Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

Процессуальный порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки предусмотрен ст. 185 УПК. В ч. 1 этой статьи указано: "При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест".

Следует иметь в виду, что телефонные и пейджинговые переговоры контролируются в ином порядке, который предусмотрен ст. 186 (контроль и запись переговоров).

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления является процессуальным организационно-распорядительным действием, которое предшествует их осмотру и выемке. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений представляют собой процессуальные действия, производимые последовательно, одно за другим в учреждении связи.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК (ч. 2 ст. 185 УПК), так как эти процессуальные действия следователя сопряжены с существенным ограничением права граждан на тайну переписки, иных сообщений.

В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться. В законе не указано, почтово-телеграфные отправления каких лиц могут быть подвергнуты аресту. Это могут быть подозреваемые и обвиняемые, в сообщениях которых могут содержаться сведения, например, о мерах противодействия следствию, состоянии производства по уголовному делу, местах сокрытия объектов, имеющих значение для дела, и т.д. Контроль отправлений может осуществляться и в отношении свидетелей, потерпевших и даже иных лиц, если имеются основания полагать, что в их сообщениях может содержаться информация, имеющая значение для раскрытия преступления. Однако недопустим контроль сообщений между подозреваемым, обвиняемым и его защитником, который означал бы недопустимое нарушение профессиональной тайны адвоката;

2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;

3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на отправления, которое облекается в форму постановления, его копия направляется судьей непосредственно или через следователя в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

Арест отправлений возможен только по возбужденному уголовному делу, он может действовать на протяжении всего срока расследования. Отмена ареста может быть в любое время расследования, но не позднее дня его окончания, когда в нем отпадает необходимость, и сопровождается обязательным уведомлением об этом суда и прокурора.

Осмотр и выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений производится с участием понятых - работников данного учреждения связи. В осмотре может участвовать переводчик, если письменное сообщение выполнено на языке, которым следователь и понятые не владеют. Не исключается участие в осмотре и специалиста-криминалиста, например с целью обнаружения отпечатков пальцев на почтово-телеграфных отправлениях.

Следователь по получении уведомления прибывает в учреждение связи, которому поручено исполнение постановления суда об аресте отправлений, и производит осмотр задержанных отправлений. В случае выявления при осмотре сведений, имеющих значение для дела, следователь производит выемку отправления либо из тактических соображений ограничивается снятием с него копии и затем отправляет оригинал отправления адресату в неповрежденном виде. Такие же меры, исключающие повреждение почтово-телеграфного отправления, следователь предпринимает и в тех случаях, если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу.

Во всех случаях, независимо от того, обнаружена ли при осмотре почтово-телеграфного отправления доказательственная информация или нет, составляется протокол. Помимо сведений, требуемых ст. 166 УПК, в протоколе отражается вид почтово-телеграфного отправления, подвернутого осмотру, содержимое бандероли, посылки, сведения, содержащиеся в письме, телеграмме и т.п., кем и кому оно направлено, изъято ли оно, отправлено ли адресату после снятия с него копии.

Для производства выемки почтово-телеграфного отправления, также как и осмотра его, не требуется вынесения отдельного постановления, они производятся на основании судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке. Об осмотре и выемке составляется единый протокол, в котором отражаются сведения, полученные при осмотре, и факт изъятия оригинала почтово-телеграфного отправления или его копии.

Изъятое почтово-телеграфное отправление приобщается к уголовному делу в качестве вещественного доказательства соответствующим постановлением следователя, если оно является предметом, которое служило орудием преступления или сохранило на себе следы преступления (ч. 2 ст. 81 УПК). Если изъятое отправление не является таковым, постановление не выносится. Доказательство приобщается к делу на основании протокола осмотра и изъятия почтово-телеграфного отправления.

Арест, осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производится с соблюдением следственной тайны, что неравнозначно контролю почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, предусмотренному п. 9 и п. 11 ст. 6 Закона об ОРД, который также носит негласный характер. Их отличие заключается прежде всего в том, что осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производится следователем, а не органом, осуществляющим ОРД. Первые являются следственными действиями, процессуальный порядок производства которых определен УПК, второе - оперативно-розыскное мероприятие, проводимое оперативным работником в соответствии с Законом об ОРД.