Научная база и методология логистики: концепция логистики фирмы
Фирма, являясь основным звеном рыночной экономики, имеет двойственную природу: она и потребитель, и производитель. Поведение фирмы в рыночной среде определяется рядом факторов: издержками; эффективностью хозяйственной деятельности; спросом на продукцию и ценами на нее; капиталом; ценами на сырье, материалы и комплектующие изделия; состоянием конкуренции на рынке; платежеспособностью потребителей и пр.
С точки зрения кибернетического подхода фирма представляет собой черный ящик, на входе которого - ресурсы, а на выходе - продукция и услуги. Передаточная функция фирмы, т.е. соотношение выходных и входных параметров в конечном счете и предопределяет уровень ее конкурентоспособности. Выходные параметры - выручка от реализации продукции и оказания услуг - в значительной мере детерминированы внешней экономической средой. На такие показатели, как спрос на продукцию и равновесная цена, фирма может влиять в весьма ограниченной степени; в большей степени зависят от фирмы эффективность использования ресурсов, снижение издержек.
В промышленном производстве одним из важнейших показателей эффективности предприятия выступал коэффициент загрузки оборудования, что объяснялось высоким удельным весом машин и агрегатов в основных фондах и значительной долей производства в структуре издержек. Исходя из этого высокая загрузка оборудования была одной из важных целей при формировании стратегии фирмы.
В постиндустриальном обществе в рамках как стратегического планирования, так и управления фирмой этот ориентир из цели превратился в средство, уступив целеполагающие позиции таким показателям, как высокий уровень соблюдения сроков выполнения заказов, низкий уровень запасов, краткое время прохождения ресурсов через производственную подсистему фирмы.
Перечисленные показатели есть уже логистические категории, и оптимизировать их уровень, не прибегая к методам логистики, в рамках традиционной ориентации и организации производства не представляется возможным. Логистика оперирует следующими категориями, отражающими суть логистических процессов:
- расходы транспортно-заготовительные - затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, с заготовкой и доставкой товарно-материальных ценностей. Они представляют собой часть логистических издержек и включают затраты на формирование сети поставщиков, выбор и оценку партнеров, а также издержки транспортные, почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах нормы естественной убыли;
- расходы на формирование и хранение запасов - затраты потребителя, связанные с текущим обслуживанием запасов (уплата налогов, проведение инвентаризаций, плата за банковский кредит), издержками хранения, стоимостью рисков;
- издержки транспортные - часть транспортно-заготовительных расходов, включающая затраты на перевозку продукции от изготовителя до потребителя; в них входят оплата тарифов, затраты на загрузочно-разгрузочные работы, оплата услуг экспедиторов;
- издержки хранения - часть расходов на формирование и хранение запасов; в них входят затраты по содержанию складов, заработная плата складского персонала, стоимость продукции в объеме ее естественной, административно-управленческие расходы.
Исходя из того, что для фирмы логистический подход означает целостность, оптимизацию общих издержек, системное мышление и единство руководства, основные задачи реализации интегрированной стратегии логистики могут иметь вид, представленный на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные задачи реализации интегрированной стратегии логистики фирмы
Объектами анализа в этом случае выступают следующие категории:
- организационная структура фирмы, т.е. совокупность упорядоченных связей между системообразующими элементами, обеспечивающими устойчивое функционирование фирмы. Анализируется структура производства (соотношение между выпускаемой фирмой продукцией или оказываемыми услугами разных видов и назначения, измеряемое с помощью натуральных или стоимостных показателей); производственная структура по принципу последовательности операции (состав управляемых звеньев фирмы, обладающих технологическими или кооперированными взаимосвязями); структура системы управления фирмой (совокупность специализированных подсистем, взаимосвязанных в процессе принятия и реализации управленческих решений);
- инструменты и способы логистики: расстановка заказов покупателей, планирование сбыта и оборота, планирование мощностей и процесса производства, управление обеспечением, производством и запасами;
- структура продукции и услуг (продолжительность и последовательность технологического цикла), покупателей (с выделением крупных клиентов), запасов и поставок;
- структура потока материалов (его направленность, характер и интенсивность) и загрузка производственных мощностей;
- структура издержек фирмы в целом и логистических издержек в частности.
Логистический инжиниринг начинается с образования структурного подразделения, состоящего из сотрудников различных отделов, занимающих различные должности, в целях ускоренного осуществления проекта логистики, охватывающего одновременно ряд подсистем фирмы: маркетинг и сбыт, материально-техническое обеспечение, производство, распределение, кадры, финансы и бухгалтерию. Это позволяет выполнить взаимозависимые части проекта не последовательно, а параллельно, что способствует экономии времени, соблюдению системности и комплексности разработок, повышению их качества и эффективности.
Цели и факторы эффективности логистики - основа для разработки стратегии логистики. На современном этапе экономического развития к главным целям следует отнести повышение конкурентоспособности фирмы, рост ее доходов, прибыли, рентабельности, оборота, реализации. В то же время рынок с благоприятной для покупателей конъюнктурой оказывает влияние на логистику фирмы, требуя наиболее полного достижения следующих показателей:
- соблюдение сроков и условий сервиса поставок;
- снижение продолжительности прохождения заказа;
- повышение гибкости логистической системы фирмы и точности прогнозов;
- доступность для фирмы релевантной экономической и технической информации.
Концепция и исходящие из нее планирование и организация мероприятий формируются с учетом требований логистики предпринимательства. Единство концептуального подхода реализуется в системной и комплексной проработке структуры, организации, инструментария фирмы, квалификации ее персонала, пропущенных через анализ типа "затраты - результаты".
Деятельность службы логистики в фирме направлена на интегрирование основных логистических бизнес-процессов и межфункциональную координацию - поддержание взаимосвязи с производителями, со всеми функциональными подразделениями компании для решения сложных, конфликтных проблем, возникающих на всех уровнях управления. Итак, логистика в фирме это:
- осуществление корпоративной, маркетинговой, производственной, логистической стратегий высшим руководством;
- своевременная доставка необходимых продуктов в необходимых количествах на склады;
- коммерчески ориентированная служба, планирование уровней запасов на основе прогнозов продаж коммерческой службы (службы продаж);
- технически компетентная служба (своевременное предоставление образцов продукции для лабораторных анализов, научных исследований, получение необходимой технической документации);
- своевременное предоставление счетов-фактур, накладных для обработки информации, контроль за своевременной оплатой за поставленный товар на склады;
- контроль и управление транспортировкой, складированием и грузопереработкой, своевременное предоставление необходимых документов для импорта, таможенное оформления груза.
Основные задачи отдела логистики: сокращение запасов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, контроль и управление уровнями запасов, оптимизация логистических затрат.
Эффективность службы логистики в компании и соответствии с выбранной логистической стратегией, во многом определяется используемой информационной интегрированной системой, затрагивающей все структурные подразделения, а также поддерживающей оперативный обмен данными с логистическими посредниками, поставщиками и потребителями.
Интеграция отдела логистики с другими функциональными подразделениями компании позволяет обеспечить наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Так, взаимодействие с менеджерами по продажам позволяет сделать более того спроса потребителей и соответственно сократить транспортные и складские расходы. Взаимодействие с техническим отделом и высшим руководством позволяет вывести на рынок новый продукт в нужное время и в нужном количестве, расширить ассортимент согласно маркетинговой стратегии в целях удовлетворения спроса потребителей и снизить себестоимость продукции.