Лекция 15. Нарушения восприятия

Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений материального мира.

Появление расстройств восприятия при психических заболеваниях означает искажение информации о внешнем мире. В результате нарушаются ориентировка в нем, понимание его, поведение человека.

Агнозии

Агнозиями в патопсихологии называется затрудненность узнавания предметов, звуков. Это нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

Проблема агнозий при психических заболеваниях раскрыта Б. В. Зейгарник в "Основах патопсихологии".

У ряда больных агнозия проявляется в том, что они выделяют то один, то другой признак воспринимаемого объекта, не осуществляя синтеза. Иногда больные могут нарисовать предмет, не узнавая его, и т.д.

Восприятие при агнозиях нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому правомерно говорить о нарушении смысловой стороны восприятия.

Псевдоагнозии при деменции

Деменция — слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций. В зависимости от характера повреждающих и дегенерирующих факторов различают деменцию сенильную (старческую), алкогольную, эпилептическую, посттравматическую.

Так, при зрительной псевдоагнозии при деменции больные не узнают силуэтных и пунктирных рисунков. Их восприятие диффузно, недифференцировано. Дементные больные не улавливают сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Восприятие, освобожденное от структурирующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.

Обманы чувств

Одно из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях — галлюцинации.

Галлюцинациями в психиатрии называют ложные восприятия. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет.

ОГЛАВЛЕНИЕ характера галлюцинаций различно; на нейтральные больные реагируют спокойно. Галлюцинации могут носить императивный характер, когда "голос" приказывает больному выполнять что-то.

Больные относятся к галлюцинаторным образам, как к реально воспринимаемым объектам, словам. Поведение больных часто определяется именно этими ложными восприятиями; нередко больные отрицают наличие галлюцинаций, но их поведение выдает, что они галлюцинируют.

Псевдогаллюцинации отличаются от галлюцинаций тем, что проецируются не во внешнем пространстве, а во "внутреннем": "голоса" звучат "внутри головы"; больные часто говорят, что слышат их как бы "внутренним ухом". Псевдогаллюцинации не носят выраженного чувственного характера; больные часто говорят о том, что "голос в голове" похож на "звучание мыслей", на "эхо мыслей". Псевдогаллюцинации могут быть тактильными, вкусовыми, кинестетическими.

Лекция 16. Нарушения памяти

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, необходимое условие для более сложного вида психической деятельности — мышления. Различают кратковременную и длительную, механическую и смысловую (ассоциативную) память.

Основные компоненты памяти:

• рецепция — восприятие нового:

• ретенция — способность удерживать эту новую информацию;

• репродукция — способность воспринимать полученную информацию.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.)

Структуре процесса памяти свойственны все те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредование, целенаправленность, мотивированность. Поэтому распад мнестической деятельности принимает различные формы благодаря переходу к "по-уровневым" исследованиям психической деятельности человека (А. Н. Леонтьев).

Нарушения непосредственной памяти

Рассмотрим основные нарушения памяти и интеллекта.

Амнезия — потеря памяти, отсутствие ее.

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различные отрезки времени.

Антероградная амнезия — потеря памяти на события, произошедшие непосредственно после окончания

состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния.

При сочетании обоих видов амнезий говорят о ретроантероградной амнезии.

Фиксационная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.

Парамнезия — ошибочные, ложные, превратные воспоминания.

Конфабуляции (вид парамнезий) — вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности.

Криптомнезия — такого рода парамнезии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или выучил когда-либо и т.д.

Корсаковский синдром — нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

Нарушение динамики мнестической деятельности

Нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и, по существу, становится не нарушением памяти в узком смысле, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям, может проявляться в забывчивости, неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала.

Нарушения опосредованной памяти

Психическая болезнь разрушает мнестические процессы, изменяя динамические компоненты психической деятельности. Нарушение опосредованность памяти больных проявляется в сложности увязать конкретное действие со словом и конкретным понятием, возникающей в результате невозможности отвлечения, обобщения и содержательности образуемых больными мыслительных связей. У различных групп больных опосредованная память нарушается неодинаково: если у больных симптоматической эпилепсией опосредование лишь в некоторой степени способствует повышению результативности запоминания, то в группе больных эпилептической болезнью введение опосредования даже препятствует воспроизведению, снижает его продуктивность.