Народы Восточной и Центральной Азии
Это самый обширный регион Зарубежной Азии, занимающий четвертую часть материка. Политически включает Китай, Японию, Монгольскую Народную Республику и два корейских государства – Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея. Этот регион отчетливо делится на два природных района – высокогорный Центральный и приморский и островной Восточный. Между Центральной и Восточной Азией очень велик географический контраст, но, рассмотрению этих районов раздельно, препятствует несоответствующее природному, политическое деление. Высокогорный Тибет и часть Монголии (так называемый автономный район Внутренняя Монголия) входят в состав КНР. Регион полиэтничен. Его жителей объединяет, однако, буддизм, как религия, исповедуемая значительной частью, а в некоторых странах и большинством населения. Велико также влияние конфуцианства и повсеместное китайское культурное влияние, не всегда, впрочем, признаваемое.
Монголия – государство в северной части Центральной Азии. По площади своей территории (1565 тыс. кв. км) страна занимает 19-е место в мире. В то же время в Монголии самая низкая на земле плотность населения: 1,8 чел. на 1 кв. км. Общая численность населения Монголии, по данным национальной статистики и ООН, на середину 2009 г. составляла 2,7 млн чел.
Монголия – континентальная страна. Высокие хребты Центральной Азии опоясывают ее почти со всех сторон и таким образом изолируют от влажных воздушных течений как Атлантического, так и Тихого океанов. Здесь характерно преобладание солнечных дней, особенно зимой, значительная сухость воздуха, малое количество осадков, резкие температурные колебания, не только годовые, но и суточные. Для районов Гобийской пустыни характерны ветры, которые нередко приводят к образованию бурь и достигают невероятной разрушительной силы.
Летом температура воздуха может доходить до +50°С, а зимой опускаться до 45°С ниже нуля.
Характерной особенностью является и то, что Монголия – страна с почти однородным национальным составом населения: более 90% ее жителей составляют монголы, 7,8% – казахи, 2,2% – другие этносы. Почти 90% населения говорят на монгольском языке и около 10% – на казахском. Монгольский язык относится к монгольской группе алтайской макросемьи языков. В основу литературного языка монголов лег халхаский диалект, на котором говорит большинство населения страны.
Монголы разделяются на два крупных этнических подразделения: северных и западных. Северные монголы – это халха, западные – ойраты. Сюда же относятся буряты, баргуты и дариганга, говорящие на языках монгольской группы. Немонголы по происхождению – прежде тюркоязычные хотоны, дархаты, тувинцы (урянхайцы) и цаатаны, а также тунгусоязычные – хамниганы. Все они на сегодняшний день образуют этнографические группы в составе монголов и практически утратили свой язык и национальную специфику.
В этнической истории монголов играли роль татарские и монгольские племена. В XI–XII вв. наиболее крупными племенами были: меркиты, тайгидты, татары, найманы, кэриты и др. Ведя сходный образ жизни, эти племена были во многом похожи друг на друга. Во главе племен стояла аристократия – богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Однако рабство было во многом условным, и, порою, раб почти не отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами. Активная этническая консолидация монголов начинается с XIII в. (эпохи Чингисхана).
Структура современного хозяйства Монголии во многом сохраняет основы традиционной культуры монголов. Основной отраслью экономики страны являются сельское хозяйство. Пастбища занимают до 80% территории, пашня – менее 1%. Продукция сельского хозяйства составляет 32,8% от общего валового продукта. Доминирующая роль в ней принадлежит скотоводству, общее поголовье скота – около 30 млн голов.
Монголы обладают уникальными этническими традициями скотоводства и системы жизнеобеспечения. Своеобразием отличаются пищевые традиции, основанные на использовании продуктов животноводства. Эксперименты с переходом в хозяйствовании к земледелию оказались неоправданными и даже в известной степени губительными для природы. В материальной культуре (особенно в таких сферах, как одежда, убранство жилищ, аксессуары, украшения) монголы испытали влияние соседних народов, преимущественно китайцев. Своеобразием отличаются их традиционное жилище (юрта), некоторые ремесла (в частности, выделка кож). Специфична их социальная структура, в которой немаловажная роль отведена женщине. В духовной культуре доминируют представления и установки основной местной религии – буддизма северного толка (махаяна), который пришел в Монголию через Тибет и Китай. Из традиционных мировоззренческих систем можно отмстить шаманизм, из пришлых – ислам.
Китай – крупнейшая страна Азии, площадь территории которой составляет 9,6 млн кв. км. Территория Китая отличается разнообразием рельефа. На западе и юге страны – высокие горы, на востоке – плодородные низменности, однако и в горах встречаются долины с мягким климатом и плодородными почвами, и север, и восток страны пересечены горными массивами. Китай омывается водами более полутора тысяч рек, истоки многих из которых лежат в Центрально-Тибетском нагорье. Крупнейшие реки страны Янцзы, Хуанхэ, Хэйлунцзян, Чжуцзян, Ляохэ, Хайхэ, Хуайхэ, текущие с запада на восток и впадающие в воды морей, бассейна Тихого океана. Хотя многие реки Китая, такие как Янцзы, например, третья но длине в мире, полноводны, их воды не способны оросить всю территорию Китая, и многие районы, особенно на севере и востоке страны представляют собой пустыни.
Долина Янцзы и Хуанхэ – главные житницы Китая. Долины Хуанхэ – колыбель древней китайской цивилизации. Нынешняя КНР со столицей в Пекине – наследница многих древних государств, существовавших на территории Китая. Возникшие на основе древних земледельческих культур все эти государства были основаны на государственном (императорском) владении землей и взимании центром поземельных и прочих налогов, прежде всего с земледельцев.
Хотя горные районы и пустыни преобладают над пахотными землями, размер этих земель, особенно на востоке Китая, довольно велик. В настоящее время общая площадь обрабатываемых земель в Китае составляет более 100 млн га. На Северо-Восточной Китайской равнине выращивают пшеницу, кукурузу, сою, гаолян, сахарную свеклу, на Северо-Китайской равнине произрастают пшеница, кукуруза, хлопчатник. Долина Янцзы известна, наряду с нагорьями юга страны, как центр производства чая, долина Хуанхэ – основной рисоводческий район Китая. В стране также развито огородничество, подсобное животноводство. На западе, на Тибетском плоскогорье распространено отгонное животноводство (разведение яков), в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, некогда называемом Китайским Туркестаном, а также на севере страны во Внутренней Монголии основной отраслью хозяйства является овцеводство, верблюдоводство и коневодство. Специфика исторического развития Китая заключается в том, что с древности в стране доминировала культура пашенных земледельцев с ее центрами на востоке страны, однако регулярное нашествие кочевников нередко вело к захвату ими власти в империях, основанию собственных династий и постепенной ассимиляцией и аккультурацией оседлым земледельческим большинством.
Легендарным предком китайцев и их первым императором почитается Хуан-ди (2697–2597 до н.э.). Данные археологии говорят о древнейшей цивилизации, возникшей на основе местных неолитических культур VI–III тыс. до н.э. в среднем течении р. Хуанхэ. В эпоху Шан-Инь (1600–1046 до н.э.) в этом месте сформировалось раннее государство. Здесь существовала культура бронзы, развитое земледелие и на его основе – система налогообложения и управления страны чиновниками во главе с царями-жрецами – ванами, существовали города, как центры торговли и администрации, с дворцами и храмами, появилась иероглифическая письменность, возникло шелководство. В XI в. до н.э. возникло государство Чжоу, основанное жителями долины к западу от государства Инь. Чжоусцы захватили огромные территории к востоку и восприняли основы иньской культуры. В 770 г. до н.э. правитель Чжоу под напором кочевников перенес столицу на восток. Противостояние кочевникам в этот и последующий периоды привело к формированию самосознания хуася – предков древних китайцев, противопоставлявших себя всем остальным – "варварам". После распада империи Чжоу, Цинь Ин Чжену удалось объединить Китай под властью династии Цинь (221–207 до н.э.) и провозгласить себя императором Цинь Ши-Хуанди. Эту империю сменило государство Хань (220–206 до н.э.). В этот период, "золотого пека" китайской истории, развивались сельское хозяйство, ремесла, зодчество, медицина, изобразительные и прикладные искусства, литература, философия, была изобретена бумага, налажено изготовление книг, изобретен сейсмограф. Под влиянием идей Конфуция сформировалась государственная идеология, оформилась придворная историография (труды Сыма Цяня, Бань Гу и др.), были введены государственные экзамены для поступления на императорскую службу, предполагавшие обширные гуманитарные знания и таланты у всех потенциальных чиновников, но ограничивавшие их круг состоятельными людьми, имевшими возможность получить образование.
С III в. н.э. наступила эпоха нашествий кочевников. Нападая на раздробленные княжества, они устанавливали свою власть, но постепенно теряли контроль над страной и допускали ее дробление на княжества, что длилось до следующего иноземного нашествия или народного восстания, приводивших к смене династий. Империи Суй (581–618), Тан (618–907), Сун (960–1279) путем завоеваний и экспорта товаров (чай, шелк, фарфор, керамика, книги, лекарства, произведения живописи и бронзовой пластики, часто религиозного характера), оказали огромное влияние на соседей – Корею, Японию, Вьетнам. Возникшие на севере Китая государства "варваров" – тангутское Западное Ся (982– 1227), киданьское Ляо (916–1125), чжурчжэньское Цзинь (1115–1227) находились под влиянием китайской цивилизации и воспроизвели ее основные элементы, несмотря на то, что элита и правящие династии в них были некитайского происхождения. Хотя монгольское нашествие в XIII в. нанесло огромный урон экономике и культуре Китая, основанная ими династия Юань (1271 – 1368) также воспроизводила старую китайскую государственную модель. На юге Китая власть монголов вообще была незначительна, а через полтора века охватившее страну антимонгольское движение привело к власти местную династию Мин (1368–1644). Маньчжурская по происхождению династия Цин (1644– 1912) не только захватила минский Китай, но и присоединила к своим владениям племенную периферию на западе и севере страны. Несмотря на чувство избранности и превосходства над китайцами, которую культивировали Цины среди своих соплеменников маньчжур, но и они приняли признанную государственную и цивилизационную модель. Пришедшийся на конец их правления период народных восстаний, иностранного (западного) вмешательства, раздробленности, сменился в новейшую эпоху временем провозглашения КНР 1 октября 1949 г.
Ханьцы. В стране зарегистрированы 56 народов, но около 92% населения страны составляют этнические ханьцы, ядром формирования которых, как этноса, была долина Хуанхэ. Постепенно наблюдалось распространение ханьцев за пределы исторической родины на север, запад, восток. Ханьцы ассимилировали завоеванных соседей и даже завоевателей, не раз захватывавших их земли. Ханьцы, как и многие другие жители Китая, говорят на языке, относящемся к сино-тибетской семье языков. Среди них заметно преобладание восточномонголоидной малой расы, на юге страны заметны варианты южномонголоидной. Различны пути формирования этнической карты Китая. Это и продвижение ханьцев на юг, и ассимиляция аборигенных народов в процессе присоединения китайскими империями огромных территорий Тибета, Внутренней Монголии, Синьцзяна и Маньчжурии – в ходе кровопролитных сражений после XVI в. В последние десятилетия проводится государственная политика по расселению ханьцев по всем районам страны, так что сейчас только в Синьцзяне и Тибете они не составляют большинства.
Главное занятие ханьцев – земледелие. Существуют очень давние традиции рисоводства. Рис выращивается к югу от Хуанхэ, севернее преобладают пшеница, просо, сорго (гаолян) и другие культуры. Высока доля орошаемой земли в пахотном фонде. Часть территории Восточного и Южного Китая включена Н. И. Вавиловым в качестве одного из центров происхождения культурных растений (соя, чай, просо, отдельные виды риса, овощных и прочих культур). Особо развито огородничество (свыше 130 видов овощных культур), садоводство. Выработаны символы, восходящие к культурным растениям: персик – символ долголетия, гранат – многочисленного мужского потомства. Китай – родина шелководства.
Материальная культура ханьцев. Многочисленны города, деревни, села. Старейшие поселения – патронимические, их названия напоминают о легендарном предке-основателе. В селах и деревнях преобладают два основных типа жилища – на севере – "фанза" с утепленной лежанкой-каном, на юге – "уцза". Традиционное жилище ханьцев, как правило, наземное, четырехугольное в плане. Имеется хозяйственный двор. Интерьер прост, это немногочисленная низкая мебель и спальные принадлежности. Утварь медная, бамбуковая, глиняная – котлы, пароварки. Чайники и чашки – из фарфора. На почетном месте в доме – алтарь предков.
Одежда китайцев в деревнях – традиционная, в городах, особенно на рабочем месте, многие китайцы носят европейские костюмы или их элементы – брюки, пиджаки, рубашки. В сельской местности мужчины и женщины по-прежнему носят распашные халаты, куртки и кофты левопольного покроя с запахом направо и штаны с широким шагом. Одежда, как правило, имеет более теплые и холодные варианты для ношения в разные сезоны. Туфли – матерчатые или плетеные. Многочисленны женские украшения из драгоценных и иных металлов, различных непрозрачных самоцветов, коралла, жемчуга, птичьих перьев.
У ханьцев почти нет пищевых запретов, хотя молоко и молокопродукты до недавнего времени мало употреблялись в пищу. При обилии разных экзотических кушаний, таких как "суп из ласточкиных гнезд", консервированные утиные яйца и мясное блюдо "битва тигра и дракона", на обеденном столе преобладают более простые крупяные и мучные блюда, мясо, особенно свинина, рыба, подаваемые с различными пряными и острыми приправами. Существуют определенные нормы приготовления пищи, так каши и рис варятся без соли, но зато подаются со сладкими или солеными, часто острыми соусами. Велико разнообразие блюд из теста, таких как лапша, пампушки, пельмени.
До XX в. у ханьцев доминировала патронимическая община цзун-цзу, объединявшая несколько семей, ведущих происхождение от одного предка. В настоящее время в Китае многочисленны нуклеарные семьи, состоящие из родителей и одного ребенка, но в сельской местности по-прежнему встречаются большие патриархальные семьи, состоящие из пожилых домохозяев, из детей с невестками, незамужних дочерей и внуков. В таких семьях заметнее патриархальный характер традиционных семейных отношений. Популярное в Китае конфуцианское учение в качестве основы государства видит такую патриархальную семью и распространяет модель патриархальных взаимоотношений на общение государства со своими подданными (гражданами).
Конфуцианство наряду с даосизмом и буддизмом, так называемые сань цзяо – "три учения", считается национальной религией ханьцев, хотя это скорее философская система или государственная идеология, слившаяся с народными верованиями и культами. Издревле китайцы почитали силы природы и драконов, как персонификацию этих сил. Китайцы почитали священные небо, светила, деревья, скалы, ручьи, долины. К культам предков в централизованном государстве прибавился культ императора – "Владыки Поднебесной Империи". В учении Конфуция (Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.), философ из княжества Лу) были разработаны принципы поведения человека в обществе. В книге поучений "Луныой" ("Суждения и беседы"), записанных со слов учителя учениками Конфуция, сформулированы понятия, составившие ядро духовной культуры восточноазиатской цивилизации ("жень" – человеколюбие, гуманизм, "сяо" – сыновняя почтительность, "и" – справедливость, мораль, долг, "ли" – церемония, ритуал, обряд). Учение Конфуция было направлено на создание "идеальных людей" и правильное управление государством. При жизни Конфуция его идеи оспаривались оппонентами, так называемыми "легистами" – фацзя, ставившими людей под контроль системы законов. Со временем эти две системы, взаимно дополняя друг друга, сложились в единую китайскую государственную идеологию, обычно называемую конфуцианством. Учение другого философа, Лао-цзы сформировалось в своеобразную религию и исповедуется или с уважением принимается многими китайцами. Принесенная из Индии религия Будды также нашла почитателей в Китае и своеобразным образом ужилась в умах и сердцах китайцев с культом предков и сил природы, конфуцианством или даосизмом. Некоторые исследователи условно разграничивают сферы "трех учений", определяя, что конфуцианство регулирует сферу морали, этики, семейных и государственных отношений, даосизм – область наук и искусства, буддизм – область представлений и загробной жизни и спасении души.
Япония – государство, расположенное на четырех крупных (Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо) и множестве мелких островов к востоку от Китая. Оно населено преимущественно японцами, хотя на северном острове Хоккайдо еще встречаются его коренные жители айны, на южных – Рюкюских о-вах (Окинава и др.) сохранилась этнографическая группа рюкюсцев, а в больших городах есть иммигранты из Кореи, Бангладеш, Индонезии. Японцы составляют 99% населения страны. Подавляющее большинство их проживает в городах, хотя в сельской местности существуют поселки и деревни, жители которых заняты рыболовством и высоко-интенсифицированным трудом в сельском хозяйстве.
Главное занятие японских крестьян – земледелие. Рис высаживают на террасных полях, из-за маломерности участков распространено огородничество (батат, редька, картофель). Также получило развитие шелководство, грибоводство, выращивание искусственного жемчуга. К традиционным ремеслам относится шелкоткачество, плетение, покрытие изделий лаком. Современное высокотехнологичное производство в городах позволило Японии достичь первых мест по масштабам и качеству производства, уровню жизни населения, однако традиционные ремесла, жилище, образ жизни за пределами крупных городов сохраняются, пользуются популярностью и считаются образцовыми для всего населения, что способствует сохранению традиционной материальной и духовной культуры японцев.
В сельской местности, в местах исторической застройки и в малых городах сохранились традиционные японские жилища – легкие каркасные сооружения, невысокие скрытые столбы на базах, тяжелая соломенная или черепичная крыша, подвижные (и внешние и внутренние) стены. Для японского жилища характерен лаконизм внутреннего убранства (мало мебели, стенные ниши), тонкая эстетика домашней утвари, стремление сохранить гармонию с природой, создание садиков при домах, подбор колорита стен под окружающее природное окружение.
Традиционная одежда японцев – кимоно (халат прямого покроя), при различии в деталях заметно сходство мужского и женского костюмов. Она в основном носится дома, в неформальной обстановке, либо, наоборот, в дни праздников и семейных торжеств, а на рабочем месте обычно заменяется формой европейского образца.
Японская традиционная пища сохранила свои ключевые позиции в жизни японцев, и не была потеснена, считающимися экзотическими, блюдами европейской, китайской, корейской кухни. Главная пища японцев – рис, который варят без соли, но подают к столу со сладкими, острыми или солеными соусами. В ходу также овощи с острыми маринадами, грибы, дикорастущие травы. Обязательной частью японской диеты считается рыба (сырая, вареная, жареная, подаваемая с соусами из редьки, хрена, зелени). К пище по особым случаям подаются традиционные алкогольные напитки – рисовое вино "сакэ", рисовая водка. Трапезу всегда завершают зеленый чай и фрукты. Как и во всем, японцы уделяют большое внимание эстетике пищи, ее внешнему виду, характеру смены блюд. Во всем мире известна японская чайная церемония, длящаяся много часов и имеющая скорее эстетическое, чем кулинарное значение.
Как и в материальной культуре японцев, в их духовной культуре заметно китайское влияние, значительно, однако, трансформировавшееся под влиянием островного характера Японии, специфики ее природы и длительного периода культурной изоляции. Считается, что в Японии в два раза больше верующих, чем жителей, ибо каждый японец – одновременно является и последователем японской традиционной религии "синто" и буддистом. На японский национальный характер и систему их социальной организации оказал влияние буддизм, но сформировавшийся под его влиянием японский дзен-буддизм очень своеобразен, а кодекс чести японского дворянина – самурая, так называемый "бусидо", уникален. Уникальны для Японии декоративное садоводство, искусство икебаны, чайная церемония, институт гейш, виды военного искусства и боевых единоборств. Под влиянием китайского конфуцианства сформировался культ императора, однако патриархальный характер традиционный семьи и патриархальность отношений, перенесенная и в область социальных отношений, в том числе, производственных может восходить и к собственной древней традиции.
Как уже было сказано, для японцев характерен религиозный синкретизм, т.е. слияние и совмещение буддизма, синтоизма, конфуцианства, даосского дуализма, культа предков и других традиционных верований. Сложилось своеобразное разделение сфер влияния между буддизмом (сфера похоронной обрядности) и синтоизмом (государственный культ императора, обряды жизненного цикла). Синтоистская богиня солнца Аматэрасу считается прародительницей японского народа и самого обожествленного императора. Культ императора отражает идею патриархальности японского общества, в котором старшие мужчины занимают привилегированное положение.
Корея. Проживающие на Корейском п-ове корейцы (самоназвание – чосон сарам, хангук сэрам), называющие свою страну Чосон, в настоящее время разделены в рамках двух государств – Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики, хотя граждане обоих республик подчеркивают единство народов. В этих странах проживает более 75 млн корейцев, и еще несколько миллионов их соотечественников рассеяны по миру. Наиболее крупные общины корейцев в диаспоре – китайская, американская, японская. Болес 500 тыс. корейцев проживает на территории бывших республик СССР.
Корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы, говорят на диалектах корейского языка, относящегося к алтайской семье. В настоящее время корейцы пользуются особым алфавитом, но до недавнего времени в Корее была распространена иероглифическая система на основе китайской.
Традиционное занятие корейцев – земледелие. Основной земледельческой культурой является рис. Наряду с рисом культивируются просо, овес, пшеница, ячмень, рожь, кукуруза. Благоприятный климат позволяет собрать несколько урожаев в год. Животноводство развито в меньшей степени. Крупный рогатый скот использовался до недавнего времени в основном как тягловая сила. В приусадебных хозяйствах разводят свиней и кур. Для прибрежных жителей большое значение имеет рыболовство.
Корея – центр древней культуры. Здесь начиная со II в. н.э. производились изделия из серо-голубого фарфора, так называемые селадоны. Корейцы также славятся изделиями из перламутра, лаковыми изделиями, бронзовой посудой, плетением.
Если в городах жизнь корейцев в значительной степени унифицирована и вестернизирована (по советскому образцу на севере, американскому – на юге), в сельской местности сохраняются традиционные жилища, утварь, пища, одежда. Традиционное корейское жилище – одно- или двухэтажные дома, деревянные, стены которых обмазаны глиной или обложены камнем, с крышами, крытыми соломой или черепицей. Пол в доме выстлан циновками, центральное место в нем занимает очаг, над которым проведен дымоход. Основная пища – рис, мясо, в меньшей степени – рыба.
Традиционная одежда используется дома, также носится в неформальной обстановке, либо, наоборот, ее праздничный вариант надевается по случаю особых торжеств. Мужскую одежду шьют из белой ткани. Это куртка и широкие штаны. Женская одежда состоит из широкой красочной кофты с длинными рукавами, штанов и широкой юбки. В отдельных деревнях в ходу традиционные плетеные соломенные или веревочные сандалии, во время дождей – деревянная обувь на подставках.
В последние десятилетия в северной Корее было велико политическое и идеологическое влияние социалистических идей в их китайском варианте, а на юге Кореи американское культурное влияние сказалось в росте популярности различных христианских учений и сект. Буддизм уступает позиции атеизму и христианству, оставаясь религией традиционной культуры, наряду с сохранившимися элементами шаманизма. Корейское общество сохранило элементы патриархальности, но официально мужчины и женщины наделены равными правами.