Направления развития управления предприятием
Анализ опыта развития промышленно развитых стран свидетельствует о том, что переход от узкой специализации к интеграции наблюдается в содержании и характере управленческой деятельности. Изучение тенденций развития общественного производства показывает постоянное усложнение его технологической составляющей, структуры реализуемых социально-экономических целей, появление новых форм собственности и, как следствие, наращивание объема внутренних и внешних связей производственных предприятий. Растут объем и разнообразие "стыков" при решении производственно-технологических и социально-экономических задач управления. Каждый такой "стык" - потенциальный источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех составляющих (всех элементов) системы. В конце XX в. создались динамичные условия конкуренции, шла уже не просто борьба предприятий за свою рыночную нишу, а гонка за каждую позицию на всех направлениях: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, вовлечение потребителей в сферу корпоративного влияния. Новые подходы всё теснее увязывались с глобализацией бизнеса, переходом к новой модели экономического роста.
В настоящее время на рынке успеха смогут добиться тс предприятия, которые
(1) концентрируются на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности организации;
(2) эффективно распоряжаются временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей;
(3) учитывают, что в информационном обществе созрели условия для гибких форм организации режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников, групп;
(4) считают, что совместный труд должен приносить удовлетворение веем участникам и служить морально-этическим резервом предприятия;
(5) имеют высокий уровень управления с позиций нововведений, прибыльности и ответственности.
Современному управлению свойственны дебюрократизация, постоянное повышение творческой производственной отдачи персонала. Для этого реализуются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников. Не менее в;1Жно также информирование всего персонала.
Среди свойств и навыков, которые организация требует от своих работников, все более заметную роль играет умение сотрудников работать в команде (группе). Самонацеленные, самоуправляющиеся команды становятся ключевыми звеньями, "мускулами" гибкой организации. Команды формируются вокруг проблемы. Если проблема решена, то команды расформировываются и по мере необходимости создаются другие.
Непременным условием эффективного управления становится максимизация контактов поставщиков и потребителей. Все чаще практикуется включение представителей поставщиков или потребителей во внутренние рабочие группы компании, если это возможно по условиям деятельности. Новая корпоративная модель, расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей меняют традиционные представления о границах компании. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создать "лучшую во всем" организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне, что невозможно обеспечить в отдельной компании. В результате достигается более высокая эффективность, создастся обстановка взаимодействия и взаимоответственности.
В настоящее время сила организации все в большей мере стала зависеть от ее внутренней конкурентоспособности, основывающейся на знаниях и опыте. Менеджеры, руководители разных рангов теперь должны опираться на тс рычаги, которые стали определяющими в последние годы: скорость подготовки и принятия решений; гибкость; делегирование полномочий компетентным работникам; работа в командах; способность работать на перспективу, выполняя краткосрочные задачи и ориентируясь на стратегические установки. Трансформация организации путем приобретения и применения нового знания позволяет ей использовать весь свой потенциал в полном соответствии с требованиями рынка. Важным фактором внутренней конкурентоспособности становится умение руководителей строить солидарные отношения между работниками, управлять работой и персоналом. Не менее важно и обучение в этой области.
Современная теория и практика менеджмента свидетельствуют о том, что наиболее адекватно могут развиваться так называемые научающиеся организации. Концепция такой организации заключается в том, что, научаясь, мы воспроизводим, творим себя. Научающиеся организации сознательно развивают своих сотрудников, себя, постоянно расширяют свою способность создавать собственное будущее. Такие организации выдвигают приоритет инвестиций в человеческий капитал.
Выделим главные тенденции развития управления предприятием.
1. Осознание важности (значения) материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только компьютеризацией управления производственными процессами, но и общим усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для успеха в конкуренции путем синтеза деятельности людей и использования технологических φίΐκτοροΒ производства.
2. Усиление внимания не только к организационной культуре, но и к разным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, осуществлении управленческих функций, собственности; внимание к вопросам этики в бизнесе, что особенно актуально в российской практике, в условиях рынка, экономической свободы.
3. Организационные поиски менеджмента. Здесь многообразие структурных решений: от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной хозяйственной самостоятельности отделений, полностью отвечающих за прибыль и убытки. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями, сосредоточиваются функции интеграции деятельности фирмы, а каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями. Наблюдается тенденция к уменьшению жесткости иерархии сложившихся структур, дальнейшему развитию программно-целевого управления.
4. Особое значение приобретает функция координации, так как очень сильна взаимозависимость предприятий в масштабах региона, страны. В координации развиваются несколько ее эффективных видов:
(1) превентивная координация, когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления;
(2) устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в хозяйственной системе;
(3) регулирующая, предназначенная для поддержания установленной схемы взаимодействия субъектов хозяйствования;
(4) стимулирующая, повышающая эффективность деятельности при отсутствии видимых отклонений.
5. Интенсивное развитие интеграционных процессов во всех сферах управленческой деятельности как внутри предприятия, так и с внешней средой. Проведение интеграционной политики - главный резерв повышения устойчивости и эффективности деятельности предприятия в сложной обстановке рыночных отношений.
6. Усиление международного характера управления (интернационализация управления). В связи с переходом бывших республик СССР к открытой экономике, резким усилением международной конкуренции и в то же время кооперации производства интернационализация управления ставит много новых вопросов: чт.е. общего и особенного в управлении, что в управлении универсально (формы, методы), в чем состоят особенности национального стиля в управлении и др.
Активный характер процесса развития технологии и непредсказуемость направлений, по которым это развитие будет происходить в ближайшие годы, диктуют необходимость своевременных значительных инвестиций в подготовку персонала - формирование человеческого капитала, обладающего большим творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта. Инвестиции в повышение квалификации сотрудников должны стать систематическими.
Для передовой современной компании характерно придание иерархическим пирамидам управления более плоской формы за счет развития горизонтальных связей; создание сетевых коммуникаций; ориентация на работу в командах, проектных и целевых группах вместо прежних постоянных отделов; организация и автономизация разнообразных деловых центров вместо традиционных иерархий.