Налоговое бремя
Налоговое бремя (налоговая нагрузка) характеризует тяжесть выплаты налогов для налогоплательщиков.
В масштабах всей страны это прежде всего отношение налогов к ВВП. Наиболее высоко это соотношение в Скандинавских странах и Финляндии, странах Бенилюкса, в Австрии, Германии, Франции, Италии, Португалии, Греции, где налоги, собранные в бюджет расширенного правительства, превышают 40% от ВВП, что связано с сильной социальной ориентацией бюджетов этих стран. Наиболее низко это соотношение в Китае – 21% в 2011 г., Индии – 18,5, Индонезии – 18, Пакистане и на Филиппинах – 14%, прежде всего из-за небольшого объема социальных налогов, потому что, в свою очередь, социальные расходы в бюджетах этих стран невелики.
Для фирм налоговое бремя можно измерять отношением выплаченных ими налогов к величине полученной прибыли или добавленной стоимости. Расчет налогового бремени по первому варианту наиболее распространен (например, налоговое бремя средней по размеру компании), но страдает неточностью, так как налоговая нагрузка фирм в разных отраслях (например, в добывающей промышленности и в образовании и здравоохранении) различна. По данным мониторинга налоговой нагрузки Paying Taxes, ежегодно составляемого аудиторской компанией Pricewaterhouse Coopers, отношение выплаченных налогов к полученной прибыли у средней компании составляет в целом по миру 45%, в том числе в США – 47, Японии – 50, Германии – 47, Китае – 64, Индии – 62, Бразилии – 69, России – 54%.
Налоговое бремя домашних хозяйств можно измерять, соотнеся выплаченные ими прямые и косвенные налоги с их доходами. В России эти налоги поглощают около 1/3 доходов среднестатистического домохозяйства, в основном за счет косвенных налогов, прежде всего НДС и акцизов.
Налоговые льготы, налоговое планирование и уклонение от налогов
При уплате многих налогов возможны различные льготы, установленные налоговым законодательством. Так, в России при уплате НДФЛ освобождаются такие доходы, как социальные пособия, гранты и премии, доходы от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственной продукции и некоторые другие виды доходов. Кроме того, при уплате этого налога действуют налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу для инвалидов, участников войны и военных действий, родителей с несовершеннолетними детьми, а также для других категорий налогоплательщиков, в том числе оплачивающих образование и лечение себя и своих детей, получивших доход от продажи недвижимости и земли, понесших расходы на строительство и приобретение жилья, получивших гонорар и др. В результате эффективная налоговая ставка у многих налогоплательщиков ниже номинальной налоговой ставки, т.е. установленной законом в качестве стандартной. Так, денежные доходы населения в 2012 г. составили 39,3 трлн руб., а собранный в стране НДФЛ – 2,3 трлн руб., т.е. при номинальной ставке в 13% эффективная налоговая ставка по всей стране составила менее 6%, хотя это было следствием не только налоговых льгот, но и уклонения от налогов.
Систематический поиск и использование налогоплательщиками налоговых льгот называется налоговым планированием (налоговой оптимизацией).
Так, многие собственники российских компаний "заводят" свои акции и паи на фирмы, созданные ими в офшорных зонах за рубежом с их предельно низкими налогами, в результате чего российские компании, формально принадлежащие этим офшорным фирмам, выводят часть своей прибыли в эти фактически безналоговые зоны различными законными способами. В отличие от налогового планирования, которое осуществляется в рамках закона, уклонение от налогов трактуется как нарушение налогоплательщиком налогового законодательства и карается в соответствии с уголовным законодательством страны (в России это ст. 198 и 199 УК РФ). Например, это искажение данных о своих реальных доходах с целью уменьшения налоговой базы.