Национальная система квалификаций

Переход России на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики и Национальной системе квалификаций.

Вопросами формирования рамок квалификаций активно занимаются в последние годы как отдельные страны, так и международные организации – МОТ, OECD, ETF и др.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

НРК разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран – участниц Болонского и Копенгагенского процессов.

ПРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нес должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

• формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

• описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

• разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

• создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК заложены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:

• непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

• прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

• соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

• учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности.

Показатель "Широта полномочий и ответственность" определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель "Сложность деятельности" определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель "Наукоемкость деятельности" определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Рассмотрим в качестве примера характеристики квалификационных уровней, требующих высшего профессионального образования (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Квалификационные уровни, требующие высшего профессионального образования

Квалификационный уровень

Характеристика

6-й уровень

Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и (или) подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности

Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных).

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

7-й уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и (или) на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

8-й уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности

9-й уровень

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление ОГЛАВЛЕНИЕм информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации[1] и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории за счет учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т.п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Пути достижения квалификации на определенных квалификационных уровнях

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

6-й уровень

Как правило, бакалавриат.

В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

7-й уровень

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт.

Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт

8-й уровень

Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и (или) практический опыт).

Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт

9-й уровень

Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и (или) дополнительное профессиональное образование.

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

Рамка квалификаций обеспечивает системный подход к содержанию квалификаций и их распределению по уровням. Это, в свою очередь, позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования и привести их в соответствие с требованиями сферы труда.

Рамка квалификаций позволяет проводить обоснованные сравнения квалификаций и дипломов, выданных в разных странах, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой миграции.

Помимо этого рамка квалификаций служит для выстраивания оптимальных траектории обучения и получения квалификаций, позволяющих гражданам как адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении. Последнее особо важно, поскольку общество, основанное на знаниях, должно обеспечивать гражданам возможности обучения в течение всей жизни.

Рамка квалификаций является ядром национальной системы квалификаций, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Система квалификаций включает в себя перечень областей профессиональной деятельности по видам трудовой деятельности с указанием уровня квалификации; профессиональные стандарты и процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; каталог квалификаций, ранжированных по уровням, с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций); систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

Разработка НСК в России ведется при активном участии работодателей в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Минтруда и Минобрнауки России, компании "РУСАЛ", "Газпром" и других крупных промышленных компаний и корпораций.