Национальная система квалификаций
Переход России на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики и Национальной системе квалификаций.
Вопросами формирования рамок квалификаций активно занимаются в последние годы как отдельные страны, так и международные организации – МОТ, OECD, ETF и др.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
НРК разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран – участниц Болонского и Копенгагенского процессов.
ПРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нес должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
• формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
• описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
• разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
• создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
В основу разработки НРК заложены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:
• непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
• прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
• соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
• учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
Национальную рамку квалификаций образуют характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности.
Показатель "Широта полномочий и ответственность" определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель "Сложность деятельности" определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель "Наукоемкость деятельности" определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Рассмотрим в качестве примера характеристики квалификационных уровней, требующих высшего профессионального образования (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Квалификационные уровни, требующие высшего профессионального образования
Квалификационный уровень |
Характеристика |
||
6-й уровень |
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и (или) подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности |
Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
7-й уровень |
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений |
Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных) |
Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и (или) на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности |
8-й уровень |
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур |
Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов |
Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности |
9-й уровень |
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне |
Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов |
Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление ОГЛАВЛЕНИЕм информационных потоков |
Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации[1] и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории за счет учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т.п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Пути достижения квалификации на определенных квалификационных уровнях
Квалификационный уровень |
Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
6-й уровень |
Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт |
7-й уровень |
Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт |
8-й уровень |
Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и (или) практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт |
9-й уровень |
Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и (или) дополнительное профессиональное образование. Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне |
Рамка квалификаций обеспечивает системный подход к содержанию квалификаций и их распределению по уровням. Это, в свою очередь, позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования и привести их в соответствие с требованиями сферы труда.
Рамка квалификаций позволяет проводить обоснованные сравнения квалификаций и дипломов, выданных в разных странах, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой миграции.
Помимо этого рамка квалификаций служит для выстраивания оптимальных траектории обучения и получения квалификаций, позволяющих гражданам как адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении. Последнее особо важно, поскольку общество, основанное на знаниях, должно обеспечивать гражданам возможности обучения в течение всей жизни.
Рамка квалификаций является ядром национальной системы квалификаций, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
Система квалификаций включает в себя перечень областей профессиональной деятельности по видам трудовой деятельности с указанием уровня квалификации; профессиональные стандарты и процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; каталог квалификаций, ранжированных по уровням, с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций); систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).
Разработка НСК в России ведется при активном участии работодателей в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Минтруда и Минобрнауки России, компании "РУСАЛ", "Газпром" и других крупных промышленных компаний и корпораций.