Лекция 12. Нарушения психических функций при локальных поражениях мозга
Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры (и "ближайшей подкорки") левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.
Афазию следует отличать от таких расстройств речи, как:
• дизартрия — нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма;
• аномия — затруднение называния стимулов определенной модальности;
• алалия — расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности;
• моторные нарушения речи, связанные с нарушением подкорковых двигательных механизмов.
Сенсорная афазия — форма афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слова.
Нарушение фонематического слуха приводит: - к дезорганизации всей речевой системы;
— исчезновению способности различать фонемы родного языка (при полном разрушении);
- непониманию быстрой или зашумленной речи, т.е. речи в усложненных условиях (в менее грубых случаях);
- дефектам понимания устной речи (центральный дефект в этом заболевании);
— отсутствию активной спонтанной устной речи;
- замене одних звуков другими (литеральные парафазии);
— замене одного слова другим (вербальная парафазия) — встречается реже;
- резкому нарушению письма под диктовку;
- затруднению повторения услышанных слов; нарушению чтения.
При акустико-мнестической афазии больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.
При оптико-мнестической афазии больные не способны называть предметы.
При афферентной моторной афазии нарушается кинестетическая речевая афферентация, т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикулярного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.
Семантическая афазия выражается в непонимании больными грамматических конструкций; в той или иной степени отражает одновременный симультанный анализ и синтез явлений (когда требуется одновременное представление о нескольких явлениях).
Больные афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или "квазипространственные" отношения, например:
- предлоги (не видят разницы в выражениях "круг над крестом", "круг под крестом");
- слова с суффиксами;
- сравнительные отношения (выражения типа "Ручка длиннее карандаша");
- конструкции родительного падежа ("брат отца", "дочкина мама");
- временные конструкции (типа "Перед завтраком я вымыл руки");
- пространственные конструкции (не понимают, что верно: "Земля освещается солнцем" или "Солнце освещается Землей");
- выражения, содержащие логические инверсии ("Колю ударил Петя. Кто драчун?");
- выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг о друга ("В школу, где учится Петя, пришел поэт, чтобы прочесть стихотворение");
- предложения с "переходящими" глаголами.
При моторной эфферентной афазии больные, пытаясь что-либо сказать, произносят нечленораздельные звуки или одно слово с разной интонацией.
В основе динамической афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, т.е. больные затрудняются дать развернутое речевое высказывание. Речь таких больных очень бедна, самостоятельно они почти не высказываются, отвечают на вопросы односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса.
Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, возникшая в связи с тем, что в последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга. Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть при опухолях или сосудистых очагах, располагающихся в глубине левого полушария (средних его отделов), но не затрагивающих кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной дисфункции корковых структур мозга, входящих в "речевую зону". Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто в смешанной форме.
Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, возникающие при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия.