Народничество

Народничество представляло идеологию и движение в среде радикально настроенной интеллигенции в России в 1861— 1895 гг. Выражая интересы крестьян, выступало как против крепостничества, так и зарождающегося капиталистического способа производства и, соответственно, пути развития страны, отстаивало идею свержения самодержавия путём крестьянской революции. С начала 1860-х гг. обозначается два направления этого движения — революционное и либеральное. Родоначальниками народничества признанно считаются — А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, идеологами — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Основными организациями революционных народников 1860—1880-х гг. были кружки ишутинцев, "чайковцев" (организаторы "хождения в народ"), "москвичей" и тайные общества "Земля и воля", "Чёрный передел", "Народная воля". Со второй половины 1880-х годов наступил кризис революционного народничества, вызванный разгромом "Народной воли", возросло влияние либерализма — "теория малых дел" (Н.К. Михайловский и другие публицисты журнала "Русское богатство"), но не прерывалась и революционная традиция (группа народовольцев в Санкт-Петербурге, некоторые местные кружки и группы, в эмиграции — группа старых народовольцев). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х — начале 1900-х гг. связано с деятельностью партии социалистов-революционеров (эсеров), программа которых включала ряд переосмысленных в новых социально-политических условиях коренных народнических идей, это, так называемое, неонародничество.

В целом народничество — это идеология, включавшая комплекс философских, социальных, экономических и политических концепций, явление отечественной культуры, нашедшее отражение в литературе, искусстве, науке, практической деятельности.

Главным звеном социального учения народничества была теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов — община, артель.

Философско-методологическая основа взглядов народников была различной — позитивизм у Н.К. Михайловского и, отчасти, у П.Л. Лаврова, материализм у П.Н. Ткачёва и других.

Всех их объединяло стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, а также утверждение ведущей роли социального идеала в общественном развитии — "теория прогресса". Наиболее показательна с этой точки зрения субъективная социология народников. Она, в известной мере, сыграла позитивную роль, теоретически санкционировав борьбу "критически мыслящих личностей" — народнически настроенных радикальных интеллигентов, с самодержавием и крепостничеством.

В экономике преобладал "экономический романтизм" — В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и другие. Они стремились подтвердить идею некапиталистического пути развития с помощью анализа развития капитализма в России. Ошибочно расценивая рост буржуазных отношений в стране как регресс, как бесперспективный и даже невозможный вариант общественного развития.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889 гг.), философ, общественный деятель. Родился в Саратове в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии. В 1850 г. окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Преподавал литературу в Саратовской гимназии до 1853 г., вернулся в Петербург для работы над диссертацией. Начал писать для литературных журналов и стал главным редактором ведущего антиправительственного органа — журнала "Современник". За радикальные взгляды и сотрудничество с членами тайного общества "Земля и воля" в 1864 г. был арестован и отправлен на каторгу (7 лет) и последующую ссылку в Сибирь, в которой провел 18 лет жизни. Лишь за несколько месяцев до смерти ему было разрешено вернуться в Саратов. Известны его работы по философии, социологии, экономике, этике, эстетике. Его магистерская диссертация "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855 г.) положила начало широкомасштабному спору 60-х гг. между материалистически мыслящими радикалами и идеалистически настроенными консерваторами. В противоположность господствовавшей гегелевской эстетике Чернышевский утверждал, что искусство является лишь заменой действительности и не может быть выше её. Истинная красота присуща реальной жизни, и главной задачей искусства является реалистическое и критическое воспроизведение того, что существует, то есть отражение и объяснение существующего, определение его пороков и недостатков и одновременно предвосхищение лучшего будущего. В своем главном философском сочинении "Антропологический принцип в философии" (1860 г.) он сумел изложить ориентированное на науку материалистическое мировоззрение (хотя из-за цензуры и не мог употреблять термин "материализм"). Под "антропологическим принципом" он подразумевал концепцию человека как единого организма, правда, в отличие от дерева или химического соединения, обладающего "духовным" измерением. Поскольку все психические явления определяются физической организацией человека, то он во всех своих действиях подчиняется тем же законам, что и остальная природа. Наиболее значительным произведением Чернышевского был роман "Что делать?" (1863 г.), написанный им будучи политическим заключенным. В книге он рисует образы "новых людей", носителей своей философии — с их презрением к традициям, естественностью, приверженностью к науке, любовью к социально полезному труду, "разумным" поведением и взаимоотношениями. В целом Н. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину. В советский период в силу существовавших идеологических позиций он был признан одним из наиболее глубоких мыслителей-материалистов в истории философии. Скончался Николай Гаврилович 17(29) октября 1889 г. в Саратове.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904 гг.), публицист, литературный критик, социолог. Родился в г. Мещовск Калужской губернии 15(27) ноября 1842 г. Учился в Петербургском институте горных инженеров; с 1868 г. — ведущий сотрудник, а затем соредактор журнала "Отечественные записки", фактически являвшегося рупором легального народничества; с начала 90-х гг. XIX в. и до конца жизни — соредактор журнала "Русское богатство", идейного выразителя влиятельного либерального направления легального народничества, сочетавшего идеалы аграрного социализма с либеральными требованиями конституционных форм, гражданских свобод и прав личности. Будучи по преимуществу легальным публицистом-критиком, Н. Михайловский тем не менее поддерживал контакты с революционно-народническими кругами: с конца 70-х гг. — с народовольцами, участвуя в их органе "Народная воля", в конце жизни — с эсерами. Его отношение к философии отражает общий факт снижения её значимости в народническом движении по сравнению с предшествующим ему просветительским движением 40-60-х гг. XIX в. В этой сфере Михайловский — по большей части популяризатор. Главной для его антропоцентрической философской концепции была анти мета физическая установка, убеждение в несостоятельности любых, будь то материалистических или идеалистических, учений о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдений, "реальный мир" у него не тождественен бытию вообще. Центром Вселенной и "мерой всех вещей" является человек. К проблеме познания сущности мира он безразличен, отдавая дань феноменализму и агностицизму И. Канта и позитивизму О. Конта. Самобытность Н. Михайловского проявилась в области социологии. Он подчёркивал в первую очередь активную роль личности в истории, её моральную позицию, способность противостоять стихийным силам исторического процесса, присущую ей способность свободного выбора деятельности. Взаимоотношение личности с обществом он представлял как борьбу за свою индивидуальность, считая допустимым отказ от совершенствования общества, если оно мешает развитию личности. В области социологии продолжатель так называемого субъективного метода П.Л. Лаврова.

Скончался Николай Константинович 28.01(10.02) 1904 г. в Петербурге.