Научно-методическая работа в школе

Работа по повышению профессионального мастерства учителя в школе осуществляется педагогическим советом, методическими комиссиями (объединениями) учителей, деятельностью кафедр. Учителя небольших школ участвуют в работе межшкольных, кустовых методических объединений. Кроме того, в школах создаются проблемные (инновационные) группы учителей, работающих над решением психолого-педагогических вопросов учебно-воспитательной работы; на правах совещательного органа функционируют научно-методические советы школы; создаются школы педагогического опыта, школа молодого учителя, проводятся методические оперативки. Проводятся научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных педагогов или методических объединений.

Кафедра школьная — новообразование в структуре школы, осуществляющее руководство научно-исследовательской, творческой работой учителей, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку и рецензирование, связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т.п. На заведование кафедрами приглашаются научные работники и преподаватели вузов с научными степенями. Под руководством кафедр учителя осваивают новые формы планирования, включающие элементы научного исследования, формы апробации новых идей и технологий.

Задачи методической службы:

• компенсаторская — преодоление пробелов в подготовке учителя (воспитателя);

• адаптационная — приспособление к изменяющимся условиям, новым запросам общества, родителей;

• мотивационная — формирование мотивации учителей па активное участие в научно-методической работе, инновационных проектах;

• инновационная — обновление теоретических знаний и совершенствование умений, формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

• развивающая — осуществление качественного, творческого роста учителя;

• ориентационная — оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

• индивидуализации — оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

В организации методической работы большое место занимают семинары и практикумы, открытые уроки и уроки с опережающим изучением наиболее трудных тем по новым программам, групповое и индивидуальное инструктирование учителей завучем и директором школы, консультации и беседы с учителями и учащимися, повседневная самообразовательная работа учителя, способствующая повышению педагогического мастерства; инструктирование, консультации, беседы с учителями и родителями, психолого-педагогические тренинги.

Большую роль в организации методической работы в школе играют школьные методические кабинеты, в которых собрана психолого-педагогическая литература в помощь учителю, обобщен передовой опыт, есть специальные методические библиотеки.

Основной целью межшкольного методического объединения на селе является координация работы учителей начальных, средних и старших классов, чтобы полнее осуществлять принцип преемственности. Важно, чтобы средняя школа как центр методического куста обязательно объединяла всех учителей начальных и средних классов, находящихся в районе обслуживания средней школ ы.

В системе методической работы школы особое внимание уделяется самообразованию учителя. Каждый учитель школы имеет тему, над которой он работает. Результаты его самообразовательной деятельности могут быть представлены в виде доклада, реферата, выступления на совещании, конференции, статьи или перейти в научно-поисковую деятельность над определенной проблемой, которая может закончиться написанием и защитой диссертации.

Повышение квалификации учителя осуществляется и вне школы: через методические кабинеты при отделах (комитетах и т.д.) народного образования и институты усовершенствования учителей, которые имеют следующую структуру курсов: годичные по всем предметам школьной программы для учителей, нуждающихся во всесторонней методической помощи; тематические -для подготовки к работе по нескольким узловым и особенно сложным темам программы; проблемные, на которых разрабатываются определенные педагогические проблемы; целевые, по результатам инспекторской проверки или аттестации; лекции-консультации по очередным программным темам с опережением; постоянно действу ю щ не сем и нар ы.

Внедрение педагогического опыта и научных достижений в практику работы осуществляется благодаря четкой системе, включающей знакомство учителей с принципами и конкретными приемами инновационной работы лучших школ и учителей; разъяснение их прогрессивной педагогической сущности и практической эффективности; обучение каждого учителя эффективной организации и передовым методам педагогического труда; контроль за ходом внедрения опыта и его результативностью.

Формы повышения квалификации: педагогические советы, научно-методические службы, Школа молодого учителя, наставничество, методические совещания, получение второго образования, защита диссертаций, опытно-экспериментальная работа, руководство исследовательскими работами учащихся, научно-практические конференции разного уровня, предметные и проблемные творческие группы, курсы повышения квалификации по программе междисциплинарного обучения, публикации в изданиях разного уровня, конкурсы "Учитель года", "Первые шаги", и другие проблемные семинары, практикумы, круглые столы, мастер-классы, самообразование.

Методы внедрения опыта: выступление лучших учителей с докладами и сообщениями; выпуск педагогических бюллетеней, освещающих опыт; оформление выставок, уголков опыта; проведение открытых уроков учителями-новаторами; взаимопосещение уроков; педагогические практикумы по ознакомлению на месте с авторскими методами работы учителей.

Важным направлением в деятельности по руководству школой является совершенствование научной организации учительского труда и создание нормального психологического климата в коллективе.