Направления виктимологической деятельности
Развитие современной социально-педагогической виктимологии идет по следующим направлениям:
1. Подготовка личности (разработка алгоритмов оптимального поведения в криминогенных ситуациях и специальный тренинг). Организация и проведение групповых психологических тренингов или индивидуальных занятий обучающего характера (приобретение навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психофизиологической саморегуляции и т.п.) позволяет людям, прошедшим данный тренинг, более эффективно взаимодействовать с окружающими, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций в своей жизни.
2. Повышение уровня защищенности лиц, чьи служебные функции, род деятельности и т.п. сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству.
3. Сведение к минимуму виктимогенных ситуаций, предотвращение и пресечение их путем информирования граждан о виктимогенных "ситуациях-ловушках", с тем чтобы они по возможности избегали их. Например, своевременное консультирование и профессиональная поддержка школьными социальными педагогами родителей из курируемых ими семей способствует снижению риска возникновения внутрисемейной напряженности, способной сказаться на детях.
4. Практика своевременного и продуманного планирования в области социальной инфраструктуры микрорайонов и города в целом (строительство жилья, учреждений социальной сферы и т.п.). Это способствует предотвращению неконтролируемых миграционных процессов среди жителей данной территории (в поисках новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.).
5. Помимо профилактических мер социально-педагогическая деятельность предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей среды. Это, в частности:
– создание специализированных отделений для детей и женщин, переживших насилие;
– развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной дефект развития человека (например, спортивный клуб для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
– создание культурных и образовательных центров различных национальностей (немцев, украинцев, белорусов и т.д.).
Социально-педагогическая реабилитация людей, ставших жертвами насилия либо пострадавших в экстремальной ситуации, основывается на принципах безотлагательности, приближенности и надежды. Иными словами, важно как можно быстрее начать коррекционный процесс, обеспечить веру человека в избавление от болезни и создать для него социально-комфортную атмосферу.
Основными формами коррекционной работы с людьми, пережившими экстремальную жизненную ситуацию и страдающими посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), являются:
а) семейная психотерапия. Это одно из главных направлений деятельности в комплексной системе реабилитации детей и подростков с ПТСР. Основными задачами семейной психотерапии являются помощь семье в решении проблем, возникших перед ней в связи с нервно-психическими расстройствами у ребенка или подростка, содействие развитию взаимоотношений в семье по конструктивному пути, ослабление напряженности, отвлечение ребенка от психотравмирующих переживаний. Положительный семейный опыт и последующее высокое качество межперсональных отношений оставляют возможность для облегчения последствий психотравмы;
б) индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, страдающими ПТСР. Ее суть состоит в уменьшении тревоги и внутреннего напряжения путем отреагирования (разрядки) переживаний в рисунках, фантазиях, играх. Для подростков эффективна кратковременная психотерапия, направленная на преодоление травматических воспоминаний и болезненных переживаний путем превращения их в нормальное, контролируемое ОГЛАВЛЕНИЕ человеческого жизненного опыта;
в) реабилитационные мероприятия с людьми, страдающими ПТСР. Такого рода мероприятия предполагают наличие социальной поддержки со стороны общества (особенно важно со стороны группы наиболее близких людей), восстановление прежнего социального статуса (или его сохранение, если он не был нарушен), предоставление возможности обеспечить себе прочное материальное положение.
Следует отметить, что реабилитационные мероприятия не могут заменить психо- и фармакотерапию, но их отсутствие существенно затрудняет лечение ПТСР, может приводить к отказу от терапии с последующим усилением десоциализации.