективе, нормами становятся культура научного общения, научного спора и научной дискуссии.

3. Ученый — общество. Этика, регулирующая отношения между научными работниками и обществом, в рамках которой находятся вопросы социальной и нравственной ответственности ученых за свои исследования, результаты и их социальные последствия.

В принципе от субъекта научно-исследовательской работы требуются такие качества, как преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, принципиальность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность, критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, рефлексивное мышление, уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, признание плюрализма мнений и истин, самокритичность, корректность в полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, сознание нравственного долга, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности.

В науке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная недобросовестность, нечестность, необъективность, субъективизм, беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научного знания, конъюнктура, административно-командные формы и методы управления, зажим критики и борьбы мнений, "наклеивание" своим коллегам различных "ярлыков", преследование инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научном творчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений в любую эпоху и в любой стране широко распространены в научной деятельности. Здесь хотелось бы специально подчеркнуть, что непременным условием и движущей силой развития науки являются свобода творчества, плюрализм, критика и борьба мнений, диалог и взаимопонимание между учеными. Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда, обеспечивают существование в науке творческого, поискового и новаторского духа, производство нового научного знания, в значительной мере предохраняют науку от заблуждений и ошибок, субъективизма, догматизма, отживших стереотипов и норм, монополии "официозов" и др.

Творчество по природе своей предполагает активность, инициативу, свободу духовного и практического самовыражения и самоутверждения человека. Познавательная (гносеологическая) функция является наиболее специфической для научно-технического творчества. Успешное выполнение ее возможно лишь при условии, если работник подходит к исследованию объективно, т.е. имея установку познать объект таким, какой он есть в действительности. Последнее предполагает отсутствие у человека намерений и целей, противоречащих задаче поиска истины.

Научная объективность может быть представлена в качестве морального требования, наиболее элементарного и в то же время наиболее всеобщего в этике творческого работника. Любые утверждение, положение, открытие, изобретение должны быть всесторонне доказаны, обоснованы, выведены методами и средствами, взятыми из арсенала науки.

Стремление любой ценой протащить свои "открытия", "изобретения" (например, новую технологию, не оправдавшую себя в производстве) применяя демагогию и другие неблаговидные средства, может принести огромный экономический, а значит, и человеческий ущерб. Поэтому надо уметь с готовностью изменить или даже отбросить любимую идею, теорию, если научные факты противоречат ей.

Этическая норма доказательности побуждает быть требовательным к себе, самокритичным. Она предостерегает, в частности, от поспешных выводов и публикаций. Однако это не значит, что нужно скрывать свои идеи до полного завершения их доказательства. Законченные частные выводы должны быть обнародованы, ибо в них нуждаются другие исследователи.

Творческие решения ученого, изобретателя, как правило, подвергаются оценке оппонентов, коллег, экспертов и др. Оппонент выступает как выразитель мнения, которое претендует на полное или частичное опровержение мнения автора. И если точка зрения оппонента представляется ему ошибочной, то это тоже нужно доказать научно. Уважение оппонента предполагает точное цитирование чужих трудов и правильное уяснение сущности противоположных точек зрения, что требует их тщательного изучения. Принцип зашиты истины имеет особое значение в этике творчества и предусматривает смелое отстаивание своих убеждений. Популярностью пользуется афоризм, приписываемый Аристотелю: "Платон мне друг, но истина дороже".

Современное научно-техническое творчество представляет собой обобщестаченную форму деятельности, так как оно возможно только при условии использования достижений предшественников и взаимного обмена информацией между коллективами и отдельными специалистами. Это обстоятельство налагает на творческого работника ряд обязанностей. Он должен отдавать себе ясный отчет в том, какова мера его заслуг в науке и технике, и в соответствии с этим уметь правильно оценивать себя. Крайнее проявление научной недобросовестности — присвоение чужих заслуг, чужого открытия, идеи, решения, выводов. Бывает, что сотрудник добивается успехов совместно с коллегами, но публикует результаты только от своего имени. К нарушению этических норм относится и использование автором в оригинальной работе чужих принципиально важных идей, доводов и т.д. без ссылок на первоисточник. Явно выраженный плагиат лишает человека морального права называться творческим работником, ученым.

В ситуации, когда двое или даже несколько людей, порой в разных странах, приходят независимо друг от друга к одинаковым результатам, приоритет принадлежит тому, кто первый оповестил общественность о своих достижениях, изобретениях, открытиях. Вопрос о научном и техническом приоритете может выйти за рамки межличностных и групповых отношений и стать престижным для той или иной национальной науки в целом.

При определении вклада различных ученых и изобретателей в науку и технику уместно обратить внимание и на такое явление, как соавторство. Далеко не всякая разновидность труда дает моральное право на личную подпись под публикацией результатов поиска. Надо непосредственно выполнить определенный объем исследовательской программы, внести творческий вклад в создание изобретения. В частности, автором изобретения или рационализаторского предложения признается только то лицо, творческим трудом которого они созданы. Не может быть признано автором лицо, не принимавшее творческого участия в создании изобретения или рационализаторского предложения. Для признания соавторства необходимо наличие двух элементов: 1) совместного характера деятельности; 2) творческого труда. К соавторам не относят лицо, оказавшее при создании изобретения или рационализаторского предложения только техническую помощь (изготовление чертежей и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.), а также того, кто высказал идею или предложил тему, но не принимал участия в совместном творческом труде.

Состав авторов конкретного изобретения или рационализаторского предложения устанавливается самими создателями технического решения. Если изобретение создано двумя или более лицами, то нужно учитывать, какой вклад внесен каждым из них в разработку признаков, включенных в формулу изобретения (для оценки этого служит справка о творческом участии).

Долг каждого ученого, изобретателя — поддерживать и развивать демократизм в научной группе. Коллективность не только не исключает, но и предполагает свободное и наиболее полное проявление творческой индивидуальности. При совместной деятельности двух и более исследователей значение имеют взаимные доброжелательность, доверие, искренность в отношениях, отсутствие тщеславного желания выделиться.

При групповом творчестве порой бывает не только трудно, но и практически невозможно определить точную меру вклада того или иного работника в полученный результат. Члены коллектива редко бывают равными по своим творческим потенциям, однако все они — исследователи, создатели нового и каждый из них вносит в общий труд свою лепту. Очень важно, чтобы наиболее способные сотрудники по достоинству ценили вклад рядовых коллег. Не только самому добывать истину, но и учить других находить пути в неизвестное — одна из заповедей профессиональной этики творческого работника.

Характерно то, что профессиональная этика людей творческого труда при выборе ими общественно значимого направления своей деятельности смыкается с их гражданской позицией и имеет важное значение для жизни общества.

Следует подчеркнуть, что высокие нравственные качества ученых, в том числе технического профиля, их нравственная культура — залог их авторитета и престижа в научной сфере.

Этика инженера — конкретизация общих норм и принципов морали применительно к условиям инженерной деятельности, призванная показать пути разрешения тех практических проблем и ситуаций, которые возникают из профессиональной деятельности инженера и требуют от него определенной нравственной позиции [32, с. 342].

Очевидно, что этика инженера детерминирована прежде всего спецификой его деятельности, особым местом в сфере материального производства, исключительно важной ролью в осуществлении научно-технического прогресса, "овеществлении" научного знания в общественной практике. Но традиционные паттерны инженерной культуры, опирающиеся на естественные и технические науки и нацеленные на создание локальных технических устройств, отвечающих требованиям эффективности, качества, надежности, экономичности, сегодня недостаточны. Мировой опыт свидетельствует о том, что их следует дополнить социокультурными компонентами. Как ранее неоднократно отмечалось, от системотехнического проектирования уже наметился путь к социотехнической проектной деятельности, в которой техника занимает подчиненное по отношению к интересам людей и сохранению природных объектов и процессов положение. Такое качество инженерно-технической деятельности определяется социальной компетентностью специалиста, которая проявляется прежде всего в умении определить и оценить последствия воздействий технической деятельности на общество и природу. Это должно осуществляться еще на уровне конструирования и принятия решений в соотнесении с социокультурным контекстом их реализации.

Иногда считается, что инженерная этика как совокупность (или система) норм, регулирующих поведение инженера, существовала изначально. В подобных случаях к числу этих норм относят такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу, создавать устройства, которые принесли бы людям пользу и не причиняли вреда (особый случай в этом отношении — военная техника), ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, соблюдение определенных форм отношений (обычаев и правил) с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации (предприятия, фирмы, института и т.д.). Однако единой, всеобъемлющей системы правил и принципов инженерной этики не существует и поныне. К тому же такой подход почти не различает нравственные, юридические и административные нормы, регулирующие инженерную деятельность, что некорректно.

В самом общем виде можно сформулировать три условия реализации инженерной этики [12, с. 312):

1) наличие инженерного сообщества (не только специальных, но и общих профессиональных обществ и союзов), гарантирующего моральную ответственность в сфере профессиональной деятельности его членов;

2) развитие инженерного сознания (самосознания инженеров), что достигается через систему инженерного образования;

3) существование социальных (и хозяйственных) структур, которые обеспечивают условия для релевантной и моральной ориентации инженера.

В отдельных странах уже достаточно давно разработаны кодексы морали инженера: "Кредо инженера" (Германия), "Кодекс инженерной этики" (США) и др., детально определяющие нравственные обязанности инженера. Обычно при этом формулируются несколько наиболее общих канонов:

1) инженер должен выполнять работы только в пределах своей компетенции и при этом стараться увеличивать компетенцию и престиж технической профессии;

2) быть честным, справедливым и беспристрастным в вопросах технической политики, быть преданным своему работодателю;

3) использовать свои знания и мастерство для улучшения благосостояния общества [34, с. 13].

В США действуют многочисленные инженерные и научные профессиональные союзы и общества, которые объединяются под эгидой трех основных организаций: "Американской ассоциации инженерных обществ", "Американского общества инженерного образования" и "Американской ассоциации содействия науке". Их главные функции: создание условий для становления и поддержания профессиональной компетентности (на основе информирования, общения, обсуждения проектов и проблем, выработки критериев оценок профессиональной деятельности и др.); координация работы профессиональных союзов и обществ; поддержание связей с общественностью и правительством; содействие улучшению технического образования; выработка системы профессиональных ценностей, сочетающих свободу творчества и профессиональную ответственность; создание социально благоприятного этического климата (через образование, издание этических кодексов, анализ и оценку конфликтных ситуаций), издание профессиональной литературы — газет, журналов. Они участвуют в аккредитации университетов, их представители входят в комиссии, утверждающие учебные программы и курсы, а также в попечительские советы.

Надо заметить, что Британское компьютерное общество записало нормы, регулирующие отношения "инженер — общество", "инженер — работодатель", "инженер — клиент", "инженер — другие инженеры". Сходная структура представлена в "Кодексе этики" Национального общества профессиональных инженеров США. С 1975 г. в США существует Общество по философии и технике, которое фактически является международным и проводит регулярные международные конференции по проблемам инженерной этики, издает их материалы.

По аналогии с наукой можно выделить три основные группы нравственных норм, принципов и правил, регулирующих профессиональную деятельность инженера, три вида его отношений:

1. Инженер — предмет его труда и деятельности (техника, технология и организация производства). Главной ценностью в этих отношениях является гуманизм, который должен регулировать деятельность инженера при разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники и технологии, а также организации производства с позиций личностной, технологической и экологической безопасности.

2. Инженер — коллеги. Главной целью в данном случае является соблюдение норм, принципов и правил культуры инженерного общения .

3. Инженер — общество. Главное требование здесь — социальная и нравственная ответственность инженера за результаты его труда и их последствия.

Основополагающим, системообразующим и "сквозным" принципом инженерной этики должен быть принцип гуманизма, который в его деятельности, конечно, носит специфический характер. Инженер во всей своей деятельности обязан рассматривать человека как высшую ценность и самоцель общественного развития, постоянно учитывать "человеческое измерение", всячески способствовать гуманизации техники, технологии и производства.

В профессиональной деятельности от инженера требуется набор следующих групп качеств:

1) гуманистическое служение научно-техническому прогрессу, преданность инженерному делу, высокий профессионализм, компетентность, новаторство, трудолюбие, добросовестность, принципиальность, дисциплинированность, высокая требовательность к себе и самокритичность;

2) уважение труда своих предшественников и коллег, информирование своих коллег о достижениях в области науки, техники, технологии, организации производства и передового опыта, коммуникабельность, тактичность, ориентация на плюрализм вариантов решения инженерных проблем и задач, соблюдение служебного этикета, корректность в споре;

3) профессиональные и личные честь и достоинство, забота о престиже инженерной профессии, высокая гражданственность и ответственность, уведомление общественности о любых фактах использования техники, угрожающих человеку, усложняющих экологическую ситуацию и др.

Таким образом, в настоящее время сущность изменения в профессиональной инженерной культуре заключается в установлении соответствия профессиональной деятельности, ее потенциала, результатов и последствий критериям социальной эффективности и приемлемости. Лишь на этом пути могут быть выработаны корректные ценностные ориентиры и задан новый тип индивидуальной и групповой профессиональной деятельности, соответствующие задаче конструктивного решения социально значимых проблем. Социальная компетентность, предполагающая ответственность перед другими за последствия принимаемых им решений на всех уровнях инженерной деятельности — от проектирования до практического осуществления, является сегодня неотъемлемой структурной характеристикой профессиональной культуры инженера.