Лекция 15. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– эволюцию налогообложения игорного бизнеса в Российской Федерации;
– основные понятия, характеризующие налогообложение игорного бизнеса;
– порядок регистрации объектов игорного бизнеса;
уметь
– исчислять налог на игорный бизнес с учетом особенностей определения объектов налогообложения;
– предложить направления совершенствования налогообложения игорного бизнеса;
– применять материалы арбитражной практики при принятии оперативных решений;
владеть
– методикой исчисления налога на игорный бизнес с учетом региональных особенностей;
– навыками применения штрафных санкций в случае нарушения сроков регистрации объектов игорного бизнеса;
– навыками организации самостоятельного выполнения практических заданий.
Общая характеристика налога на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес впервые в качестве самостоятельного налога был введен в августе 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". До этого периода лица, получающие доходы от игорного бизнеса, уплачивали налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ставка которого составляла 90% от суммы дохода. Однако невозможность учета налоговыми органами всех полученных доходов от игорного бизнеса приводила к значительному снижению фискальной роли этого налога. В связи с этим возникла необходимость пересмотра вопросов налогообложения субъектов игорного бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" налог на игорный бизнес был построен на принципиально иной, нежели другие налоги, основе. Суть нового подхода состояла в том, что налог базировался на принципе вмененного дохода, когда государство, осознавая невозможность полного учета всех доходов, отказывается от него и устанавливает налог исходя из расчета потенциально возможного дохода различных видов игровых учреждений.
При введении с 1 января 2004 г. гл. 29 НК сохранился подход к обложению объектов игорного бизнеса, а не полученных доходов.
Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, поэтому порядок введения и особенности установления ставки но налогу регламентируются законодательными актами субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК налог на игорный бизнес полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
В настоящее время удельный вес налога на игорный бизнес в доходах региональных бюджетов не превышает 1%. Такая тенденция обусловлена резким снижением числа налогоплательщиков в результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом на территории РФ создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов РФ:
– Алтайский край;
– Приморский край;
– Калининградская область;
– Краснодарский край.
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в установленном порядке. Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством РФ.