Лекция 5. НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Необходимость развития экономики России по инновационному пути предполагает различные методы стимулирования инновационного процесса на отдельных предприятиях и в отраслях.
Анализ современной инновационной активности в России показывает резкое отставание нашей страны от ведущих зарубежных держав. Так, удельный вес отечественных предприятий, занимающихся разработкой и внедрением новых или усовершенствованных видов продукции, составляет менее 8%, тогда как в США — около 30%. В общем объеме продаж наукоемкой продукции на мировом рынке па долю России проходится 0,3%, США — 20, Японии — 11, Германии — 8,5%.
В последние годы руководство страны предпринимает усилия для изменения ситуации. Неоднократно отмечалось, что стратегической задачей экономической политики государства является переход на инновационный путь развития и изменение структуры экономики. Взят курс па обеспечение в 2015—2020 гг. попадания России в пятерку мировых экономических лидеров, в первую очередь за счет формирования мощного научно-технического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям, и на этой основе встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий.
Среди методов стимулирующего характера особое место занимают инструменты налогового стимулирования, включающие в себя как различные варианты снижения налогового бремени, так и предоставление преимуществ в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита. Комплексное применение указанных преимуществ в условиях идентификации получающих их налогоплательщиков должно положительно сказаться на выборе инновационных направлений деятельности налогоплательщиков.
Прежде чем решать вопросы, связанные с налоговой политикой стимулирования инновационной деятельности, важно правильно определить понятие и функции инновации и инновационной деятельности.
Впервые термин "инновация" был использован австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером, который считал инновациями изменения, проводимые с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производств, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности[1]. В настоящее время существует множество определений инновации. Все они в той или иной степени отождествляются с понятием "нововведение", т.е. с буквальным переводом термина с английского языка (innovation — нововведение, новаторство), при этом в основном подразумеваются инвестиции в новацию. По существу, инновацией можно считать реализованный результат от вложения средств в новые технологии, формы организации труда, создание новой техники и т.д. Из сказанного ясно, что процесс создания, освоения и распространения инноваций является инновационной деятельностью, а результат — инновационным процессом.
Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, которые были впервые использованы в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы (одобрена постановлением Правительства РФ от 24.071998 № 832). В частности, там определено, что "инновация — нововведение — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого па рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности".
В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., утвержденных Правительством РФ 05.08.2005 № 2473 П-П7, инновационная деятельность определяется как деятельность, направленная на использование результатов экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности:
- для создания и организации производства усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), ее распространения и использования;
- создания и применения новых или модернизации существующих способов (технологий) производства;
- применения структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Кроме того, в указанном документе инновационная продукция определяется как результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенной для реализации.
В экономической литературе используются разные модели классификации инноваций, т.е. группировка их по совокупности определенных признаков. В частности, по признаку новизны их можно подразделить:
— на новые для отрасли мирового значения;
— новые для отрасли государственного значения;
— новые для заданной совокупности предприятий.
По стимулу к появлению инновации можно классифицировать как вызванные:
— развитием науки и техники;
— потребностями производства;
— потребностями рынка;
— необходимостью повышения конкурентности товаров, работ или услуг.
Российский экономист А. Н. Пригожий[2] предложил классификацию инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений, разделив их:
- на радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии науки и техники;
- улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
- модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Из приведенного текста ясно, что процессы инноваций разнообразны, а потому и способы их классификации различны. К формам инновации можно отнести:
- открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения;
— ноу-хау;
— товарные знаки, торговые марки, эмблемы;
- новые документы, описывающие технологические, производственные процессы, конструкции, структуры, методы.