Лекция 15. НАРОДЫ АМЕРИКИ
Америка была заселена позднее других континентов. Во время последнего оледенения мелководные акватории Чукотского и Берингова морей представляли собой сушу – Берингию. Она и послужила плацдармом для миграций в Новый Свет. В период наибольшего похолодания путь с Аляски на юг закрывали ледники. По мере того, как они отступали, обитатели Берингии осваивали новые территории. Первые группы людей, вероятно, прошли вдоль побережья южной Аляски 14–15 тыс. лет тому назад. Продвигаясь на юг, они заселяли Центральную и Южную Америку, а также юг Северной Америки. Несколько позже другие группы проследовали по долине р. Маккензи и вышли на Великие Равнины. Переселение из Сибири в Новый Свет продолжалось и позднее 5 тыс. лет назад предки эскимосов заселили американскую Арктику.
Коренных обитателей Нового Света относят к большой монголоидной расе, но типичные для нее признаки выражены у них слабее, чем у жителей Восточной Сибири и ослабевают по мере удаления от Аляски. Первые люди, достигшие Южной Америки, характерными признаками монголоидов еще не обладали.
Для индейцев характерно обилие языков. Родственные связи многих из них не установлены. Среди крупных и средних языковых семей отметим следующие.
Северная Америка
– на-дене (атапаски, тлинкиты, ияк) на северо-западе;
– алгонкины в центральных и северо-восточных районах;
– сиу к югу от алгонкинов;
– мускоги на юго-востоке США;
– пенути и хока на западе США;
– сэлиши и вакаши близ Тихого океана в приграничных районах Канады и США;
– юто-ацтеки на западе США и в Мексике;
– ото-манге в центральных и южных районах Мексики;
– майя на юго-востоке Мексики и в Гватемале;
– михе-соке в южной Мексике (между майя и ото-манге).
Состав и границы некоторых из этих семей, особенно
пенути и хока, определены приблизительно.
Центральная и Южная Америка
– чибча (от Гондураса до Колумбии);
– араваки (Антильские о-ва, Гвиана и Амазония, главным образом северная и западная);
– карибы (главным образом Гвиана);
– тупи (тупи-гуарани). Центральная и южная Амазония, Парагвай, побережье Атлантического океана;
– же (Бразильское нагорье);
– пано-такана (восток Перу и Боливии);
– тукано (в основном колумбийская Амазония);
– кечуа (горы Перу, Боливии, Эквадора);
– гуайкуру (Парагвай, север Аргентины);
– чоп (Патагония и север Огненной Земли).
Переселенцы в Новый Свет столкнулись с незнакомой для них природой, к тому же в эпоху окончания оледенения климат быстро менялся. Людям приходилось постоянно реагировать на изменения, а это способствовало динамичному развитию общества. Существенный культурный багаж предки индейцев – особенно, вероятно, их поздние группы – принесли с азиатской прародины. Они наверняка умели шить теплую одежду из замши (обработанных шкур), делать лодки (без которых на юге Аляски не обойтись), у них имелись богатая мифология, сложные ритуалы и, скорее всего, связанное с ритуалами изобразительное искусство. Развитая техника обработки кремня у первых обитателей Северной Америки восходит к традициям Восточной Сибири, оттуда же индейцы привели с собой и домашнюю собаку. С самого начала заселения Нового Света его обитатели были, вероятно, знакомы с четырьмя видами метательного вооружения: духовой трубкой для стрельбы маленькими дротиками, с дощечкой-копьеметалкой, с пращой и с бола (веревка с прикрепленными к ней камнями, которая при броске опутывала ноги животного или птицы). Лука индейцы, однако, еще долго не знали и даже ацтеки и инки его практически не использовали. Среди музыкальных инструментов с древнейших времен были известны духовые (флейты и горны) и ударные – бубны и, быть может, щелевой гонг.
По сравнению с Евразией, природные условия Нового Света ставили для развития культуры существенные ограничения. В Америке почти не было пригодных к одомашниванию животных, либо такие животные вымерли вскоре после начала освоения Америки человеком. Единственное исключение – Анды, где обитали гуанако и викуньи – родственники верблюдов. Не имея домашних животных, люди должны были регулярно заниматься охотой или рыбной ловлей. Когда же плотность населения поднималась до высокого уровня, возникала опасность белкового голодания. Флора Америки разнообразна, но бедна злаками, которые можно было бы легко окультурить. Главным культурным растением впоследствии стала кукуруза, однако потребовалось много тысячелетий, прежде чем из ее дикорастущего предка тсосинтс, пригодного только для выжимания сладковатого сока из стеблей, развился маис с крупными початками. Высокоурожайная кукуруза появилась не ранее II тыс. до н.э. При этом питательная ценность даже полноценного кукурузного зерна ниже, чем у пшеницы.
Была проблема и другого рода. Территории, в пределах которых существовали оптимальные условия для возникновения производящего хозяйства и сложных обществ, в Новом Свете имели меньшую, чем в Евразии, протяженность. Соответственно была более ограничена возможность развития независимых друг от друга культурных традиций, которые бы в дальнейшем обменивались достижениями. Отчасти, вероятно, поэтому техническая оснащенность создателей американских культур была ниже технической оснащенности культур Евразии и Северной Африки, достигших сопоставимого уровня сложности. Повышение урожайности культурных растений в Америке шло в основном путем селекции самих растений, а не за счет совершенствования орудий труда. В Южной Америке землю рыхлили палкой-копалкой, и лишь в Андах она имела упор для ноги и иногда бронзовое лезвие. На юго-востоке США была известна каменная мотыга. Серпами не пользовались, урожай собирали руками. В лесных районах главным орудием труда земледельца являлся каменный топор, которым участок расчищали от растительности. Срубленные кусты и деревья сжигали, зола удобряла почву. Через два-три года участок забрасывали, так как земля истощалась. Такое земледелие называется подсечно-огневым. Новый участок, как правило, расчищали на большом удалении от старого. Делали это для того, чтобы не оскудели запасы промысловых животных, поскольку в лесу поблизости от огородов дичь оказывалась быстро выбитой. Молодая же поросль на заброшенных участках, наоборот, привлекала травоядных животных.
По суше передвигались только пешком. Хотя лам в Аидах использовали под вьюк, это животное способно нести не более 40 кг груза и для верховой езды не годится. В Мексике и Южной Америке по рекам, а в Карибском бассейне также по морю, плавали чаще всего в лодках-долбленках. На побережье Перу и на озере Титикака рыбаки делали небольшие лодки из связок тростника. Не менее 1000 лет назад, если не значительно раньше на побережье Эквадора научились строить огромные плоты из стволов легкого дерева – бальсы. Торговцы регулярно ходили на них под парусом в Перу, а, возможно, и в Мексику. Однако свидетельств того, что аборигены Америки плавали в Полинезию, нет. Наиболее развитой техникой мореплавания обладали индейцы северо-западного побережья Северной Америки, эскимосы и алеуты. Индейцы делали большие каркасные лодки, алеуты – открытые байдары из шкур, которыми обтягивали каркас, эскимосы – такие же, но закрытые сверху каяки, в которых непромокаемая одежда морского охотника пристегивалась к корпусу. Человек в каяке какое-то время оставался сухим, даже если тот опрокидывался. Далеко в море люди все же старались не уходить, поскольку паруса не было, а веслом-гребком приводить в движение большую лодку было непросто. Алгонкины на востоке Канады и северо-востоке США для плавания по рекам и озерам делали легкие каноэ из бересты. Сходные лодки огнеземельцев были сделаны из коры бука. Они годились для плавания вдоль берега в спокойных водах архипелага, но не для выхода в океан.
Несмотря на некоторую техническую отсталость, индейцы Америки сделали все же немало открытий. Во II тыс. до н.э. в горных районах Боливии и юга Перу они освоили металлургию меди и золота. Вскоре навыки обработки этих металлов проникли на север Перу и в Эквадор, а в I тыс. н.э. – в Колумбию и Центральную Америку. В Перу в I тыс. до н.э. появляется и серебро. Во второй половине I тыс. н.э. навыки металлургии были перенесены из Перу и Эквадора в западную Мексику. В Боливии тогда же изобрели оловянистую бронзу, которая в конце I тыс. н.э. также попала в Мексику. В Центральной Америке и Колумбии украшения чаще всего делали из тумбаги – сплава меди и золота. На севере побережья Перу в конце I тыс. н.э. научились добывать медь не из ее окислов, запасы которых невелики, а из серосодержащих руд, как это делается и сейчас. С III тыс. до н .э. орудия из меди стали распространяться и на востоке США. Эта медь была самородной, а плавку металла индейцы Северной Америки до прихода европейцев так и не освоили. В Мексике индейцы не позже конца I тыс. до н.э. самостоятельно изобрели письмо и бумагу. В VI–IV тыс. до н.э. (точные даты спорны) в низменностях востока Южной Америки возникло гончарство. В конце IV–III тыс. до н.э. оно появилось на востоке США, в Эквадоре и в Центральной Америке. В Мексике и Перу керамика распространилась довольно поздно – в конце III – середине II тыс. до н.э. В Южной Америке индейцы, очевидно, сами придумали лук. Что касается колеса, то вопреки распространенному мнению, создателям некоторых культур Мексики и Перу оно было известно, но условия для возникновения колесного транспорта или использования гончарного круга там не сложились.
Северные охотники на морского зверя использовали поворотный гарпун. При попадании в животное его наконечник вонзался в тело, а древко отскакивало. Наконечник с помощью линя крепился к надутому воздухом пузырю, который плавал на поверхности воды. Наблюдая за пузырем, охотник мог следить, куда плывет под водой его жертва. Поворотный гарпун был, по-видимому, независимо изобретен на атлантическом и тихоокеанском побережье Америки 5–7 тыс. лет тому назад.
Не позднее конца IV тыс. до н.э. в Америке появилось ткачество. Об этом известно, благодаря находкам кусочков ткани на побережье Перу. Материалом служил местный хлопок. Ткачество, скорее всего, возникло на основе более ранней техники плетения. О совершенстве последней свидетельствуют материалы по калифорнийским индейцам. Большие калифорнийские корзины из корней ели не пропускали воду и служили, в том числе, для приготовления нищи. Жидкость в них доводили до кипения, опуская в нее раскаленные камни. Древнее перуанское ткачество также отличалось техническим совершенством. Правда, ткацкий станок оставался примитивным – нижняя перекладина крепилась к поясу ткачихи, верхняя – к какому-нибудь столбу. Наиболее роскошные ткани с богатой и сложной орнаментацией представляли собой простые полотнища. Ими украшали степы святилищ, в них заворачивали умерших, а если в полотнище оставляли отверстие для головы, ткань становилась одеждой (пончо). Искусство кройки и шитья, достаточно развитое на севере, в более южных областях было едва известно. В Андах и в прилегающих к ним районах умели делать рубашки – те же пончо с грубо пришитыми к ним короткими рукавами. Такая рубашка обычно называлась кушма. В основном же ткали простые повязки, пояса, сумочки, а в Гвиане и Амазонии – гамаки.
Ранее VIII–VII тыс. до н.э. культурный ландшафт Нового Света был довольно однообразен. Различия заключались лишь в том, на каких животных люди охотились и какие дикорастущие растения собирали. С VI–V тыс. до н.э. в горах, долинах и тропических низменностях от Мексики до Боливии люди стали уделять внимание выращиванию растений. Первые опыты такого рода были и раньше. В III тыс. до н .э. появились общества, которые без культурных растений обходиться уже не могли. В горных районах Центральных Анд к этому же времени одомашнили альпак и лам. Существенную роль в литании играла в Андах одомашненная еще раньше морская свинка. Альпака происходит от викуньи и даст много шерсти. Лама происходит от гуанако, ее использовали для перевозки грузов и на мясо, пометом лам удобряли ноля.
В разных районах Нового Света люди окультуривали разные растения, среди которых было много клубне- и корнеплодов, бобовых, овощей, плодовых деревьев. Виды растений, окультуренные в одной местности, затем распространялись в другие. Когда европейцы попали в Америку, они были удивлены разнообразию ее культурной флоры. Американское происхождение имеют не только кукуруза и картофель, но и арахис, томаты, подсолнух, ананас, многие виды фасоли и тыкв, жгучий красный перец, какао, маниок, батат и многие другие тропические корне- и клубнеплоды, а также длинноволокнистый хлопок. Из этого списка кукуруза, картофель и маниок входят сейчас в число шести важнейших сельскохозяйственных культур нашей планеты, причем маниок служит основным источником калорий для 800 млн обитателей тропиков. В одной только Амазонии индейцы использовали около 140 культурных и частично окультуренных видов, из них 2/3 были многолетними древовидными. В Северной Америке и Мексике кукуруза, фасоль, тыква, а в районах с жарким климатом также и перец составляли единый пищевой комплекс, обеспечивая людей белками, углеводами и витаминами. Некоторые культурные растения Америки, имевшие большое значение до появления европейцев, в настоящее время почти исчезли, либо играют в хозяйстве незначительную роль. Таковы в частности киноа, каньиуа и амарант – растения с мелкими, но содержащими много белков семенами.
Индейское земледелие отнюдь не везде было примитивным подсечно-огневым. Грандиозные по масштабам и сложности ирригационные сооружения (каналы и террасы на горных склонах) создавали индейцы Анд. В заболоченных местностях от Иллинойса до южной Бразилии и от побережья Эквадора до Гвианы и сейчас с воздуха видны остатки грядковых нолей. Растения, выращенные на грядах и удобренные илом из междугрядий, приносили в несколько раз больший урожай, чем посаженные на ровном участке. Особенного совершенства подобная технология достигла на мелководном озере Тескоко. Сейчас оно почти исчезло и на его месте расположена столица Мексики. Ацтеки называли свои огороды чинампами. Это были островки, которые корни посаженных по краям деревьев удерживали от размывания. Растения на чинампах не испытывали недостатка в воде и питательных веществах. Подобная система земледелия являлась самой производительной и экологически совершенной из всех, существовавших в доиндустриальную эру. Почти столь же эффективным было выращивание на грядах андского картофеля. В I тыс. н.э. подобные поля существовали у южного берега озера Титикака в Боливии. Они обеспечивали продовольствием создателей цивилизации Тиауанако.
В некоторых районах Северной Америки, особенно в Калифорнии и дальше на север в бассейнах р. Колумбия и Фрейзер, навыки собирательства настолько усовершенствовались, что по эффективности этот род деятельности не уступал раннему земледелию. По мере роста численности населения здесь возникали более сложные формы социальной организации. На северо-западном побережье Северной Америки от южной Аляски до Калифорнии к I тыс. до н.э., а частично и раньше сложилась превосходная технология ловли и заготовки рыбы, прежде всего лососей. Начиная с IV тыс. до н.э., рыболовство стало играть огромную роль и на побережье Перу, рыбные богатства которого уникальны. По берегам Амазонки и ее крупных притоков рыба также была главным источником белковой пищи. Около 2 тыс. лет назад именно рыболовство способствовало здесь переходу к оседлости и высокоурожайному земледелию.
В пределах Америки выделяются полтора десятка историко-культурных областей, ареалов. Границы некоторых из них четкие, других – размытые и условные. Те культуры, которые принадлежали к одному ареалу, больше похожи друг на друга, чем те, которые принадлежали к разным. Ареальные общности формировались в определенных природных условиях. По мере изменения климата и распространения новых способов производства продуктов питания, границы ареалов менялись. Среди таких ареалов надо особо выделить Мезоамерику и Центральные Анды – области древних цивилизаций. Мезоамерика включает в себя южную половину Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, часть Никарагуа и Гондураса, а Центральные Анды – тихоокеанское побережье и горные области Перу и Боливии. Следует, правда, помнить, что наряду с государствами в пределах этих областей существовали и более простые общества.
Хозяйство. Ко времени европейских контактов среди аборигенов Америки были как оседлые народы, жившие в деревнях и даже городах, так и те, кто часто передвигался с места на место. Во многих случаях определенные продукты были обильны только часть года. В это время люди собирались вместе, а в другие сезоны рассредоточивались. Индейцы Бразильского нагорья, говорившие на языках семьи же, в сезон дождей занимались земледелием в лесах по берегам рек и жили в огромных кольцевых деревнях, число жителей которых достигало 2–3 тыс. чел. В сухой сезон люди расходились отдельными семьями по просторам саванны, занимаясь охотой и собирательством.
Независимо от образа жизни, любая этническая группа владела определенной территорией, которую считала своей и готова была любой ценой ее защищать. Тем не менее, люди нередко далеко уходили из обжитых мест и осваивали другие. Так почти все народы, которых европейцы застали на Великих Равнинах, переселились туда не ранее полутора тысяч лет назад, а многие – уже после Колумба. Одной из причин миграции являлось изменение климата, особенно на крайнем севере и в засушливых областях. Другая причина – появление новых способов производства пищи. Люди шли туда, где открывались новые возможности, и уходили из мест, сделавшихся малопригодными для обитания. Те индейцы востока Южной Америки (карибы, араваки, тупи), которые первыми научились выращивать культурные растения на плодородных пойменных землях, 2 тыс. лет назад стали осваивать долины крупных рек, постепенно переселяясь на тысячи километров. Но не всегда преимуществом пользовались земледельцы. В XII в. Северную Америку поразила засуха, еще более усилившаяся в XV в. Обитатели юго-запада США, позже известные как "индейцы пуэбло" (от испанского слова, обозначающего деревню, оседлое поселение), сконцентрировались в районах, где было больше воды, в основном в долине Рио-Гранде в штате Нью-Мексико. Некоторые опустевшие территории вскоре заняли пришедшие с севера охотники-собиратели, говорившие на одном из агапасских языков и ассимилировавшие часть прежних жителей. Когда испанцы пришли в Америку, южные атапаски (апачи и навахо) заимствовали у них лошадь, а навахо также и рогатый скот. В засушливых районах скотоводство и конная охота оказались успешнее земледелия, и ныне навахо – самый большой индейский народ Северной Америки.
Архитектура индейских жилищ и общественных сооружений зависела от климата, доступных строительных материалов и от организации общества. Монументальные постройки наглядно показывали, способен ли коллектив сосредоточить силы для достижения общей цели и много ли этих сил. В ранних сложных обществах власть правителя воспринималась как следствие его особых отношений с высшими силами. Поэтому общественные сооружения чаще всего были связаны с религиозной сферой. Даже работы по рытью и очистке оросительных каналов осмыслялись как служение духам предков и божествам. Высокие платформы под храмы использовались и во время войн, на вершине их было удобно обороняться. Стены вокруг городов возводили редко.
На засушливом побережье Перу строили из прямоугольного сырцового кирпича и тростника, жилища и храмы обычно имели плоские крыши. В горных районах Центральных Анд постройки возводили из камня, и они имели крыши со скатами. Поразительного совершенства достигло домостроительство у многих индейцев горной Колумбии, Гвианы и северо-западной Амазонии. Каркас круглого в плане общинного дома делали из огромных бревен, так что постройка порой достигала 25 м и более в высоту и в диаметре. Крыли дома листьями пальм, стены делали из вертикально поставленных жердей, у небольших домов простенки иногда оставляли открытыми. К северу от Амазонки крыша и стены были конструктивно разделены, а в более южных районах крыша спускалась до земли, так что дома напоминали гигантские стога сена. В Мезоамерике прямоугольные в плане жилища обычно ставили на специальной подсыпке, что повышало устойчивость строений во время землетрясений. Для возведения монументальных сооружений здесь использовали обработанный камень, щебень и штукатурку, храмы были украшены рельефами и росписями. Крышу обычно поддерживали крупные балки. Однако в городах майя для перекрытия использовали ложный свод. У настоящего свода камни заклинивают друг друга, а в ложном они нависают один над другим, постепенно сближаясь. Подобная техника применима там, где стены мощные, а внутренние помещения узкие. Именно потому, что постройки майя были массивны и сложены целиком из камня, они хорошо сохранились, несмотря на землетрясения и влажный тропический климат. Монументальные постройки из сырцового кирпича на побережье Перу давно превратились в оплывшие холмы.
Построенные из камня и глины дома индейцев пуэбло на юго-западе США представляли собой многокомнатные, а иногда и многоэтажные сооружения. В помещения спускались с плоской крыши по приставной лестнице. Жилища индейцев Великих Равнин принято называть типи. Они имели конусообразный каркас из жердей, на которые натягивали обработанные шкуры бизонов. До появления лошади типи были маленькими, ибо при перекочевках тащить с собой длинные жерди не представлялось возможным. Для перевозки скарба служили волокуши, в которые впрягали собак. Затем из этих же волокуш делали каркас жилища. Когда появились лошади, их стали использовать также и для перевозки длинных шестов для типи, поэтому высота типи увеличилась до 5–6 м.
На северо-западе Северной Америки ирокезы жили в так называемых длинных домах. Эти постройки имели каркас из столбов и жердей и были крыты корой. В таком доме обитало несколько десятков людей. У каждой семьи имелось свое отделение с очагом. Если возникала новая семья, дом достраивали с торца. В Южной Америке общинные дома с множеством обитателей и семейными секциями были характерны для Гвианы и Амазонии. Их часто обозначают словом "малока".
Как в Северной, так и в Южной Америке жилища нередко образовывали кольцо, а иногда и несколько концентрических колец. Центральная площадь служила для собраний, танцев и ритуалов, там могла находиться культовая постройка. В огромных домах индейцев Гвианы и Амазонии для той же цели служило просторное центральное помещение.
На северо-западном побережье Северной Америки дома ставили в ряд вдоль берега моря или реки. Местные индейцы умели делать доски, раскалывая бревна клиньями. Этими досками обшивали стены и крыли крыши.
От Аляски до Калифорнии и некоторых районов Великих Равнин в зимнее время жилищем служила большая крытая дерном землянка, в которую попадали либо сверху по приставной лестнице, либо сбоку через специальный коридор. На севере такой коридор представлял собой длинный углубленный в землю лаз. Тем самым сберегали тепло и защищались от нападения медведей. Отверстие в крыше служило для вентиляции. В безлесной тундре, где дерева не было, эскимосы освещали и отапливали помещение с помощью жировой лампы – каменного сосуда, в котором в растопленном жире плавал горящий фитиль. Эскимосы канадской Арктики умели строить куполообразные дома из кусков плотного снега. Это были временные жилища, которые принято называть иглу (у западных эскимосов похожее слово значит просто "дом").
Самые простые жилища были у охотников-собирателей северной тайги и южных степей. Жилище лесных алгонкинов принято называть вигвамом. Это был конусообразный каркас из жердей, крытых корой или шкурами. В Патагонии и в степных районах Огненной Земли существовали только заслоны от ветра из шкур гуанако. Патагонские заслоны назывались тольдо.
С конца IV–III тыс. до н.э. в Америке существовали сложные общества. В них осуществлялась координация усилий не десятков, а многих сотен и тысяч людей, появлялись лица, бравшие на себя функции управления. Свидетельством существования таких обществ являются остатки крупных сооружений из земли и камней, открытые на побережье Перу и – менее значительных – на юго-востоке США. Во II тыс. до н .э. в Перу возводятся из камней и глины платформы под храмы, украшенные росписями и рельефами. Объемом кладки эти платформы намного превосходят зиккураты древней Месопотамии. Самые древние богатые захоронения вождей с множеством золотых украшений найдены на севере Перу и относятся к первой половине I тыс. до н.э. Во второй половине II тыс. до н.э. в Мексике возникает цивилизация ольмеков с ее каменными статуями и прекрасно обработанными предметами из нефрита. Во второй половине I тыс. до н.э. именно здесь появляется письменность.
Уже было сказано об освоении индейцами гончарства. Керамические сосуды было удобно использовать для хранения и приготовления пищи, однако в сложных обществах они имели и другую функцию. Покрытая расписным, рельефным и скульптурным декором керамика играла важную роль в ритуалах и имела высокую ценность. Такую керамику, наряду с металлическими и каменными предметами, археологи находят в захоронениях важных персон. Особенно великолепны глиняные сосуды, которые изготовляли в Центральных Андах (культуры чавин, мочика, наска, уари, тиауанако) и в Мезоамерике. Сложные сцены на парадных сосудах культуры майя эпохи расцвета дополнены иероглифическими надписями. Высоким качеством обжига и художественным совершенством отличается и керамика некоторых культур юго-запада и юго-востока США, Центральной Америки, Колумбии, Эквадора, Бразилии и северо-западной Аргентины. В Андах сосуды часто лепили в формах. Этот способ менее производителен, чем формовка на гончарном круге, но он позволяет сравнительно быстро делать сосуды со сложным рельефным декором.
Общества, существовавшие в Новом Свете ко времени Колумба, можно разделить на пять групп, хотя реальное разнообразие форм политической и социальной организации было, конечно, выше.
В Мезоамерике и Центральных Андах существовали настоящие государства. С середины I тыс. до н.э. и до прихода испанцев периоды их расцвета сменялись периодами упадка, а размеры колебались от крохотных царств, включавших главный город с сельской округой, до протянувшейся на 4 тыс. км с севера на юг империи Инков. Во всех американских цивилизациях существовала социальная пропасть между крестьянами-общинниками и аристократией. Правителя обычно несли в паланкине, и каждое его появление среди подданных было обставлено пышными церемониями. В то же время даже в крупных государствах власть редко находилась в одних руках, на решения правителя оказывали влияние его родственники. Что касается экономики доколумбовых государств, то в Мезоамерике она основывалась на торговом обмене и взимании дани. В Центральных Андах обмен регулировало государство. Возможность использовать лам для перевозки грузов позволяла здесь перемещать на сотни километров не только металлы и ткани, но и продукты питания. Их хранили на складах и выдавали ремесленникам или же крестьянам-общинникам, мобилизованным для строительства храмов, дорог и дворцов.
В Центральной Америке, Колумбии, на юго-востоке США, отчасти в Карибском бассейне и в некоторых областях Амазонии и Восточной Боливии существовали сложные, но догосударственные общества – вождества и конфедерации. Основой хозяйства всех этих обществ было земледелие. В XI – начале XII в. н.э. сложные общества были и на юго-западе США, но засуху XII в. они не пережили. В это же время была покинута Кахокия – город на Миссисипи напротив места впадения в нее Миссури, с числом обитателей 10–20 тыс. человек. Сюда, на юго-восток США, высокоурожайные сорта кукурузы проникли в VII–VIII вв. Это и привело к демографическому взрыву и становлению здесь сложных обществ предгосударственного уровня. После гибели Кахокии на юго-востоке США в разное время возникали другие политические объединения. В их столицах (СпироМаунд, Этоуа, Маундвилл) найдены земляные платформы под храмы и богатые захоронения.
На юге Анд, на Бразильском нагорье, в большинстве районов Амазонии и Гвианы, на юго-западе и северо-востоке США, в некоторых районах Великих Равнин существовали небольшие общины оседлых земледельцев. Подобные общины, наряду с более сложными политическими образованиями, сохранялись и в других областях, таких как Центральная Америка, Мезоамерика и североамериканский юго-восток. Общины живших на северо-востоке Северной Америки ирокезов объединялись в конфедерации. Возможно, правда, что сложные формы политического устройства возникли здесь уже после того, как Северную Америку стали осваивать европейцы.
На северо-западном побережье Северной Америки, на Алеутских о-вах, о-ве Кадьяк, в некоторых районах Плато и Калифорнии существовали ранжированные общества, в которых имелись аристократия, рядовые общинники и рабы, но не было наследственных вождей. В определенные периоды подобные общества, вероятно, возникали и у эскимосов Берингоморья. В отличие от восточных областей США, хозяйство в этих обществах запада и северо-запада было основано на рыбной ловле, добыче морского зверя и собирательстве, земледелие сюда не проникло.
На крайнем юге Южной Америки, во многих внутренних засушливых областях Северной Америки к западу от Миссисипи, а также на севере в Арктике и в зоне тайги жили небольшие мобильные группы охотников и собирателей. В некоторых подобных районах автономное существование более крупных и сложных обществ было в принципе невозможно но причине крайней скудости ресурсов. В других, прежде всего в степях Северной и Южной Америки, ресурсы для занятий высокопродуктивным земледелием и скотоводством имелись, однако местные почвы невозможно было обработать без применения железных орудий. Домашних животных, как уже было сказано, индейцы, проживавшие за пределами Центральных Анд, еще не знали.
Войны между индейцами нередко предполагали охоту за головами или за скальпами, в некоторых случаях пленников поедали после совершения определенных ритуалов. Отсутствие каннибализма в Центральных Андах и обильные свидетельства о его существовании в Мезоамерике позволяют предполагать, что использование в пищу человеческой плоти сохранялось, в том числе потому, что восполняло ощущавшийся здесь острый недостаток животных белков. Причины большей воинственности одних групп индейцев и меньшей других остаются спорными. Совершать набеги на врагов молодых мужчин заставляло стремление добиться уважения среди соплеменников. В государстве ацтеков воинские подвиги помогали продвинуться вверх по социальной лестнице. Разным было обращение с пленниками. На северо-западе Северной Америки их обычно обращали в рабов, на востоке континента мужчин подвергали мучительной казни, женщин либо брали в жены, либо делали рабынями. В государствах Мезоамерики и Центральных Анд утратившие свободу составляли небольшой процент населения. Ни в строительстве, ни в сельском хозяйстве их труд значения не имел. Как в Андах, так и в Мезоамерике практиковались ритуальные сражения, что-то вроде рыцарских турниров. В некоторых районах горного Перу крестьяне из разных общин устраивали подобные сражения еще несколько десятилетий назад. Кровь раненых и убитых, весьма, впрочем, немногочисленных, считалась жертвой матери-земле.
В подавляющем большинстве индейских обществ существовала родовая организация с делением коллектива на две фратрии. В Центральных Андах принцип деления сообществ любого уровня на старшую и младшую половины послужил основой для административного деления Инкской империи. Наиболее сложные формы фратриальное деление приняло у индейцев Бразильского нагорья, говорящих на языках семьи же, и у отдаленно родственных им бороро. В отличие от индейцев, эскимосы родовой организации не имели. Их терминология родства – того же типа, что и у народов Европы. Для индейцев были характерны классификационные системы родства. В них одни термин служил для обозначения больших категорий родственников – например, не только отца, но и его братьев и двоюродных братьев. Зато, как правило, различались термины для обозначения младших и старших братьев или сестер.
Принадлежность человека к определенной родовой группе определяла круг доступных для него брачных партнеров. Сексуальный контакт с членами своего рода, принадлежность к которому определялась родством по мужской либо по женской линии, был немыслим. Однако внебрачные отношения с партнерами, которые родственниками не считались, в некоторых культурах являлись нормой, хотя в других осуждались. Родовые деления подчеркивались во время ритуалов и праздников, когда члены определенных групп исполняли разрешенные только им танцы или надевали соответствующие костюмы. На северо-западном побережье Северной Америки ритуальная встреча членов двух фратрий, сопровождавшаяся обменом богатыми подарками, а норой и уничтожением материальных ценностей, называлась потлач. Чем больше ценностей раздарил или уничтожил аристократ, тем большим престижем он пользовался. Прежде, чем раздарить ценности, их требовалось создать, накопить, а это был мощный стимул для развития обмена, ремесла и изобразительного искусства.
О принадлежности человека к определенной социальной группе можно было судить по его одежде и украшениям. На росписях древних майя правители обычно изображены с накинутой на плечи шкурой ягуара. На северо-западе Северной Америки одежду, а также и утварь орнаментировали кусочками раковины денталиум, норой выполнявшими роль примитивных денег. У большинства индейцев главным материалом для украшений служили перья птиц – орлов, дятлов, попугаев, туканов, колибри. В Южной Америке лицо и тело нередко раскрашивали черной и красной краской, приготовленной из сока растений, татуировка была мало распространена. Многие эскимосы, алеуты и индейцы вставляли в губы и щеки небольшие цилиндры из дерева или камня – ботоки, или лабретки. Такие же цилиндры и палочки вставляли в уши, висячие серьги встречались редко. У тлинкитов Южной Аляски лабретки указывали на знатное происхождение женщины, рабыням их носить запрещалось. Инков царской крови испанцы называли "большеухими", имея в виду золотые диски, оттягивавшие мочки ушей.
Ритуалы и праздники играли огромную роль в жизни американских аборигенов. Явная цель ритуалов состояла в том, чтобы магическим образом приумножить ресурсы природы – урожай культурных и дикорастущих растений, запасы рыбы и дичи. Неосознанная цель заключалась в поддержании структуры коллектива, принятых норм в отношениях между знатью и простолюдинами, мужчинами и женщинами, зрелыми людьми и молодежью. Кроме того, ритуалы заменяли собой все те виды массовых развлечений, которые доступны современному человеку. Музыкальное и изобразительное творчество было связано почти исключительно с ритуалами. Календарный цикл обычно включал два периода. Часть года люди были заняты добыванием пищи и прочей необходимой деятельностью и мало общались друг с другом. Однако в другое время (на севере это происходило всегда зимой) они собирались вместе, пировали и праздновали. Датский этнограф Кнут Расмуссен, который сам был по матери эскимос, приводил описание такого зимнего праздника эскимосов. Дело происходило 100 лет назад на севере Аляски, на берегу Ледовитого океана. "Кажим", о котором упоминается автором, это дом для собраний и мужских работ, куда во время праздника заходили, однако, и женщины.
В его повествовании говорится о том, что верхняя часть задней стены кажима была раскрашена и изображала звездное небо. С крыши свисало резное деревянное изображение птицы, под крылья которой были помещены четыре бубна. На полу на подставке возвышалась модель кожаной лодки с фигурами гребцов и всеми принадлежностями для китовой охоты. Также на полу находилась верхняя часть деревянной куклы. После несен и танцев вдруг начались чудеса. Птица стала хлопать крыльями и ударять в бубны. Верхняя часть ее фигуры стала вращаться, разбрасывая перья. Гребцы начали раскачиваться во все стороны, а кукла кланяться. По полу пробежал горностай, он хватал погремушку с привязанным к ней пузырем. Это был ответственный момент, и если бы что-то не заладилось, то все собравшиеся восприняли бы это как дурное предзнаменование. Дальше начинался праздник с раздачей подарков, прежде всего съестных.
В сложных обществах, обладавших большими ресурсами, подобные театрализованные представления бывали куда грандиознее. В них участвовали многие десятки актеров и сотни, а то и тысячи зрителей.
От Аляски до Огненной Земли в Америке была популярна игра в мяч. В некоторых районах она напоминала футбол или регби, в других – хоккей. В Мезоамерике и отчасти также в Карибском бассейне игра в мяч являлась не только развлечением, но и важным религиозным ритуалом, для нее оборудовались специальные площадки. Определенным магическим значением, скорее всего, наделялись азартные игры, прямо или косвенно связанные с гаданием. Такие игры особенно характерны для североамериканских индейцев. В индейских мифах почти не описываются битвы и поединки. Герой и его противник меряются магической силой во время игры, ставка в которой – жизнь.
Другого рода ритуалы были связаны с шаманизмом. Главной задачей шаманов было лечение больных, а в засушливых районах также вызывание дождя. Для этого шаман стремился вступить в контакт с духами. У американских шаманов имелись два основных инструмента – бубен и погремушка. Бубном пользовались главным образом эскимосы и индейцы Аляски и Канады, а также чилийские арауканы. Большинство южноамериканских шаманов призывало духов, гремя погремушкой – маракой. Тлинкиты употребляли оба инструмента. Шаманами становились чаще всего мужчины, хотя в некоторых культурах, например, у тех же арауканов, эти функции выполняли женщины.
В Северной Америке и Мексике важнейшим средством ритуального очищения являлась парильня. Парильня индейцев Мексики очень похожа на русскую баню с той разницей, что дух, который в ней обитает – женского пола, а не мужского, как наш банник. Парильни североамериканских индейцев походили на скифскую, описанную Геродотом. В маленькой полуземлянке нагревали камни, после чего шкурами закрывали отверстия. Внутри было очень жарко и во многих мифах рассказывается, как противник героя пытается его погубить, закрыв в парильне.
Растительный мир Центральной и Южной Америки включает значительное число видов, листья, кора или семена которых содержат наркотические вещества. Индейцы принимали наркотики при совершении ритуалов. У народов Анд было распространено употребление листьев кустарника коки, которую жевали вместе с известью. Подобно табаку, чаю и кофе, кока является стимулянтом, подавляющим чувство усталости, кокаина она в необработанном виде не содержит. Плантации коки считались большой ценностью, поскольку для нее требуются особая почва и температурный режим. Другое растение южноамериканского происхождения, табак, оказалось менее прихотливым, и после Колумба было привезено в Европу. Здесь курение табака утратило свой ритуальный смысл и превратилось в пагубную привычку.
В отличие от наркотиков, употребление алкогольных напитков не было жестко связано с ритуалами, но и не было повседневным. Такие напитки делали из размельченной и смешанной с водой массы, которую готовили из семян, плодов или клубней различных растений, а в Мексике также из сока агавы. Крепость была не выше, чем у современного пива. В Андах особенно ценилась богатая витаминами чича из кукурузы. В высокогорных районах кукуруза не растет, поэтому для мобилизованных на работы крестьян возможность участвовать в регулярных пиршествах, чичу для которых готовили из привезенной издалека кукурузы, считалась достойной платой за труд. Алкогольные напитки были известны почти исключительно земледельцам. На крайнем юге Южной Америки и в пределах значительной части Северной Америки они отсутствовали.
Ядро традиционных верований обитателей Нового Света – представление о первопредках – существах, населявших мир в эпоху творения. Находясь в некоем параллельном мире, точнее вне времени и пространства, первопредки являются в мир людей во время ритуалов, воплощаясь в своих статуях, масках и пр. Другой категорией сверхъестественных существ являлись духи природы, прежде всего связанные с грозой и подводным миром. В мифах индейцев, особенно североамериканских, рассказывается о борьбе двух мощных противников – гигантского рогатого змея и громовой птицы. В Мезоамерике важнейшее значение имел "старый бог огня". В большинстве традиций существовали и представления о верховном божестве или нескольких божествах, образы которых не всегда четко разделены. О политеистическом пантеоне можно говорить только в отношении народов Мезоамерики. В Древнем Перу сонму первопредков – уака противостояли ассоциируемое с солнцем верховное божество и бог-громовник. Подобные представления были аморфны, канонические религиозные тексты отсутствовали.
Для рядовых членов общества религиозные практики сводились, прежде всего, к участию в коллективных ритуалах, а в некоторых районах – в паломничестве к культовым центрам. Например, индейцы западной Мексики ежегодно отправлялись в паломничество за наркотическим кактусом пейотль. Крупные храмы в Центральных Андах также привлекали паломников. Однако предполагался и личный контакт с высшими силами. На Великих Равнинах юноша удалялся в степь, горы, лес и возвращался оттуда, почувствовав, что контакт достигнут. Свидетельством пережитого служили разные мелкие предметы – камешки, палочки, перышки. Их как великую святыню хранили в специальном свертке в укромном углу типи.
Картина вселенной у американских аборигенов не была одинаковой. Универсальным являлось лишь представление о небесном мире или нескольких ярусах неба, и о мире нижнем – подземном или подводном. Однако верхний мир не обязательно имел положительные ассоциации, а нижний – отрицательные. Для индейцев Мезоамерики, североамериканского юго-запада и юга Великих Равнин характерно представление о том, что каждое из четырех основных направлений, а иногда также зенит и надир были окрашены в свой цвет (например, у навахо: восток – белый, юг – синий, запад – желтый, север – черный). В Мезоамерике существовал и образ мирового древа, соединяющего ярусы вселенной. В Южной Америке он встречается редко, а в Северной отсутствует, за исключением северо-запада континента. Различались представления о загробном существовании. В Мезоамерике нарушителей ритуальных запретов ждали мучения, а у индейцев востока США душа грешника соскальзывала с бревна и падала в пропасть. Однако чаще всего путь в иной мир не сопровождался особыми испытаниями, мертвые же проводили время, предаваясь танцам и другим удовольствиям.
Наблюдения за небесными светилами и живой природой позволяли определять время календарных праздников, но точный календарь существовал только в Мезоамерике. Его особенности уникальны – сочетание 20-дневного месяца и 13-дневной недели с солнечным годом. Каждые 260 дней первый день первого месяца совпадал с соответствующим днем недели, а каждые 52 года первый день 260-дневного цикла совпадал с одним и тем же днем солнечного года. Это время считалось опасным, чреватым мировой катастрофой. К нему приурочивались массовые жертвоприношения и обновление храмов. Монументальные платформы в Мезоамерике имеют чаще всего несколько слоев кладки, окружающей первоначальное ядро. Каждый из подобных слоев – свидетельство подготовки к встрече нового крупного календарного цикла.
Мифология индейцев – богатейшая в мире. В фольклоре господствуют космологические и приключенческие рассказы и сказки о животных, хотя четко разделить эти жанры невозможно. Центральной фигурой многих мифологических циклов североамериканских индейцев является трикстер – обманщик, плут, "ум без чувства ответственности". При этом он же нередко считается и создателем мира.
В Америке не было героического эпоса, волшебной сказки, пословиц и – за редчайшими исключениями – загадок. Очевидно, что эти жанры возникли в Евразии уже после того, как предки индейцев ушли в Новый Свет. Единственным литературным письменным памятником, хотя и записанным после появления европейцев, но, скорее всего, восходящим к доиспанскому оригиналу, является "Пополь-Вух" – собрание мифов и исторических преданий народа киче в Гватемале, говорящего на одном из языков семьи майя.
После Колумба. Новый Свет никогда не находился в полной изоляции от Старого, однако до Колумба эпизодические контакты между Америкой и другими материками не имели серьезных последствий. Более 1 тыс. лет назад полинезийцы, вероятно, доплыли до Калифорнии и позже до Южной Америки, хотя факт этих плаваний иногда оспаривается. Викинги побывали на Ньюфаундленде и достигли восточного побережья североамериканского материка, но закрепиться там не сумели. Никогда не прекращались контакты через Берингов пролив. Из Чукотки на Аляску примерно 3000 лет тому назад проникла керамика (большого значения не имевшая), а до этого лук и стрелы, которые на севере и западе Северной Америки постепенно вытеснили копьеметалку.
В 1492 г. корабли Колумба достигли Антильских о-вов. К этому времени численность обитателей Нового Света составляла не менее 25–30 млн чел. Из них 13–15 млн жили в Мезоамерике, 8–10 млн в империи Инков, оставшиеся в Центральной Америке и Колумбии, на Антилах, в саваннах и тропических лесах к востоку от Анд, на тихоокеанском побережье Северной Америки и на американском юго-востоке. Численность обитателей остальных областей была незначительной и измерялась десятками тысяч. Существуют, правда, гипотезы, согласно которым приведенные цифры следует увеличить в полтора, два, а то и в десять раз. Эти выводы основаны на максимально возможных оценках численности населения для отдельных небольших территорий, и распространенных затем на весь соответствующий ареал.
Первым результатом контактов с европейцами было вымирание аборигенов Америки от болезней, против которых они не имели иммунитета. Болезни распространялись быстрее, чем шли конкистадоры и первооткрыватели, это облегчило завоевание и колонизацию. Местами вымирало до 90% жителей, что вело к упрощению социальной структуры. Вторым результатом контактов было заимствование индейцами европейской технологии. Очень скоро железные топоры по цепочкам обмена достигли удаленных районов Амазонии, облегчив расчистку леса под огороды и повысив эффективность местного земледелия. Стальные ножи, топорики, рыболовные крючки, а позже огнестрельное оружие стали доступны североамериканским аборигенам. Некоторые группы индейцев, прежде всего обитатели п-ова Гуахира на севере Южной Америки, стали разводить европейский скот. Но самым существенным оказалось заимствование лошади. В конце XVI в. с лошадьми познакомились шошоны, жившие в нынешних штатах Юта и Невада, а уже от них лошадь попала к индейцам Великих Равнин. Рассеянные группы охотников-собирателей и несколько более многочисленные земледельцы, возделывавшие огороды в поймах рек, превратились в конных охотников. В это же время стало выпадать больше дождей, и расплодились бизоны. Возникла новая культура обитателей Великих Равнин, для многих европейцев ставшая символом индейской культуры вообще. В XVII–XVIII вв. численность обитателей ареала резко выросла. Проникшая на территорию нынешнего Техаса группа шошонов, ставшая известной как команчи, освоила верховую езду лучше других индейских групп. В ходе военных рейдов команчи не только уничтожили соседние племена, по и отбросили далеко назад продвигавшихся в степи европейских переселенцев.
Аналогичным образом события развивались в степях юга Южной Америки, где культура индейцев тоже пережила в XVIII в. короткий расцвет.
В Северной и отчасти в Южной Америке европейское влияние преобразило местное изобразительное искусство. В XVII в. французы стали завозить в Канаду бисер, а затем и производить его на месте. Вместе с новым материалом распространился европейский растительный орнамент. Ранее орнаментальные стили Нового Света были в основном геометрическими, а материалом для создания орнамента в Северной Америке служили пронизки из игл дикобраза. Европейский растительный орнамент стал вытеснять индейский и к середине XIX в. распространился вплоть до Аляски. Индейцы Гвианы и Амазонии тоже пристрастились к европейскому бисеру, но свой геометрический и зооморфный орнамент в основном сохранили. Принесенные из Испании традиции народного искусства возобладали в Мезоамерике. То же в основном произошло и в Центральных Андах, но здесь удивительным образом сохранились древние музыкальные традиции. Современная народная и эстрадная музыка Перу, Боливии и Эквадора основана на индейских мелодиях и ритмах. Любопытно, что в XX в. искусство индейцев неожиданно повлияло на американское и тем самым на мировое. Образцы для персонажей фильмов Уолта Диснея были найдены среди погребальной керамики западной Мексики первых веков нашей эры, а мелодии вестернов позаимствованы от шаманских песнопений сэлишей Британской Колумбии.
В первые века колонизации, приезжавшие в Америку европейцы стремились разбогатеть и уехать назад. Это удавалось не всем, многие оставались. Что же касается католической церкви, то она была заинтересована в увеличении размеров паствы и не раз защищала индейцев от крайних форм насилия. После того, как сокровища ацтеков и инков вывезли в Европу, главным источником колониальных доходов стала добыча серебра и выращивание тростника для производства сахара. Плантаторы пытались заставить работать индейцев, однако те не могли выносить тяжелый рутинный труд, умирали или убегали. Тогда стали завозить каторжников из Европы, но они быстро погибали от тропических болезней. В конце XVII–XVIII вв. плантаторы решили проблему, начав покупать африканских рабов. Африканцы оказались выносливы и меньше страдали от заболеваний, чем индейцы и европейцы. К середине XVIII в. индейское население северо-востока Бразилии, Антильских о-вов и юго-востока США было замещено негритянским. Это произошло даже в некоторых районах близ Тихого океана, где крупных плантаций не было. На побережье Эквадора и северо-западной Колумбии в экстремальных условиях влажных тропиков негры выживали лучше аборигенов. Рабы из Западной Африки привезли в Америку свои обычаи, верования, фольклор. Записанные среди негров Алабамы и Луизианы истории про братца-кролика – африканского происхождения, так же, как и колдовские обряды вуду на Гаити и ритуалы капдомбле на северо-востоке Бразилии.
В таежной зоне Северной Америки главным источником доходов для европейцев была добыча пушнины. Охотники-алгонкины попали в зависимость от английской Компании Гудзонова Залива и стали добывать шкурки зверей для продажи скупщикам. Примерно так же действовала на Аляске Российско-Американская Компания. Граница зон влияния обеих компаний установилась на среднем Юконе на Аляске.
В конце XVII в. началась земледельческая колонизация Канады и севера США французами и англичанами. Многие эмигрировали в Новый Свет, спасаясь от религиозных преследований в Европе. Этих переселенцев не интересовали ни имущество, ни рабочая сила индейцев, аборигены им просто мешали. В условиях умеренного пояса Северной Америки европейское сельское хозяйство, основанное на пахотном земледелии и разведении скота, оказалось намного эффективнее индейского мотыжного земледелия. Индейцев стали систематически оттеснять все дальше на запад. Большинство индейцев США оказывались в резервациях, самая крупная из которых была образована в Оклахоме. Туда незадолго до начала Гражданской войны переселили почти всех еще остававшихся коренных жителей американского юго-востока.
К середине XIX в. евроамериканцы достигли Тихого океана, к концу этого века численность североамериканских индейцев опустилась до минимума. То же самое происходило на юге Южной Америки на территории Чили, Аргентины, Уругвая и юго-западной Бразилии. Сюда из Европы эмигрировали, главным образом, немцы, итальянцы, испанцы. На большей части Латинской Америки переселенцы в разной пропорции смешивались с индейцами или же индейцы, совершенно утратив свою культуру, превращались в крестьян-бедняков, говорящих по-испански или по-португальски.
В XX в. начался рост численности американских аборигенов. Он был связан с улучшением медицинского обслуживания и падением смертности при сохранении достаточно высокой рождаемости, особенно в Латинской Америке. С этого же времени в США и Канаде были развернуты программы интеграции аборигенов в современное общество. В XX в., наряду с ростом численности индейцев и эскимосов, продолжился и даже усилился противоположный процесс – их культурная и языковая ассимиляция. Вплоть до третьей четверти XX в. индейцев и эскимосов заставляли посылать детей в интернаты, где те не могли говорить на родном языке и осваивать традиционные виды занятий. С середины XX в. в разных странах Западного полушария возникают политические организации индейцев, старающиеся отстаивать свои права. В Латинской Америке индейцы нередко отказываются как от католичества, так и от традиционных верований и переходят в лоно протестантских конфессий.
В настоящее время среди американских аборигенов можно выделить несколько категорий.
Первая – это крупные этносы численностью от 100– 200 тыс. до нескольких миллионов человек. К их числу относятся кечуа и аймара в Андах, арауканы (они же – мапуче) на юге Центрального Чили, араваки-гуахиро на северо-западе Венесуэлы и в сопредельном районе Колумбии, некоторые народы Мексики и Гватемалы, говорящие на языках семьи майя, а в Северной Америке – навахо на юго-западе США. Границы этих этнических групп расплывчаты. Часть людей – монолингвы, часть (а в случае с навахо, вероятно, все) владеет испанским или английским, часть совсем не говорит на индейских языках, но считает себя индейцами по происхождению. Индейцы кечуа говорят на двух разных языках и на нескольких диалектах. Некоторые индейцы переселяются в города, другие продолжают оставаться в сельской местности.
Вторая категория – индейские этносы Латинской Америки численностью от нескольких тысяч до немногих десятков тысяч человек, которые в большей или меньшей степени интегрированы в креольское общество. Степень сохранности языка и культуры различна. Некоторые полностью или почти полностью перешли на испанский язык, в других остаются люди (в основном старики и женщины), которые европейских языков не знают совсем. Подобные группы индейцев есть, главным образом, в Колумбии, Центральной Америке и Мексике.
Третья категория – в большей или меньшей степени изолированные индейские этносы Латинской Америки численностью от нескольких сотен до немногих тысяч человек, в основном сохраняющие традиционную культуру. Большинство таких этносов обитает в северной и западной Амазонии, по есть они и в других районах, в том числе в Мексике.
К четвертой категории относятся те группы индейцев и эскимосов США, Канады, а также Гренландии, которые обладают правами на исконно занимаемые ими земли, в той или иной степени говорят на своих языках и имеют достаточно высокий уровень жизни. Традиционные занятия сохраняются в минимальной степени. Источниками дохода служат туризм, народные промыслы, игорный бизнес, отчисления за эксплуатацию природных ресурсов, разного рода дотации от государства. Большинство таких групп живут на юго-западе США (различные общины индейцев пуэбло) и на Аляске (эскимосы-юпик, инупиат, атапаски-кучин, тлинкиты).
Последняя категория – это небольшие по численности группы индейцев и эскимосов США и Канады, языки которых исчезли в качестве разговорных, а традиционная культура либо совсем утрачена, либо поддерживается усилиями активистов, главным образом в форме разного рода праздников, выставок народного искусства и пр. В большинстве случаев речь идет о смешанной "общеиндейской" культуре, в которой использованы традиции разных народов.