Национальные премии в области качества
Первой среди национальных премий в области качества была Премия Японии за качество имени Деминга (Denting Application Prize - DAP). Премия учреждена в 1951 г. в честь всемирно известного американского ученого У. Э. Деминга для увековечения его вклада в японскую индустрию
Рис. 7.2. Эмблема Премии Содружества Независимых Государств (СНГ) за достижения в области качества продукции и услуг
и в поддержку развития управления качеством в Японии. Если до 1984 г. в качестве номинантов рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний. Для этого был учрежден специальный приз Японского Комитета - Приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies - DAPOC). Условия его присуждения были объявлены впервые в 1987 г.
Всего Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять премий:
1) премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC (Company wide, quality control) с использованием статистических методов;
2) премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
3) премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Deznsion), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;
4) персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;
5) премия Деминга для зарубежных компаний (The Denting Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.
Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 г., такие всемирно известные компании, как "Nippon Electric Co.", "Kawasaki Steel", "Hitachi Ltd.", "Fuji Photo Film Ltd.", "Nissan Motor Co.", "Toyota Limited", "Kansai Electric Power Company" и "Fuji Xerox Co.". Среди индивидуальных лауреатов премии Деминга такие широко известные ученые в области качества, как К. Исикава и Г. Тагути.
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть основных групп, характеризующих деятельность претендента:
1 ) политика и цели;
2) организация и администрирование;
3) образование и распространение знаний;
4) выполнение;
5) результаты;
6) дальнейшие планы.
Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе. Для получения премии Деминга требуется набрать не менее 70 баллов.
Другая не менее известная премия - национальная премия США но качеству имени М. Болдриджа. Премия была названа именем М. Болдриджа, Секретаря Торговли (Secretaty of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа организациям и компаниям в трех номинациях:
1) бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 чел.);
2) образование;
3) здравоохранение.
Цель этой премии - оказание помощи американским предпринимателям в осознании роли качества в достижении конкурентоспособности предприятий на мировом рынке и овладении современными методами обеспечения качества. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества.
Национальная премия М. Болдриджа была инспирирована DAP (премией Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки в части критериев, оценивающих работу претендентов. Однако критерии премии М. Болдриджа более детализированны, а системы оценки претендентов различны. Оценка участников конкурса проводится по 1000-балльной системе по 24 показателям, сгруппированным по 7 критериям:
1) руководство (10%) - оцениваются успехи высшего руководства (top management) в создании культуры качества внутри компании;
2) информация и анализ (7,0%) - оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и то, как эта информация используется для улучшения качества и в планировании качества работы;
3) стратегия планирования качества (6%) - оцениваются успехи компании в интеграции требований потребителя для улучшения качества работы компании;
4) человеческие ресурсы (15%) - изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу по улучшению качества и как их знания и опыт используются компанией;
5) уверенность в качестве товаров и услуг (14%), обеспечиваемая соответствующим управлением качеством процесса, которое и должно создавать уверенность в качестве товаров и услуг - оцениваются деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и цель компании в постоянных улучшениях;
6) результаты качества (18%) - изучаются успехи компании в работе по качеству и его улучшению, оцениваемые соответствующими количественными показателями качества и подтвержденные результатами измерений;
7) фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30%) - анализируется вопрос о том, насколько хороню компания определяет требования потребителей своей продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются.
Приведенный в скобках процентный вес каждого критерия соответствует тому максимальному числу очков, которое могут дать эксперты, участвующие в рассмотрении претендентов на премию М. Болдриджа. Так, 10% веса критерия "руководство" соответствует максимум 100 очкам, которые могут быть даны экспертами при оценке работы претендента, в то время как удовлетворенность потребителей оценивается максимальным числом очков, равным 300. От компаний, претендующих на премию, требуется представить документацию на свою систему менеджмента качества. Компании, прошедшие первую стадию рассмотрения, подлежат дальнейшему рассмотрению на последующих стадиях.
Наиболее важным эффектом от учреждения статуса премии М. Болдриджа стало то, что многие компании в США при разработке системы менеджмента качества и дальнейшем ее совершенствовании для конкретных условий работы компании ориентировались на критерии премии М. Болдриджа.
Первая премия М. Болдриджа была присуждена в 1988 г. В группу производственных компаний, получивших премию, вошла компания "Motorola" с примерно 99 000 служащими, известная всему миру своими коммуникационными системами и полупроводниковыми приборами. Целью компании, как заявил ее руководитель Роберт Гэлвин на церемонии присуждения премии, является "ноль дефектов во всем, что мы делаем". Для достижения этой цели компания создала свой центр обучения и потратила более 170 млн долл. на подготовку своих рабочих по программе улучшения качества в течение 1983-1987 гг.
Среди компаний малого бизнеса премия была присуждена компании "Clobe Metallurgical Inc.", которая в первой половине 1985 г. провела успешную подготовку руководящего состава в области статистического контроля процесса, а уже к концу года разработала широкомасштабную фундаментальную систему улучшения качества, названную "Качество, эффективность и стоимость" (QEC - Quality, Efficiency and Cost). Цели по улучшению качества были интегрированы в стратегическое планирование, исследования и деятельность. Руководство компании, возглавившее систему QEC, еженедельно встречалось со служащими для уточнения и корректировки хода выполнения работ. Тесное взаимодействие всего коллектива, задействованного в системе QEC, дало результаты уже к середине 1987 г., когда компания, насчитывающая около 200 чел., стала выпускать примерно 100 тонн высококачественных ферросплавов и кремниевых металлов для более чем 300 потребителей но самым низким в США ценам.
Рассмотренные национальные премии Японии и США по качеству являются наиболее известными. Между тем в ряде стран также учреждены национальные премии в области качества. Эти премии в подавляющем большинстве базируются на моделях Европейской премии по качеству, премий Э. Деминга и М. Болдриджа. Среди них: Французская премия по качеству (учреждена в 1992 г.), Бельгийская премия но качеству (1990 г.), Голландская премия по качеству (1992 г.), Премия по качеству Великобритании (1994 г.), Норвежская премия по качеству (1992 г.), Финская премия по качеству (1991 г.), Премия по качеству Словацкой Республики (1994 г.) и др. В табл. 7.1 приведен сравнительный анализ национальных премий в области качества ряда стран.