Народы Северного Кавказа
Кавказ представляет собой историко-этнографическую область (территорию), очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ "Джабельаль-Суни", что дословно означает "Гора языков". На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими как азербайджанцы, грузины, чеченцы и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, абазины и др.
Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан[1], который остался в составе России, и Закавказье, где образовались суверенные государства. У представителей многочисленных этнических общностей, проживающих в этих больших регионах, есть различия в культуре и психологии, но есть и большое сходство.
Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально- психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:
– высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
– чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
– большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
– подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
– достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
– стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку[2].
В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти нс подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. У всех народов Кавказа популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей разных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности[3].
Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и после довательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами[4].
Адыгейцы и черкесы – коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении[5].
Кабардинцы и балкарцы, жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей психологии и культуре много общего и не меньше особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Особенное объясняется разным этническим происхождением. Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы – результат слияния аланов с тюркскими племенами.
Национально-психологические особенности кабардинцев выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны. В этом состоит специфика их национального темперамента.
У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же но сравнению с кабардинцами в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.
Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственны конформное поведение, подчинение групповому давлению.
Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее.
У балкарцев прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность[6].
Чеченцы традиционно проживают в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX в. – также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор очень сильны.
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тейпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у представителей других этнических общностей. Чеченцы поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тейпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.
Малочисленные чеченские тейпы жили окруженными более сильными соседями. Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев сильно повлияло на сплоченность тейпов. Строго оберегались законность происхождения и права членов рода, поддерживать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тейпа же, в свою очередь, зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным. В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интересами рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его родственникам. Это положение породило такие пережитки патриархально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков. В то же время донести на родственника – это грех, который не прощается. Донести на соседа – то же самое[7].
Роль тейпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: а) за каждым тейпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованны, дисциплинированны и в своих действиях подчиняются лишь родовым авторитетам; б) в Чечне всегда имели место столкновения представителями различных тейпов, что существенно влияет на развитие политической ситуации в республике[8].
У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. А они весьма специфичны. Как сказал автору один мудрый старый чеченец: "Нельзя чеченца бить палкой за пьянку. Нельзя его унижать. Потому что он не будет жить с унижением, да и окружение не позволит ему это. Он вынужден будет мстить. Если тебе не нравится человек, проще его убить – меньше проблем. А унизить – ни в коем случае! Такое воспитание!!!" Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированный характер, что объясняется этим своеобразным воспитанием.
Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается. Обучение происходит не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо, а с помощью наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, происходит в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким образом у него вырабатываются такт, поведенческое чутье, принятие этикета, а не бездумное его заучивание.
Существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложится на весь род. Обычай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтейповых и внешних войн. Неспособность отомстить за убийство или оскорбление родственника говорила о слабости рода и тем самым подвергала его опасности нападения. Личностным фактором выступали тут и впечатлительность, и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же надо прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно жить, когда оскорблен родственник; ведь оскорбление одного члена тейпа было равносильно оскорблению всех его представителей [Федотов Г. П., 2009].
Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю – чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тейпов, где сильнее этнические традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабее, поскольку доминирует чувство ответственности за свой род. После сталинской депортации 40-х гг. XX в. у чеченцев появилась более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру[9].
Национальной особенностью чеченцев является гостеприимство. "Куда не заглянет гость – туда не заглянет добро". В этой пословице выражается отношение народа к этой традиции. Гостю всегда рады, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Все, что есть лучшего в доме, – для гостя. Пока человек в гостях, он находится под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно тому, чтобы оскорбить хозяина. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрываются от правосудия.
Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Побратимы верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это ни стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующее положение[10].
Ингуши – родственный чеченцам вайнахский народ, представителям которого свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; бо́льшие, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.
Традиции (нормы) поведения ингуша-мужчины:
– выдержанность и простота в действиях и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;
– мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за смерть противника будет отвечать весь род;
– немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;
– должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.
Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с представителями других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, уважения к обычаям и привычкам других народов [Федотов Г. П., 2009].
Осетины (аланы) – представители одного из древнейших кавказских народов, для которого свойственны такие национально- психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это ни стоило.
В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые выражаются в строгом соблюдении своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами [Шогенов А. А., 1999].
Представители коренных народов Дагестана[11] очень самобытны и впечатлительны. У большинства из них высоко развито чувство национального достоинства и чести. В сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, стойкое стремление к традиционному для них поведению. У них относительно низкий по сравнению с представителями других народов Кавказа общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.
По свидетельству социологов и социальных психологов, внутриэтническая идентификация дагестанцев предполагает, с одной стороны, знание языка, культуры, обычаев, традиций, обрядовой и религиозной жизни этноса, с другой – соблюдение специальных форм общения, которые, опираясь на психологические и социальные факторы, создают целостную, устойчивую модель поведения человека в своей мононациональной среде. В то же время на уровне межэтнического взаимодействия у них может проявляться национальный фанатизм, этническая индифферентность и этноэгоизм, связанные с воздействием современных внешних факторов (глобализация, рост регионально-конфессиональной составляющей в самосознании населения России, кризис государственной власти в республике и стране), а с другой стороны, отсутствие доминанты напряженности в общественной психологии народов Дагестана, играющем роль стабилизирующего фактора в поведении и общении[12].
Дагестанцы трудолюбивы и старательны. Им нравятся практические действия с техникой. Большинство из них слабо знают русский язык, во взаимодействии с другими людьми держатся независимо. В их среде очень сильны родоплеменные связи[13].
На первых порах в многонациональном коллективе для представителей дагестанских народов характерны замкнутость, осторожность в общении с сослуживцами, пассивность в поддержании межэтнических контактов. Находясь в его составе, они уделяют очень мало внимания общественно-политической активности. В сфере межличностных отношений они не стремятся занимать лидирующее положение, но и не дают себя в обиду[14].