Налоговое право Российской Федерации
Основной вид доходов бюджетов бюджетной системы РФ и основная финансово-правовая категория – налоги.
Под налогом в НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из этого определения видно, что налог устанавливается государством в виде денежной суммы в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей конституционной обязанностью каждого гражданина.
Налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога). Взнос, не имеющий хотя бы одного из элементов налогообложения, налогом не является.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам признаются предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В отличие от налога особенностью сбора является то, что он возмезден, т.е. его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Понятие "сбор" поглощает понятие "государственная пошлина".
Налоги и сборы выполняют несколько функций:
– фискальная, сущность которой заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами;
– регулирующая, посредством которой государство способно создавать благоприятные и конкурентные условия для тех отраслей экономики, которые приоритетны. Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на социальное и демографическое развитие государства;
– контрольная, посредством которой государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, источники их доходов и направления расходов физических и юридических лиц.
Налог является основной категорией налогового права.
Налоговое право является разделом (подотраслью) финансового права и представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов и сборов.
Предметом налогового права являются налоговые правоотношения – вид финансовых правоотношений. К ним относятся:
– общественные отношения, складывающиеся между государством (органами местного самоуправления), налогоплательщиками и иными лицами по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
– отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В налоговых правоотношениях наиболее ярко проявляется императивный метод правового регулирования. В частности, при применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций, предоставляющего только налоговым органам нс применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться выполнения другой стороной – налогоплательщиком – возложенных обязанностей.
Предмет налогового права частично совпадает с предметом бюджетного права.
Основой разграничения налогового и бюджетного права служит момент исполнения налоговой обязанности, т.е. момент уплаты налога. До этого момента регулирование осуществляется нормами налогового права. После – движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.
Налоговые правоотношения в зависимости от конкретного содержания, сферы действия и санкций объективно формируются в определенную систему – систему налогового права, состоящую из двух частей: Общей и Особенной.
В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д.
Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.
Источники налогового права имеют особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном выполнении двух условий:
– не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
– не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете па текущий финансовый год и плановый период.
Иметь налоговые права и нести налоговые обязанности могут только субъекты налогового права, к числу которых относятся:
– налогоплательщики и плательщики сборов и их представители;
– налоговые агенты и их представители;
– налоговые органы – ФНС России и ее территориальные органы;
– эксперты, свидетели, специалисты, понятые и переводчики, принимающие участие в процессе налоговой проверки;
– банки, участвующие в операциях по перечислению налогов и сборов.
Субъекты налогового права имеют права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантирует нормальное функционирование налоговой системы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В целях исчисления и уплаты налога налогоплательщики могут добровольно объединяться в консолидированные группы на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
По отдельным видам налогов обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов возлагаются на налоговых агентов. Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы (работодатели; управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, в связи с выполнением условий договора инвестиционного товарищества). Налоговые агенты, в основном, имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей. Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:
– законные – наделенные соответствующими полномочиями законом (родители несовершеннолетних, опекуны
или попечители) или учредительными документами организации (руководители);
– уполномоченные – наделенные соответствующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.
Участие представителей в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих полномочий.
НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
– федеральные налоги и сборы – налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);
– региональные налоги – налоги, которые установлены НК РФ, введены законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
– местные налоги – налоги, которые установлены НК РФ, введены правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на их территориях (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
Налоги, которые взимаются в процессе приобретения имущества или результатов интеллектуальной деятельности и уплачиваются производителем или собственником (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц) называются прямыми налогами.
Налоги, которые взимаются в процессе расходования материальных благ, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем (акциз, НДС и др.) называются косвенными налогами. При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара, реальным же плательщиком налога является потребитель.
НК РФ могут быть установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать другие федеральные налоги, определять порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Эта система направлена на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования;
– упрощенная система налогообложения. Эта система налогообложения является финансовой поддержкой предпринимательской деятельности;
– система налогообложения в виде единого налога па вмененный доход. Эта система определяет вмененный доход как потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;
– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов осуществляют налоговые органы, составляющие единую централизованную систему (ФПС России и ее территориальные органы).
Налоговый контроль осуществляется путем проведения налоговых проверок (камеральные и выездные), осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм объектов налогообложения и т.д. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Налоговые органы являются агентами валютного контроля и осуществляют контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Φ3 "О валютном регулировании и валютном контроле".
В результате осуществления налогового контроля выявляются нарушения законодательства о налогах и сборах и их наиболее опасная форма – налоговые преступления, которые наносят вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования доходов бюджета. Сокращение налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством и муниципальным образованием своих функций. Недостаточное финансирование государственных полномочий влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность.