Направления психологической работы с подростками, лишенными родительского попечения

Работа психолога образовательного учреждения с детьми, лишенными родительского попечения, должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия чувств. Только после психо-эмоционального восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.

Мультидисциплинарная служба сопровождения учащихся, деятельность которой регулируется выше перечисленными принципами, должна осуществлять постоянный контроль за ходом психосоциального развития ребенка.

На этапе вхождения в образовательное учреждение и адаптации к новому социальному институту необходимо решить задачу формирования у ребенка чувства психологической безопасности. Процесс вхождения ребенка рассматриваемого контингента в коллектив учреждения очень сложен, поэтому деятельность психолога должна обеспечивать смягчение данного перехода. У ребенка должна появиться уверенность, что его здесь поймут и защитят.

Практика работы с детьми группы риска показывает, что осознание ребенком своего истинного положения (восстановленная психологическая линия жизни, возможные перемены в судьбе) благотворно сказывается на его психическом состоянии, целях и желании выбрать верный путь в жизни.

Роль психолога в данной работе состоит в том, что он, владея специальными методиками и техниками, помогает ребенку раскрыться: высказать свои мысли, чувства, переживания в "Истории своей жизни", в "Книге обо мне", в альбоме "Моя анкета". Лишь при осознании себя субъектом построения своей личности и своей судьбы у подростка появляется внутренняя мотивация развития, способность преодолевать трудности, делать выбор жизненного пути. В такой ситуации ребенок понимает, почему в образовательном учреждении такие требования и почему их необходимо выполнять. Это снимает многие вопросы нарушения поведения, проявления конфликтов, трудностей учебы, выбора профессии.

Учитывая особенности семейной ситуации подростков, оставшихся без попечения родителей, образовательному учреждению необходимо включиться в работу по планированию их свободного времени и занятий в свободное время. Вместе с тем следует учитывать, что загруженность разными видами деятельности, кружковой работой, мероприятиями не позволяет ребенку проявлять инициативу, выбирать занятие по интересу, исполнить желание некоторое время бывать одному. Неумение самостоятельно и творчески проводить свободное время имеет отдаленные последствия в независимой взрослой жизни. Обычно человек возвращается к элементарным формам проведения свободного времени: прогулки по городу, просмотр телевизора, прослушивание музыки.

Учитывая особенности подростков, умея предугадывать дальнейшие последствия их поведения, психолог может проводить активные формы работы с группой детей, направленные на формирование умений выделять наиболее интересные занятия, договариваться, считаться с чувствами, мнениями и желаниями других, приходить к единому решению, а также обучать детей разным играм, η процессе которых развиваются сотрудничество, взаимодействие, взаимопомощь и т.д. Проведение активных форм работы с подростками позволяет в какой-то мере предупредить возможность проявления негативных сторон в их поведении. На групповых занятиях подростки учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.

Проведение психологической работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, имеет свою специфику. Нередко отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Психокоррекционной и развивающей работе необходимо предшествует углубленная диагностика по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Такими последствиями, к примеру, могут быть плохая память, отсутствие внимания. Построение психологической работы проводится поэтапно: диагностика, психологическая коррекция психоэмоциональной сферы, и только потом можно рассчитывать на позитивные сдвиги в результате развития логических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивидуальные особенности подростков, их совместимость, желание вместе заниматься. Это возможно при тесном взаимодействии педагогов, воспитателей и психологов. Большую помощь при подборе могут оказать психодиагностические методики, которые позволяют выявить трудности в эмоциональном развитии и предрасположенность к девиантным формам поведения. Конечно, диагностика должна проводиться квалифицированными специалистами.