Лекция 10. НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоги играют важную роль во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Косвенные налоги на внешнеэкономические торговые операции, связанные с импортом товаров, такие как НДС и акцизы, обеспечивают дополнительные доходы бюджета и помогают защитить национальную экономику. Прямые налоги, такие как налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, в свою очередь, помогают получить дополнительные доходы бюджета от иностранных компаний и граждан, осуществляющих свою деятельность на национальной территории. Наряду с этим прямые налоги обеспечивают обложение налогами доходов и прибыли, полученных за рубежом. В данной главе подробно рассматриваются ключевые особенности регулирования внешнеэкономической деятельности, связанные с налогообложением.
Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность используемых государственными органами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных нормативных актов.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России являются:
1) защита государством нрав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
4) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
5) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов по внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
8) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
9) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
10) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
11) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя следующие методы:
1) таможенно-тарифное регулирование;
2) налоговое регулирование;
3) нетарифное регулирование;
4) валютное регулирование;
5) экспортный контроль.
Таможенно-тарифное регулирование — это метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый с помощью применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Налоговое регулирование — это метод государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами, осуществляемый с помощью взимания налогов.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый с помощью введения количественных ограничений на ввоз и вывоз определенных товаров (обычно из определенных стран) и других запретов и ограничений экономического характера.
Валютное регулирование — деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Экспортный контроль — это метод, который обеспечивается комплексом мер по поддержанию установленного государством порядка, гарантирующего внешнеэкономическую деятельность в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий, в том числе сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности.
Как было отмечено, нее эти методы позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту национальной экономики, а с другой получить дополнительные доходы для бюджета.
Методы таможенно-тарифного и налогового регулирования тесно взаимосвязаны. Налоги, таможенные сборы и таможенные пошлины представляют собой гибкие инструменты экономической политики, способные выполнять наиболее широкий круг задач. Государство может дифференцировано облагать ввоз отдельных групп товаров, стимулировать или ограничивать ввоз товаров из отдельных стран (путем понижения или повышения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров), ограничивать вывоз отдельных товаров (путем введения вывозных таможенных пошлин) и выполнять другие задачи.