Национальные премии в области качества. Модели и критерии совершенства
В истории национальных премий по качеству ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:
1) премия Э. Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании (учреждена в 1951 г.);
2) национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии совершенства (Criteria for Excellence) которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет (действует с 1987 г.);
3) Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством (EFQM) (действует с 1988 г.).
Во многих странах также были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России — это премия Правительства РФ в области качества, построенная на базе Европейской премии качества. Конкурсы проводятся, начиная с 1998 г.
Среди лауреатов мировых премий в разные годы были такие крупнейшие компании-производители, как Boing, Motorolla, AT&T, Bosch, BMW Group, Nokia, Siemens и др. Премии малым и средним компаниям, а также компаниям сферы услуг и общественным организациям присуждаются отдельно. Интерес бизнес-сообщества к участию в национальных конкурсах по качеству определяется тем, что они предлагают систему управления, ориентированную на клиента и способствуют улучшению показателей деятельности компании. Следование критериям совершенства, сформулированным в премиях, означает последовательное и целенаправленное улучшение деятельности в ключевых областях, определяющих конкурентоспособность компании и потенциал ее развития. Победители не получают каких-либо материальных призов. Победа в конкурсе — это в первую очередь признание высокого уровня развития компании, символ надежности для партнеров и потребителей. Непременным условием каждого конкурса является популяризация опыта компаний-победителей. Эта особенность мировых премий по качеству способствует развитию такого инструмента управления, как бенчмаркинг.
Рассмотрим критерии и показатели оценки совершенства, применяемые в национальных премиях в области управления качеством, которые позволяют понять ключевые направления достижения компанией конкурентных преимуществ и высоких результатов бизнеса.
Модели и критерии мировых премий по качеству
Каждая из премий имеет в основе модель, которую можно определить как модель TQM или модель совершенства. Модель премии — это набор критериев (оценочных показателей), имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой [5]. Обычно модель включает 6—9 основных Критериев совершенства и до 30 уточняющих подкритериев. ОГЛАВЛЕНИЕ критериев отражает ключевые направления бизнеса, актуальные для построения конкурентоспособной организации с эффективной системой управления с точки зрения разработчиков той или иной премии. На рисунке 4.3 представлены обобщающие критерии российской и европейской премий по качеству в 2007 и 2008 гг. Обобщающие критерии объединены в две группы: критерии возможностей и критерии результатов. Каждая из двух групп имеет одинаковую важность (50%, или 500 баллов, в итоговом рейтинге).
Рис. 4.3. Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества
В группе "Возможности" оцениваются:
1) лидирующая роль руководства. Данный критерий отражает, насколько принцип лидерства воплощен в системе менеджмента качества;
2) политика и стратегии в области качества отражает, как организация реализует свои видение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов;
3) партнерство и ресурсы. Критерий оценивает, как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами. Критерий охватывает следующие направления деятельности: внешние партнеры, финансовые ресурсы, инфраструктура и материальные ресурсы, технологии, информация и знания;
4) персонал. Критерий оценивает, как организация управляет персоналом: развивает и использует его знания и потенциал сотрудников, планирует и мотивирует персонал в целях реализации стратегии;
5) процессы, осуществляемые организацией. Критерий имеет самый высокий уровень значимости среди критериев группы "Возможности" и охватывает следующие направления деятельности, по которым должна быть представлена информация:
• систематическое проектирование и менеджмент процессов;
• совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон;
• проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей;
• производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг;
• менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями.
По группе "Результаты" оцениваются четыре критерия:
1) удовлетворенность потребителей отражает результаты, которых добилась компания в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей. Компания должна продемонстрировать показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг и показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей;
2) удовлетворенность персонала отражает результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала. Аналогично предыдущему критерию компания должна продемонстрировать показатели восприятия персоналом своей работы в организации и результаты деятельности компании по повышению удовлетворенности персонала;
3) влияние организации на общество отражает результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях;
4) результаты работы организации в целом оценивают как финансовые результаты, так и результаты деятельности компании на рынке, качество продукции.
Рассмотрим подробное описание каждого критерия и составляющих его подкритериев.
Критерий 1. Лидирующая роль руководства
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.
Составляющие критерия. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:
1) определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества;
2) участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации;
3) участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества;
4) мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации;
5) определение и поддержка руководителями перемен в организации.
Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.
Составляющие критерия. Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:
1) определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии;
2) использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии;
3) разработка, анализ и актуализация политики и стратегии;
4) развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов.
Критерий 3. Персонал
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Составляющие критерия. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
1) планирование, управление и улучшение работы с персоналом;
2) определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала;
3) вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями;
4) общение персонала в организации;
5) поощрение персонала и забота о нем.
Критерий 4. Партнерство и ресурсы
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Составляющие критерия. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
1) внешние партнеры;
2) финансовые ресурсы;
3) инфраструктура и материальные ресурсы;
4) технологии;
5) информация и знания.
Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.
Составляющие критерия. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
1) систематическое проектирование и менеджмент процессов;
2) совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон;
3) проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей;
4) производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг;
5) менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями.
Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.
Составляющие критерия. Критерий включает в себя два показателя, по которым должна быть представлена информация:
1) восприятие потребителями организации, качества ее продукции и услуг;
2) работа организации по повышению удовлетворенности потребителей.
Критерий 7. Удовлетворенность персонала
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.
Составляющие критерия. Критерий включает в себя два показателя, по которым должна быть представлена информация:
1) восприятие персоналом своей работы в организации;
2) работа организации по повышению удовлетворенности персонала.
Критерий 8. Влияние организации на общество
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях. Составляющие критерия. Критерий включает в себя два показателя, по которым должна быть представлена информация:
1) восприятие обществом деятельности организации;
2) работа организации по повышению удовлетворенности общества.
Критерий 9. Результаты работы организации
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия. Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.
Составляющие критерия. Критерий включает в себя две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
1) финансовые показатели работы организации;
2) качество продукции и услуг и другие результаты работы организации.