Направления прикладных исследований социальной психологии
В настоящее время в условиях динамического развития общества, согласно его требованиям, выделяются различные направления прикладных исследований социальной психологии, которые мы рассмотрим в этом параграфе.
Направление 1: управление и развитие организации.
В настоящее время социально-психологическая проблематика тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология", обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни, где социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными.
Новый этап в развитии российского общества вызывает к жизни новый комплекс вопросов, связанных с психологией управления различными формами организаций как в области народного хозяйства, так и в других сферах. На сегодняшний день управление оказывается основной темой прикладных исследований, поскольку имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма (крупные промышленные предприятия, медицинские учреждения, банки или спортивные общества). В разработку проблем управления вовлечены специалисты по экономике и социологии, но социальная психология имеет свой собственный обозначенный аспект.
Традиционно выделяют несколько проблем в сферах психологии управления (социальной психологии организации).
I. Управление.
1. Психологические качества руководителя. С целью выявления психологических качеств руководителя применяются различные личностные тесты и описательные методики, включающие характеристики идеального руководителя. Например, анализ совместимости руководителя и коллектива или выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Распространенным методом таких исследований является составление психологического портрета руководителя, включающего его способность к восприятию нововведений, его гибкость в применении разных форм контроля и т.д.
2. Деловое общение. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга решается не только при помощи совокупности прикладных исследований, но и практических занятий для руководителей. На них в основном отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы. Как правило, психолог-практик выступает здесь в роли руководителя практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. Здесь также эффективна организация специальных деловых игр.
II. Развитие организации. "Развитие организации" или "организационное развитие" означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, решения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.
1. Консультирование организационного развития – одна из форм профессиональной деятельности социальных психологов. Важнейшим элементом здесь является психологическая диагностика организации.
Организационная диагностика – систематический сбор и анализ информации о состоянии организации (в том числе и от ее членов) с целью выявления проблем ее функционирования, а также определения путей и резервов для их преодоления путем применения концептуальных моделей и методов социальных и поведенческих наук.
Психологические проблемы организации можно подразделить на две группы: психологические проблемы сотрудников и психологические проблемы взаимодействия.
Диагностика организации является разновидностью прикладного социально-психологического исследования и имеет свои отличительные особенности. Во-первых, существует некоторая "неравноценность" получаемой в организации информации. С. А. Липатов подчеркивает, что большее значение приобретает информация, получаемая от руководства организации[1].
Во-вторых, в организационном исследовании большее доверие оказывается качественным, чем количественным данным. Прежде всего это касается выборки, которую невозможно формировать ни по размеру, ни по набору участников, ее нельзя выровнять, например, по гендерному признаку – нужно опрашивать тех, кто есть. Все это вносит искажения в получаемые данные. Кроме того, психологическая реальность сотрудников даже сравнительно небольшой организации сложна и многогранна: бухгалтеры имеют свои проблемы, сотрудники отдела продаж – другие, ИТ – третьи, а количественный состав каждой из этих групп может быть статистически мал и неровен.
Диагностические методики – методы социально-психологического исследования, адаптированные под организационный запрос. В результате проведения организационной диагностики, возможно, будут выявлены следующие аспекты жизнедеятельности организации.
1. Согласованное видение (картина) существующего положения дел и круг основных проблем организации.
2. Выявление реально функционирующей системы управления деятельностью организации (ключевые фигуры и их взаимодействие).
3. Оценка способа функционирования организации (порядка, принятия и реализации решения и характера циркулирования информации).
4. Определение типа взаимоотношений между руководством и персоналом и оценка их эффективности.
5. Выявление зон конфликтности и предварительный анализ причин конфликтов.
6. Определение наиболее перспективных направлений развития (линий наибольшего и наименьшего сопротивления); оценка ресурсов развития и потенциала сопротивления изменениям.
Диагноз, основанный на анализе собранных данных, служит основанием построения плана дальнейших действий и осуществления "вмешательства": работы по обучению руководителей и персонала, в частности путем специально разработанных программ тренинга.
2. Работа с персоналом организации. Основными направлениями практической психологической работы с персоналом организации являются: 1) рекрутмент, ротации, аттестация; 2) мотивация; 3) обучение и профессиональное развитие; 4) коррекция микроклимата; 5) формирование и коррекция организационной культуры; 6) индивидуальное психологическое консультирование; 7) коучинг.
Работа психолога в организации включает блок проблем: развитие доверия, обеспечение большей информативности сотрудников о деятельности организации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений.
Решение данных проблем способствует повышению эффективности (организация должна лучше справляться с изменениями, которые могут происходить в окружающей среде).
При работе с персоналом психолог выступает неким "агентом изменения", способствуя тем самым изменениям в самой организации. Но он сам не предлагает руководству конкретных решений, а создает условия для руководства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы принять оптимальное решение. В качестве примера приведем создание "управленческой матрицы", вычленяющей ориентацию/стиль руководителя: на задачу или на межличностные отношения – далее на этом основании осуществляется обучение с целью достижения оптимума.
3. Командообразование – процесс создания и повышения эффективности деятельности основных "ячеек" современной организации – команд. Среди основных черт команды выделяют: принятие ее членами целей и ценностей, ответственность за конечный результат, возникновение "духа партнерства" – чувства локтя в деловой сфере.
Жизненный цикл команды включает периоды: адаптации, группирования и кооперации, нормирования и решения задачи. Практическая проблема заключается в обеспечении успешного комплектования команды при помощи услуг психолога-практика.
В целом подчеркнем, что развитие организации как направление практической работы социального психолога приобретает особое распространение в нашей стране сегодня в связи с радикальными преобразованиями в экономике, необходимостью приспособления организаций к изменяющимся условиям в обществе.
Направление 2: социальная психология массовой коммуникации и рекламы.
Система средств массовой информации и пропаганды развивается, опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов.
I. Массовые коммуникации – область прикладных социально-психологических исследований. Коммуникативный процесс в своей структуре имеет пять основных компонентов: коммуникатор, аудитория, канал, сообщение, эффективность. Важно отметить, что массовая коммуникация (а значит, и область пропагандистского воздействия) является разновидностью массового общения людей, где информация распространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио). Весь этот процесс организуется и направляется определенными социальными институтами.
Структура коммуникативного процесса в области массовой коммуникации описана ниже.
1. Коммуникатор приобретает в системе массовой информации "коллективный" характер, так как в его роли выступает определенная социальная группа, при этом множество людей участвуют в подготовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Примером составления психологического портрета коллективного коммуникатора может быть исследование творческих групп, участвующих в подготовке телевизионного сообщения в программе "Деловая Россия" (журналисты, редакторы, аналитики, руководители-администраторы, главные редакторы рубрик (не работающие в эфире), руководители передачи (работающие в эфире), телеведущие).
Становится понятным, для чего в прикладных исследованиях четко разграничиваются такие функции коммуникатора, как 1) продуцирование сообщения и 2) трансляция сообщения. При этом большую роль в процессе воздействия на людей играют коммуникаторы, транслирующие сообщение (дикторы радио или телевидения). Реципиент одновременно воспринимает как исходящее сообщение, так и личность коммуникатора! Поэтому для эффективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора.
Традиционно выделяют такие характеристики коммуникатора: "доверие" и "привлекательность"[2].
2. Аудитория в массовой коммуникации весьма своеобразна. Ее составляют группы различного размера и различной степени организованности: от семьи до участников массового митинга и т.п. Особенность аудитории – ее анонимность, поскольку коммуникатор не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение.
Вопрос об "обратной связи" весьма специфичен, ведь она не поступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс коммуникации.
3. Капал. При организации прикладных исследований важно учитывать специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприятия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды применяются к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений.
4. Сообщение. Специфика психологических механизмов воздействия письменного и устного сообщений.
5. Эффективность. Цикл исследований посвящен проблеме оптимизации контакта лектора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Изучаемые проблемы: 1) эффективность лекционной пропаганды; 2) специфика аудитории и восприятие ею лекции; 3) ораторское искусство и вообще мастерство лектора; 4) проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и проч.
II. Реклама. Социально-психологические исследования в области рекламы также оживились в связи с новыми запросами практики. Среди них отмечают: консультации; оценка успешности рекламной компании; оценка качества рекламного материала.
В качестве особой выделилась проблема определения эффективности рекламного взаимодействия, изучение потребностей рынка в том или ином товаре. Здесь встает вопрос об аудитории потребителей рекламных сообщений: кому может не поправиться такая реклама. В связи с этим многие фирмы, рекламирующие товары, стараются формировать у потребителей положительный образ марки. Для этого социальная психология помогает представить марку товара в категориях человеческих ценностей как желательный образ (например, здоровье: съешь это и будешь здоров!). И в соответствии с этим дать рекомендации при разработке товарного знака или особого девиза. Например, при изучении образа той или иной рекламной марки среди социальных психологов завоевал популярность метод фокус-групп (например, как действует реклама определенного товара на группу домохозяек и студентов-физиков).
Особая сфера рекламы – политическая реклама. Ее роль в современном обществе огромна. Она в значительной степени обуславливает восприятие населением всей совокупности проблем политической жизни: 1) ПР способствует формированию имиджа политических руководителей; 2) имиджа политических партий; 3) имиджа государственных институтов и учреждений.
Политическая реклама тесно связана с таким явлением, как пиар (PR) (от англ, public relations) – установление различными организациями, институтами связей с общественностью. При проведении политических рекламных кампаний возникает ряд специфических приемов, отличающих политическую рекламу от коммерческой (например, подход к формированию имиджа политического лидера).
В сфере рекламы роль социального психолога в основном сводится к консультированию, а также к разработке специфических методов при изучении рекламы (например, метод фокус-групп).
Направление 3: социальная психология семьи и школы.
I. Проблемы школы традиционно исследовались в рамках педагогики и педагогической психологии. Сегодня активно вторгается и социальная психология со своей проблематикой: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации.
В условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, создаются специальные психологические службы, в задачи которых входит: обеспечение развития здоровой личности; коррекция разного рода затруднений в развитии личности; проблемы профессиональной ориентации.
Основные виды деятельности психологической службы: 1) психологическое просвещение учителей и родителей; 2) психологическая профилактика поведения; 3) психологическое консультирование; 4) психодиагностика; 5) психокоррекция.
1. Психологическое просвещение учителей и родителей в проблеме общения, восприятия людьми друг друга, в проблеме юношеских и внутрисемейных конфликтов, в специфике социализации детей разного пола и возраста.
2. В области профилактики акцент делается на выявлении причин неблагополучного поведения (они могут корениться в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают при затруднении в общении с одноклассниками). В данном случае применяются методы исследования кризиса идентичности, связанного с процессом социализации; моделей взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов.
3. В школе психолог чаще всего выполняет функцию консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два "объекта", с которыми нужно работать: 1) школа в целом как некоторая организация; 2) отдельное лицо для оказания индивидуальной консультативной помощи.
В первом случае психолог имеет систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать (является неким связующим звеном). Характер консультаций может быть адресован конкретному лицу – директору, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю.
Во втором случае при оказании индивидуальной помощи (ученику, учителю, кому-то из родителей) психолог рассматривает конкретный случай, помогает совместно искать решение.
4. Психодиагностика при работе в школе выступает в качестве некоего набора методик (проективные методы, социометрия), позволяющих социальному психологу осуществлять консультационную и профилактическую работу. Это некий его инструментарий.
5. Психокоррекция – поВперед за диагностикой практическая работа психолога, включающая перечень методов воздействия как индивидуально, так и в группе на личность (психогимнастика, арт-терапия; тренинг личностного роста).
II. Проблемы семьи. Семья в социальной психологии рассматривается как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику. Проблемы семьи традиционно на практическом уровне решаются в таких организациях, как "служба семьи", где социальный психолог играет ведущую роль. Задачи, решаемые "службой семьи":
1. Подготовка молодых людей к созданию семьи. В этой области роль социальной психологии в основном просветительская – с целью подготовки молодежи к семейной жизни. В данном случае роль психолога сводится к информированию молодых людей о специфике семейных взаимоотношений, в том числе об их психологическом содержании. Например, такие вопросы: 1) вопросы о семейных ролях; 2) о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в современных обществах; 3) об известной адаптации к этому новому их содержанию.
2. Служба знакомства – также форма практического приложения социальной психологии, призванная помочь в поиске спутника жизни. В современных условиях жизни занятость основных масс молодежи учебой, трудом достаточно сильно локализует сферу общения. Например, в гаком производстве, где преобладает труд только мужчин или только женщин, естественная среда общения ограничивает контакты с лицами другого пола, определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном случае социальный психолог проинформирует о системе различных государственных и общественных мер. В его обязанности также входит в процессе индивидуальной консультации выявить наличие или предотвратить возникновение у молодых людей (а также одиноких) психологических барьеров, мешающих им по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола.
Всякая консультация в этой области должна включать в себя профессиональное обучение общению, так как простой подбор партнера по браку (услуги "электронной свахи") не может исключить вопросов психологической организации их взаимоотношений.
3. Регулирование семейных взаимоотношений. На сегодняшний день одной из основных причин разводов называют неумение супругами строить повседневные взаимоотношения. Основной задачей психолога здесь является выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения. При этом психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье. Поэтому, наряду с организацией семейного консультирования, важной сферой деятельности семейного консультанта является социально-психологический тренинг.
Стоит отметить, что за пределами внимания практической социальной психологии не может оставаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых в последние годы приобретает антисоциальную направленность. К сожалению, ни семья, ни школа пока не в состоянии противодействовать участию молодежи в движении скинхедов, зарождению элементов ксенофобии или способствовать предотвращению хулиганских действий футбольных фанатов. Решением таких проблем озабочена в настоящее время практическая социальная психология.
Направление 4: социальная психология науки.
I. Право и политика. Борьба с противоправным поведением традиционно относилась к компетенции юридических наук и специальных общественных органов: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, определение меры наказания за преступления. Однако область профилактики противоправного поведения (профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями) – это область практического применения социальной психологии, тесно связанная с деятельностью в области семьи и школы.
Большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
• Какова роль первичных ячеек микросреды, в которых формируется личность, – семьи и школьного класса?
• Каков механизм влияния на подростка группы членства и референтной группы (и механизм выбора определенной группы в качестве референтной)?
• Каков механизм формирования индивидуального отношения к социальному контролю и усвоению социальных норм? и проч.
Задачей социального психолога является выявление отклонений от свойств личности, связанных с противоправными наклонностями в поведении молодого человека (тесты и опросники девиантного поведения). Сюда можно отнести исследования роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа (именно чисто внешнее принятие позиции группы приводит неустойчивого человека к совершению правонарушения).
Наряду с решением рода задач, связанных с предупреждением преступности и объяснением механизмов противоправного поведения, социальная психология играет роль в разработке форм и методов своеобразной реадаптации личности после понесения наказания, например после возвращения из мест заключения.
Сегодня наблюдается расширение психологической проблематики права – ставится вопрос о создании правового пространства. Сюда можно отнести возникновение нового явления "суд присяжных". Круг социально-психологических проблем здесь включает: анализ психологического рисунка деятельности присяжных; изучение присяжных как особой социальной группы; отношение населения к этой форме судопроизводства.
В нашей стране остро стоит вопрос проблемы прав человека. Прикладных (и фундаментальных) социально-психологических исследований в данной сфере нет, поэтому это связывают с появлением разработок политической психологии.
Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Перечень проблем политики, где роль социальной психологии очевидна (в большей степени проблемы разработаны как теоретические): психологические факторы принятия политических решений; психологические условия их (решений) восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и проч.
Важным направлением практической работы психолога в сфере политики является политическое консультирование (внутреннее и внешнее). Внутреннее консультирование осуществляется специальным штатом людей, непосредственно работающих с каким-либо крупным политическим деятелем и выполняющих три различные роли: помощник, советник и консультант. Роль психолога связана с внешним консультированием, когда политик приглашает не в штат, а для эпизодических консультаций. Задачи психолога: 1) работа с имиджем клиента и разработка элементов его стратегии в проведении определенной политической линии; 2) работа с личностью клиента (психодиагностика, тренинг, коррекция публичных выступлений); 3) работа в избирательных кампаниях (изучение электората и его требований к кандидату, сопровождение кандидата во время поездок и проч.).
К направлениям работы психолога в области политики относят:
1) участие в разработке и принятии решений;
2) систематический анализ динамики общественного мнения;
3) прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями.
Стоит отделить более стабильный имидж, аккумулирующий и публичные появления политика перед людьми, и информацию о нем в печати, слухах и т.д. Работа консультанта весьма щепетильна: не только в том, чтобы "сделать" человека (например, представить политика другим, чем он есть на самом деле, т.е. психолог выступает его "имиджмейкером"), но и дать обратную связь заказчику: как воспринимаются внешний вид оратора, его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д.;
4) создание психологических портретов оппонентов (более широко: психологическое обеспечение различного рода переговоров). Психолог нарабатывает информацию об оппонентах, передает ее клиенту с определенными рекомендациями к ведению с ним переговоров. В частности, относительно культурных традиций оппонента при ведении переговоров или возможного его поведения при заключении сделок.
На примере работы психолога-практика в области политики виден запрос общества (в сфере политики) к высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий консультирования, но и содержательных проблем общественной жизни.
На сегодняшний день прикладные исследования социальных психологов на стыке проблем политики и права – актуальная профессиональная задача. Решаемые вопросы на сегодня: повышение правовой культуры населения, мотивация активного участия в борьбе за права человека и проч.
II. Научная деятельность. Новая сфера приложения социальной психологии. Па сегодняшний день возрастает значение коллективных форм деятельности (и в сфере научного творчества), когда производство знаний является результатом работы не одной личности, а множества людей на исследовательских "комбинатах". Производством научных знаний занимается иная социальная ячейка: раньше ей была научная школа, теперь – исследовательский коллектив, где рождаются коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза.
Это ставит ряд новых прикладных задач, связанных с совершенствованием способов управления, повышением эффективности деятельности и т.д. Главная из этих стоящих проблем – выявление специфики такого вида деятельности, как коллективная научная деятельность. Задача социальной психологии – понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание. Подход к решению этой проблемы был предложен в "программноролевом подходе" к исследованию науки М. Г. Ярошевским (1982). Идея в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: "генератор", "критик", "эрудит", "администратор" и "генератор идей" (две последние обычно может выполнять руководитель проекта) и др.
Важным становится исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными: психологической готовности каждого исследователя принять, переработать и сохранить разнообразную информацию.
Непосредственно в научных учреждениях социальные психологи осуществляют три вида деятельности: 1) разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций; 2) консультирование как руководителей, так и сотрудников, способствующее осознанию своей собственной роли в коллективе; 3) непосредственное обучение руководителей методам управления (традиционным лекциям и социально-психологическому тренингу).