Налоговый бюджет организации

Главным документом, в котором отражаются процесс и результаты планирования налоговых обязательств хозяйствующего субъекта является налоговый бюджет, который должен быть составлен до и после применения выбранных в организации методов их снижения.

Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть внутрифирменного (корпоративного) налогового планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующими субъектами. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по ее эффективному вложению (использованию). Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

В налоговом бюджете представляется информация о планируемом начислении налоговых платежей, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность), а также фиксируются результаты налоговой оптимизации. Модель налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рис. 5.2[1].

Моделирование налоговых платежей любого хозяйствующего субъекта может проводиться с разной степенью детализации как состава самих платежей, так и механизмов их взимания и уплаты.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками и намечаются адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) хозяйствующего субъекта и эффективного управления ими. Аналитический налоговый бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.

Формирование налогового бюджета – достаточно трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, а также от характера налоговой политики организации. Необходим большой массив плановой, отчетной и оперативной информации о всей финансово-хозяйственной деятельности, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и налоговых платежей в целом и по видам налогов с налогообразующими параметрами и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность). Тем не менее грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

Рис. 5.2. Модель налогового бюджета организации

Таким образом, налоговое бюджетирование включает в себя бюджетирование: начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности[1].

1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов в плановом периоде используют следующие исходные данные:

• планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т.д.);

• налоговое законодательство (его изменения, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);

• прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т.п.).

Исходной информацией для составления налогового бюджета служат прогнозные данные: объем продукции, расходы на производство и реализацию, стоимость основных средств, планируемая заработная плата сотрудников и др.

Одной из задач при формировании планов организации является разделение затрат, зависящих от объема реализации, на условно-постоянные и условно-переменные. Налоги можно также дифференцировать:

• на постоянные налоговые затраты (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог);

• переменные налоговые затраты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.).

Важно учитывать, что при налоговом бюджетировании используется информация всех подразделений хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что для вычисления отдельных налогов и сборов данных лишь налогового учета не хватает (например, транспортный налог, для вычисления которого необходимая информация относительно состава транспортных средств в организации, водный налог, для вычисления которого необходимы данные относительно потребленного количества воды организацией и т.п.).

Особенностью налогового бюджетирования является расчет налогов на базе всей системы оперативных бюджетов хозяйствующего субъекта. Так, данные бюджетов продажи, закупки материалов, прямых расходов на оплату труда, производственных накладных расходов и других подобных расходов являются основой для составления налогового бюджета в организации.

Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права организации на определенное имущество, и транспортные средства (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Основные документы, на основе которых определяется планируемая налоговая база по налогам

Налог

Налоговая база

Бюджет / другие документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая

прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость*

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный

налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

* Добавленная стоимость – разница между стоимостью проданного организацией продукта (оказанных услуг) и материалов, затраченных на его производство. Включает эквивалент затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Этот показатель используется для взимания налога на добавленную стоимость. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается в соответствии со ст. 153 НК РФ.

Остальные параметры для расчета налогов (ставки налогов, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле

Нн = (НБр – НБн) Сн – Лн,

где Нн – начисленный налог; НБр – рассчитанная налоговая база; НБн – суммы, не облагаемые налогом; Сн – ставка налога; Лн – льготы по налогу.

2. Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организации.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле

Нв = Нн – Ан + Вр + Аб,

где Нв – выплаты по налогам; Нн – начисленные налоги; Ан – суммы налогов, ранее уплаченные; Вр – выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб – суммы налогов в счет будущих периодов.

3. Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств по следующей формуле

З = Зн + Нн – Зр – Нв,

где З – задолженность по налогам на конец периода; Зн – задолженность по налогам на начало периода; Нн – налоги начисленные; Зр – реструктуризированная задолженность; Нв – выплаты по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют самостоятельное значение и используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Таким образом, налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Налоговый бюджет должен составляться по мере необходимости – раз в месяц, квартал, год, возможно, на среднесрочную перспективу – и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Как правило, хозяйствующие субъекты формируют сводный бюджет на весь финансовый период, т.е. календарный год, а налоги планируют в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов. Следовательно, документ можно создать с учетом следующих дат:

• годовой бюджет – до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2013 г. – до 1 декабря 2012 г.);

• квартальный бюджет – до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал – до 10 июня);

• месячный бюджет – до 10–20-го числа месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь – до 10–20 мая).

В процессе налогового бюджетирования хозяйствующие субъекты могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов или бюджеты по группам налогов (например, отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов и т.д.). Для крупных организаций интегрированного типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера организации.

Итак, налоговый бюджет составляется, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования налогового (платежного) календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Следует обратить внимание на то, что налоговый бюджет не составляется отдельно от всех остальных бюджетов и в него включаются прогнозные показатели по всем налогам сразу. На практике хозяйствующие субъекты часто планируют налоги, относимые на затраты, в соответствующих бюджетах расходов и только косвенные налоги (НДС, акцизы) отражают в отдельном бюджете. Иногда организации и вовсе не формируют обособленные налоговые бюджеты. Но в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются соответственно в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе хозяйствующего субъекта. Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера организации. Как отмечалось ранее, один общий налоговый бюджет формируют крупные организации, который в дальнейшем используется для составления бюджета административных расходов и финансовых бюджетов[3].

Каждым хозяйствующим субъектом вырабатывается определенная последовательность расчета налогового бюджета (рис. 5.3).

На первом этапе осуществляется систематизация информации о налогах и налоговых платежах за предыдущий год, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых (по отчетному году) условиях налогообложения.

Рис. 5.3. Алгоритм налогового бюджетирования в организации

Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки организации – отношение сумм начисленных и уплаченных (если не полностью уплачены по причине недостаточности денежных средств, то к уплаченным добавляется сумма недоимки отчетного года) налогов и сборов в течение года к выручке организации.

На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов, который показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налоговой базы или ставки налога.

Коэффициент рассчитывается по формуле

Э = Х°/ X: У0/ У,

где Э – коэффициент эластичности; X – начальный уровень налоговых поступлений (всех налогов, группы налогов или отдельного налога); Х° – прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); У – начальный уровень определяющего фактора (доход или др.); У0 – прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей[4]. Наиболее значимыми являются следующие методы налогового планирования:

• метод замены отношений;

• метод разделения отношений;

• метод прямого сокращения объекта налогообложения;

• метод делегирования налогов другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком;

• метод отсрочки налогового платежа;

• иные методы.

На четвертом этапе налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна заплатить организация. Это позволит избежать штрафных санкций.

Налоговый календарь по основным видам налогов может быть использован с соответствующими корректировками в конкретной организации.

Завершающим этапом (пятым) налогового планирования является расчет экономической эффективности предполагаемой оптимизации с учетом издержек на ее осуществление и составление налогового бюджета.

Далее приведены налоговые бюджеты, составленные по данным ООО "Мегаполис" до оптимизации (табл. 5.2) и после применения необходимых мер налогового планирования (табл. 5.3).

В сложных интегрированных структурах формирование налогового бюджета производится как по организации в целом, так и по центрам ответственности. Полный налоговый бюджет может формироваться в центрах прибыли и центрах инвестиций, являющихся самостоятельными структурными единицами организации. Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог и некоторые другие (в зависимости от специфики хозяйствующего субъекта и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по организации в целом: налог на прибыль, НДС, земельный налог и т.д.

Ответственной за формирование налогового бюджета является финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей, отдел налогового менеджмента), а за расчет отдельных параметров (например, налоговой базы) – конкретные подразделения организации в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет. После определения налогов, включаемых в себестоимости продукции, и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль. Затем после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств рассчитываются платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС). По окончании составления налогового бюджета формируется прогнозный баланс (рис. 5.4).

Таблица 5.2. Налоговый бюджет ООО "Мегаполис" за 20____г. (до оптимизации), тыс. руб.

п/п

Показатели

Месяцы

1-й

2-й

3-й

I квартал

4-й

5-й

6-й

II квартал

7-й

8-й

9-й

III

квар

тал

10-й

11-й

12-й

31.12

IV

квар

тал

Год

1

Объем продаж (выручка)

19 500

19 000

19 500

58 000

15 000

15 400

15 800

46 200

15 700

15 000

16 400

47 100

16 000

16 233

16 467

X

48 700

200 000

2

Расходы

6570

6000

7130

43 275

14 300

14 375

14 450

43 125

14 333

14 250

14417

43 000

14 260

14 367

14 473

X

43 100

172 500

3

Финансовый

результат

(доходы)

12 930

13 000

12 370

14 725

700

1025

1350

3075

1367

750

1983

4100

1740

1866

1994

X

5600

27 500

4

Среднегодовая стоимость имущества

37 600

37 450

37 342

37 273

36 700

33 000

32 050

34 091

24 495

25 300

26 880

31818

27 363

35 800

38 000

36 500

X

32 960

5

Налог на имущество, 2,2% (НИ)

X

X

X

205

X

X

X

188

X

X

X

175

X

X

X

X

157

725

6

Прибыль после уплаты налога на имущество

X

X

X

13 905

X

X

X

2325

X

X

X

3400

X

X

X

X

4870

24 500

7

Налог на прибыль, 20% (НП)

X

X

X

2781

X

X

X

465

X

X

X

680

X

X

X

X

974

4900

8

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

X

X

X

11 124

X

X

X

1860

X

X

X

2720

X

X

X

X

3896

19 600

9

НДС, 18%

3510

3420

3510

10 440

2700

2772

2844

8316

2826

2700

2952

8478

2880

2922

2964

X

8766

36 000

10

Вычеты НДС

1670

1720

610

4000

835

1320

1675

3830

1230

890

1630

3750

1000

700

1720

X

3420

15 000

11

НДС к уплате

1840

1700

2900

6440

1865

1452

1169

4486

1596

1810

1322

4728

1880

2222

1244

X

5346

21 000

12

Оплата труда и другие выплаты

7880

8427

9113

25 420

7680

7800

9801

25 281

7990

8000

8750

24 740

8100

7733

9850

X

25 683

101 124

13

Налоговые платежи, включаемые в цену (НДС) (ежемесячно)

1840

1700

2900

6440

1865

1452

1169

4486

1596

1810

1322

4728

1880

2222

1244

X

5346

21 000

14

Прямые налоги (НИ, НП) (поквартально)

X

X

X

2986

X

X

X

653

X

X

X

855

X

X

X

X

1131

5625

15

Итого налоговых платежей (поквартально)

X

X

X

9426

X

X

X

5139

X

X

X

5583

X

X

X

X

6447

26 625

16

Налоговая нагрузка,% (строка 13 или строка 15/стро- ка 1 х 100%)

9

9

15

16

12

9

7

11

10

12

8

12

12

14

8

X

13

13

Таблица 5.3. Налоговый бюджет ООО "Мегаполис" за 20___г. (после оптимизации), тыс. руб.

Показатели

Месяцы

1-й

2-й

3-й

1 квартал

4-й

5-й

6-й

11 квартал

7-й

8-й

9-й

111

квар

тал

10-й

11-й

12-й

31.12

IV

квар

тал

Год

1

Объем продаж (выручка)

36 400

36 650

37 900

110 950

36 830

36 920

35 850

109 600

35 800

36 850

37 100

109 750

40 150

39 900

37 700

X

117 750

448 050

2

Расходы

17 400

18 600

20 000

56 000

19 770

20 000

18 600

58 370

18 900

19 600

22 045

60 545

22 900

20 800

20 100

X

63 800

238 715

3

Финансовый

результат

(доходы)

19 000

18 050

17 900

54 950

17 060

16 920

17 250

51230

16900

17 250

15 055

49 205

17 250

19 100

17 600

X

53 950

209 335

4

Среднегодовая стоимость имущества

39 386

300

200

10 000

114

12 000

12 097

12 273

21 814

15 600

13 500

11818

3169

9900

9802

9 700

X

11352

5

Налог на имущество, 2,2% (НИ)

X

X

X

55

X

X

X

68

X

X

X

65

X

X

X

X

62

250

6

I Прибыль после уплаты налога на имущество

X

X

X

54 730

X

X

X

50 960

X

X

X

48 945

X

X

X

X

53 700

208 335

7

Необлагаемая

прибыль

15 350

16 700

18 500

50 550

17 200

15 950

15 600

48 750

15 300

15 975

15 575

46 850

16 270

15 720

11 860

X

43 850

190 000

8

Налог на прибыль, 20% (НП)

X

X

X

836

X

X

X

442

X

X

X

419

X

X

X

X

1970

3667

9

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

X

X

X

53 894

X

X

X

50 518

X

X

X

18 526

X

X

X

X

51 730

204 668

10

НДС, 18%

6552

6597

6822

19971

6629

6646

6453

19 728

6444

6633

6678

19 855

7227

7182

6786

X

21 195

80 649

11

Вычеты НДС

2200

3100

3450

8750

3600

3300

3100

10 000

1900

2000

2250

6150

5000

5300

4800

X

15 100

40 000

12

НДС к уплате

4352

3497

3372

11 221

3029

3346

3352

9728

4544

4633

4428

13 605

2227

1882

1986

X

6095

40 649

13

Оплата труда и др. выплаты

6100

6300

6600

19 000

6621

6410

6200

19 231

6650

6500

6350

19 500

6002

6390

6800

X

19 192

76 923

14

Налоговые платежи, включаемые в цену (НДС) (ежемесячно)

4352

3497

3372

11 221

3029

3346

3352

9728

4544

4633

4428

13 605

2227

1882

1986

X

6095

40 649

15

Прямые налоги (НИ, НП) (поквартально)

X

X

X

891

X

X

X

510

X

X

X

484

X

X

X

X

2032

3917

16

Итого налоговых платежей (поквартально)

X

X

X

12112

X

X

X

10 238

X

X

X

14 089

X

X

X

X

8127

44 566

17

Налоговая нагрузка, % (строка 14 или строка 16/строка 1 х 100%)

12

10

9

11

8

9

9

9

13

13

12

13

5

5

5

X

7

10

Рис. 5.4. Налоговый бюджет в бюджетной модели хозяйствующего субъекта

Контроль исполнения налогового бюджета проводят по истечении планового периода. Отклонения по налоговому бюджету напрямую зависят от отклонений в налоговой базе, т.е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба (ФЭС), составляющая налоговый бюджет, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налоговой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово- экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение налогового бюджета, вызванное отклонениями данных показателей. При наличии отклонений от налогового бюджета целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Рассмотренные особенности бюджетирования налогов показывают, что данный процесс не может происходить изолированно от составления других бюджетов хозяйствующего субъекта, а также претендует на отдельное место в общем процессе бюджетирования в организации.

В то же время наличие значительных противоречий в теоретических и практических подходах среди специалистов требует дальнейшего изучения данного вопроса.

В заключение хотелось бы отметить, что составление налогового бюджета в конкретном хозяйствующем субъекте должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на налоговое бюджетирование будут превышать получаемый от него доход.