Лекция 16. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Защита населения и территорий в ЧС – неотъемлемая часть государственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны. Она должна способствовать снижению потерь среди населения и материального ущерба.
Ущерб и потери среди населения можно значительно снизить, если обеспечить следующие условия:
• четкое разграничение роли федеральных и региональных органов власти, взаимодействие и взаимопонимание между ними;
• своевременное выявление обстановки, в том числе прогнозированием, оповещение о ней всех уровней власти и населения;
• предупреждение возникновения ЧС, особенно тех, которые действительно возможно предотвратить;
• наличие четко разработанных и реальных планов эвакуации населения из крупных городов как в военное, так и в мирное время;
• устойчивость системы управления;
• наличие подготовленных сил и средств для ликвидации ЧС;
• охрана общественного порядка в зонах ЧС;
• обучение населения действиям в ЧС;
• обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне ЧС (питьевой водой, продуктами питания, медицинскими средствами);
• налаженное взаимодействие с международными организациями по вопросам защиты населения в ЧС;
• надлежащее финансирование мероприятий по организации и осуществлению защиты населения в ЧС и др.
При организации защиты населения в ЧС все инстанции, занимающиеся этими вопросами, должны руководствоваться определенными принципами, изложенными в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Рассмотрим наиболее важные из них.
Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий в ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных особенностей регионов и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Объем и ОГЛАВЛЕНИЕ мероприятий по защите населения и территорий в ЧС должны обеспечивать необходимую достаточность и максимально возможное использование имеющихся сил и средств.
Комплексный подход к решению вопросов защиты заключается в том, что при проведении или осуществлении какого-либо мероприятия должна обеспечиваться защита от ЧС различного характера (природного, техногенного, военного).
Ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых она произошла. При их недостаточности в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Защита населения в ЧС – это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.
Основные способы защиты персонала объектов экономики и населения: укрытие в защитных сооружениях; рассредоточение и эвакуация; использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
К комплексу мероприятий, направленных на защиту населения в ЧС, относят:
– подготовку населения в области защиты в ЧС;
– планирование защиты персонала объектов и населения в ЧС;
– оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
– выявление и оценку обстановки в ЧС;
– организацию радиационного и химического контроля;
– выбор и осуществление режимов радиационной, химической и биологической защиты;
– проведение противоэпидемиологических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий;
– охрану общественного порядка в зонах ЧС;
– подготовку сил и средств для ликвидации ЧС;
– санитарную обработку людей и обеззараживание различных объектов;
– проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Мероприятия могут проводиться заблаговременно, до возникновения ЧС; при угрозе возникновения или при возникновении ЧС; после возникновения ЧС.