Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы

В первой половине XX века социальная психология за рубежом развивалась в обстановке, когда в общей и других областях психологии происходила дифференциация психологических наук, а также разделение психологических исследований на ряд направлений и школ. Исторически обстоятельства сложились таким образом, что социальной психологией стали одновременно заниматься представители разных, уже сформировавшихся школ и направлений, и это, несомненно, сказалось на особенностях их подходов к постановке и решению социально-психологических проблем за рубежом. Эти подходы в основном определились к середине XX века и окончательно оформились в начале его второй половины.

Уже в последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со многими сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все эти направления внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская в одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке, называют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом1.

Это направление, как и бихевиоризм в целом, отличалось строгой приверженностью к экспериментированию, точному определению понятий, ориентацией на естественнонаучный образец научного исследования. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального повеления в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом — оперантное (по Скиннеру) или викарное социальное (по Бандуре) научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал "драйв", а внешние стимулы трактовались как "социальные подкрепления".

Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения. На начальном этапе разработки этого направления схема оперантного научения по Скиннеру заняла ведущее место, однако затем она была дополнена принципами социального научения по Бандуре и рядом других идей. Вначале бихевиористы рассматривали социальное поведение человека вне группы, однако позднее (поскольку социальная психология — это в основном психология групп) им пришлось переключить свое внимание на групповые процессы. Работа Д. Тибо и Г. Келли "Социальная психология групп" (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными "вознаграждениями и наказаниями" между участниками группового процесса.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская пишут, что в теоретическом плане Д. Тибо и Г. Келли опирались на идею "экономического человека", который, действуя рационально, выбирает для себя способ поведения, обеспечивающий ему максимальный выигрыш и минимальные потери. В соответствии с этим для каждого участника группы определяются формы поведения и вероятности получения связанных с ними вознаграждений" или "наказаний". Далее на этой основе создается и анализируется "матрица исходов", которой, по мнению авторов данной концепции, определяется (в соответствии с гедонистическим принципом) поведение членов группы в их непосредственном взаимодействии друг с другом. Более подробно процесс взаимного обмена "награждениями" и "наказаниями" в группе-диаде, опираясь на идею оперантного научения, рассмотрел в своих трудах Г. Хоуманс. Его концепция получила название теории социального обмена "награждениями" и "наказаниями".

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Миллер, Р. Долларди другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой главная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.

Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.

Базовой теоретической предпосылкой для разработки когнитивистской ориентации в социальной психологии стали теория поля К. Левина и другие идеи представителей гештальтпсихологии: В. Келера и М. Вертгеймера, эмигрировавших из Германии в США в годы фашизма. Ученики К. Левина Л. Фестингер и Ф. Хайдер заложили основы когнитивистской ориентации в социальной психологии. "Весь традиционный набор идей гештальтпсихологии, — пишут Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская, — (был) широко представлен в работах социальных психологов когнитивистской ориентации".

Главным объяснительным понятием в этой ориентации стала когнитивная организация, или когнитивная структура. Р. Зайонц определил ее как динамическую систему когнитивных элементов, которые порождают мотивационные, социально-установочные или поведенческие следствия. В когнитивных социально-психологических теориях, кроме того, широко использовалось понятие "значение" (Ч. Осгуд).

К теориям, представляющим это направление, относятся концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие), а также социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратчфилда. Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннен-баума). Основная идея Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир. По мнению Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.

Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.

1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система в конечном счете стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.

3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.

Взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как образ, ожидание, идея и ряд других.

Сравнивая между собой бихевиористскую и конгнитивистскую ориентации, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская констатируют, что они формально противостоят друг другу по многим позициям, касающимся объяснения социального поведения. Это, в частности, проявляется в том, что для социального бихевиоризма главное в понимании поведения — научение через оперантное обусловливание или социальное подкрепление, то есть его объяснение со стороны внешне воздействующих сил. В когнитивизме, наоборот, поведение объясняется на основе внутренних, психологических детерминант — когнитивных образований.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения З. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной, или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд понимал семейные отношения, социальные психологи этого направления позже трактуют любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится соответственно на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

Классический психоанализ и вся глубинная психология решающую роль в объяснении поведения отводят бессознательному. Подобным же образом — как групповое или коллективное бессознательное — трактуются и базисные процессы, происходящие в группе. В результате в научное понимание групповой психологии и процессов оказались внедренными инстинктивные, иррациональные тенденции, характерные для классического и более позднего психоанализа. Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на "движение человеческого потенциала", в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.

К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения понимается личность или объясняются межличностные отношения. К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального поведения лежит одно из фундаментальных положений теории З. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся социальные отношения уже ставшего взрослым человека с окружающими людьми. В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению Адорно, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.

Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше ориентации, возникла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена на область социальной психологии. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.

Предмет анализа здесь — взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. В социальной психологи интеракционисты решали задачу, в некотором смысле слова противоположную той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы, исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность, исходя из социальных процессов.

Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления: символический интеракционизм, теория социальных ролей и теория референтной группы. Концепция символического интер-акционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. В данной концепции утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.

Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета — критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функцию в процессе социального взаимодействия людей.

Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо были представлены в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.