Национальные и природные парки
Идея создания национальных парков возникла более 120 лет назад в США. В основе данного названия ООПТ лежало стремление подчеркнуть, что данная территория принадлежит всему народу, всей нации.
Система национальных парков в России возникла в 1980-х гг. Первые национальные парки были образованы в 1983 г. Это "Сочинский" на Черноморском побережье и "Лосиный остров" на территории г. Москвы. В настоящий момент в Российской Федерации 35 национальных парков площадью 7 млн га (0,41% площади страны), расположенных на территориях 13 республик, двух краев, 20 областей и одного автономного округа.
Национальные парки – это природоохранные, экологопросветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях, а также для отдыха и туризма. Их особое значение заключается в том, что, сохраняя участки природы как резерв национального наследия, они служат эффективным средством природоохранного воспитания, распространения экологических знаний. Национальные парки берут на себя часть функций, которые ранее выполняли государственные заповедники.
На национальные парки возложено три взаимосвязанных задачи: экологическая (охрана естественных экосистем), рекреационная (обеспечение туризма и отдыха населения) и научная (разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения). Рекреационная задача приобретает в последние годы особое значение в связи с появлением такого феномена, как экологический туризм (2002 г. даже был объявлен ООН годом экологического туризма). Учитывая повышенный спрос на подобные экоуслуги в развитых странах и огромные возможности российских уникальных природных территорий по их предоставлению, следует ожидать дальнейшее вовлечение, в первую очередь, национальных парков в этот процесс.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, культурные и другие объекты недвижимости предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты закрепляются за национальными парками и передаются им на праве оперативного управления. Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом средств.
Сочетание природоохранных и рекреационных задач обусловливает выделение в пределах территории национального парка ряда функциональных зон со специальным эколого-правовым режимом:
– заповедной зоны, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
– особо охраняемой зоны, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;
– зоны познавательного туризма, предназначенного для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;
– рекреационной зоны, предназначенной для отдыха, развития физической культуры и спорта;
– зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
– зоны обслуживания посетителей, предназначенной для размещения, ночлега, бытового информационного обслуживания посетителей;
– зоны хозяйственного назначения, в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.
В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Соотношения размеров каждой функциональной зоны в различных национальных парках заметно варьируется – заповедная зона может составлять наибольший процент площади в национальных парках: "Приэльбрусье" (73%), "Забайкальский" (41%), "Сочинский" (37,5%), а может наименьший – "Мещерский" (0,1%), "Русский Север" (1%), "Нижняя Кама" (7%) и т.д.
Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам; противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков и т.д.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков.
В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается Правительством РФ.
Правовое положение природных парков имеет сходные и отличные черты с положением национальных парков.
Схожими являются задачи, стоящие перед национальными и природными парками, заключающиеся в создании условий для отдыха (в том числе массового), разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса.
Однако в отличие от национальных парков, природные парки:
– являются природоохранными рекреационными учреждениями, решения об образовании которых принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
– природные парки находятся в ведении субъектов РФ, и их деятельность финансируется из бюджета соответствующего субъекта РФ;
– в отличие от национальных парков, внутренняя структура которых четко закреплена в законе, перечень функциональных зон природных парков не сформулирован как исчерпывающий, т.е. решение данного вопроса оставлено на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ; при этом в случае создания на территории субъекта РФ нескольких природных парков, их внутренняя структура может не совпадать.