Лекция 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ В ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

После изучения данной главы студент должен

знать

• основы применения нравственных принципов на государственной службе за рубежом;

уметь

• применять зарубежный опыт использования нравственных принципов на государственной службе в отечественной практике;

владеть

• методикой оценки нравственной составляющей профессионализма кадров с учетом зарубежного опыта.

Реализация нравственных принципов на государственной службе США

Для того чтобы более эффективно внедрять нравственные принципы в деятельность государственных органов, необходимо изучить соответствующий зарубежный опыт, взять из него самое лучшее и прогрессивное.

Лидирующие позиции в плане использования нравственных принципов и норм в практике работы органов власти занимают Соединенные Штаты Америки. Следует отметить, что необходимость регулирования этического поведения государственных служащих США появилась в ходе борьбы с таким явлением, как коррупция.

Американское антикоррупционное законодательство носит системный характер. Оно состоит из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности.

Так, с 1946 г. действует Закон о федеральном регулировании лоббистской деятельности, в соответствии с которым любая организация, оказывающая давление на Конгресс США, обязана регистрировать своих членов и сообщать об интересах в законодательной сфере. Каждый лоббист обязан ежеквартально публиковать отчет о своей деятельности в "Ведомостях Конгресса". Нарушители закона могут быть подвергнуты штрафу или тюремному заключению на срок до пяти лет. Вообще же лоббисты действуют в интересах "групп давления". Через них монополии, формально не нарушая законов, оказывают нажим на законодателей, а сами лоббисты успешно занимаются "торговлей влиянием".

Бывшим членам Конгресса США по завершении службы в должности конгрессмена запрещено заниматься лоббистской деятельностью в течение одного года. В этот период они не вправе вступать в деловой контакт со своими бывшими сотрудниками, появляться в палате или в законодательном отраслевом офисе с намерением повлиять на официальные действия от имени третьей стороны.

Несмотря на то что разработанные и принятые правовые акты не являются гарантией полного искоренения коррупции, следует признать, что в США ее уровень значительно ниже, чем в других государствах.

Борьба с коррупцией облегчается тем, что в Америке фактически нет иммунитета для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, губернатора штата, конгрессмена и сенатора, после соблюдения процедуры отстранения от должности может быть привлечен к уголовной ответственности.

Помимо создания законодательной базы антикоррупционная стратегия США включает разработку и внедрение так называемой административной морали, представляющей собой этические и дисциплинарные нормы, которыми должны руководствоваться должностные лица всех ветвей государственной власти.

Впервые попытка представить указанные нормы в сконцентрированном виде была предпринята в 1958 г., когда в виде резолюции Конгресса был учрежден Кодекс этики правительственной службы США (United Stated Code – USC). Следует отметить, что данный Кодекс распространял свое влияние на служащих только одной ветви власти – исполнительной.

В Кодексе было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, обязано:

– ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партиям или иным органам;

– исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;

– работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия для выполнения своих обязанностей;

– находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;

– никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;

– не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности;

– не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;

– никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды;

– вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;

– соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.

Кодекс, хотя и имел рекомендательный характер, в дальнейшем стал основой правовой регламентации "административной этики" госслужащих США.

В развитие Кодекса в 1962 г. Конгрессом США были приняты так называемые официальные нормы поведения выборных должностных лиц (членов обеих палат парламента) и публичных должностных лиц органов исполнительной власти. В Конгрессе рассматривался также вопрос о необходимости законодательно запретить "публичным должностным лицам" органов исполнительной власти, в частности государственным служащим, включая их близких родственников, иметь финансовую заинтересованность в делах, на успех которых могут повлиять принимаемые этими лицами официальные решения, а также использование информации, которой они обладают вследствие исполнения своих служебных обязанностей.

Для более эффективного претворения в жизнь этих предписаний в 1965 г. президент США Л . Джонсон издал распоряжение, в соответствии с которым государственные органы власти должны были установить этические нормы, определяющие условия поведения должностных лиц в их деятельности, для правомерного и честного выполнения ими публичных функций. Данное распоряжение президента США обязывало правительственных чиновников высшего уровня периодически докладывать соответствующему правительственному органу о состоянии своих "финансовых интересов". На основании распоряжения президента комиссия по гражданской службе определила круг должностных лиц, обязанных предоставлять финансовые декларации, ОГЛАВЛЕНИЕ которых не подлежало разглашению до тех пор, пока имелись достаточные на то основания.

Однако, как показала практика, многие ведомства не выполнили предписаний, содержащихся в распоряжении президента. Так, не соблюдалось требование периодически докладывать о своем финансовом состоянии, а в тех случаях, когда декларации все же подавались, не применялись административные и судебные санкции в отношении лиц, либо давших ложные сведения, либо допустивших служебные злоупотребления. Расследование, в частности, "уотергейтского скандала" и разоблачения, сделанные контрольно-финансовым управлением, поставили под сомнение честность правительства страны и разумность того, что исполнительной власти было разрешено самой себя контролировать.

В 1977 г. были приняты Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США. Действие данных актов распространилось как на членов Конгресса, так и на работников аппарата.

Сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат, а также чиновники различных рангов, служащие Сената обязаны подавать декларацию финансового состояния. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов – в течение 30 дней с момента выдвижения кандидатуры.

Декларируется все, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год:

– полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары;

– финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций;

– оплата транспортных и связанных с ними расходов;

– подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений;

– финансовые и иные обязательства, задолженности по ним;

– соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них или для них и многое другое.

Служащие Белого дома и других исполнительных ведомств должны предоставлять руководителям своих ведомств следующую информацию.

1. Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело.

Под "делом" в данном случае понимается "любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи" чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.

2. Список всех личных кредиторов чиновника, кредиторов его жены, малолетних детей и других проживающих вместе с ним членов семьи.

3. Сведения о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.

Проверкой занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группа лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

В США госчиновники высокого уровня проходят обязательную проверку на полиграфе. Часто это условие закрепляется в должностной инструкции или контракте на работу. Если чиновник или служащий не проходит такую проверку, с ним могут даже расторгнуть договор.

В 1978 г. Конгресс США принял Закон "Об этике служащих государственных органов", главной задачей которого стало "сохранение честности государственных чиновников и учреждений и способствование таковому". Подписывая закон, президент США Дж. Картер заявил, что "этот закон не только сделает правительственных чиновников честными, но и заставит их сохранять честность", и благодаря ему "обществу будет предоставлена возможность оценивать, является ли честным тот или иной кандидат, а также тот или иной государственный чиновник".

Для контроля за соблюдением указанного Закона органами исполнительной власти при отделе по управлению персоналом был создан Отдел по этике в правительстве. После того как Закон вступил в силу, в суды США стали поступать жалобы на то, что требования декларировать свое финансовое состояние являются антиконституционным вмешательством общества и государственной власти в личную жизнь должностных лиц. Однако Верховный Суд США в своих решениях подтвердил мысль законодателей, что декларирование должностными лицами своего финансового состояния не противоречит их конституционным правам и является методом формирования доверия общества к правительству и предупреждения непорядочности. Следует отметить, что цель, которую преследовал Закон "Об этике служащих государственных органов", так и не была достигнута, и, как следствие этого, стало заметно падать доверие общества к государственным служащим. Реакцией на падание доверия общества в отношении честности государственных служащих явилось создание президентом США Дж. Бушем президентской комиссии по реформе Закона об этике в федеральных органах. Сформулированные этой комиссией предложения побудили Конгресс принять в 1989 г. Закон "О реформе закона об этике", который внес существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти – законодательную, исполнительную и судебную.

Основными разделами указанного Закона явились: ограничения на трудоустройство и деятельность бывших служащих после их ухода в отставку; правила отчетности федеральных госслужащих об их финансовом положении; порядок приема подарков и осуществления командировок за счет неправительственных источников финансирования; ограничения на работу по совместительству и получение гонораров; создание общественной комиссии по проблеме гражданской службы и зарплате служащих.

Были также созданы специальные ведомства, призванные осуществлять контроль за соблюдением этических норм.

Так, в отношении членов и сотрудников аппарата Палаты представителей Конгресса контроль был возложен на Комитет по стандартам официального поведения Палаты представителей Конгресса США, в отношении сенаторов и сотрудников Сената – на Комитет Сената США по этике, в отношении федеральных судей и сотрудников аппаратов судов – на Административное управление судов США, в отношении должностных лиц органов исполнительной власти – на Управление по этике в правительстве.

Принципы организации и деятельности всех этих органов контроля были сходными.

К примеру, Комитет Сената США по этике состоит из шести членов, включая начальника аппарата, юридического советника, его помощника, следователей, консультантов и канцелярских работников. Комитет имеет широкие полномочия в проведении своих расследований. Он может проводить слушания, потребовать показания под присягой, может затребовать корреспонденцию, книги, бумаги и документы. Лица, отказавшиеся давать показания или представить документы, могут быть привлечены к ответственности за неуважение к Конгрессу.

Комитет не имеет полномочий осудить члена или работника Сената по обвинению в уголовном правонарушении, однако если комитет подозревает их в совершении уголовного правонарушения или в даче ложных показаний, он передает дело в Министерство юстиции США для дальнейшего расследования и выдвижения обвинения. Поскольку случаи коррупции государственных чиновников могут иметь последствия политического характера, в отделе по уголовным делам Министерства юстиции существует подразделение, которое занимается рассмотрением случаев коррупции в государственных учреждениях, – Сектор честности государственных чиновников (Public Integrity Section). В отличие от комитета, указанный сектор в сотрудничестве с ФБР может проводить секретные расследования, включая негласные операции, по жалобам относительно неправильного поведения.

В 1981 г. влиятельная общественная организация "Американское общество государственного управления" одобрила комплекс моральных принципов, а в 1985 г. – Этический кодекс членов общества (доработан в 1994 г.). Проведение в жизнь этого Кодекса предусмотрено Уставом Американского общества государственного управления (ст. 1 разд. 4), что должно было содействовать укреплению нравственных устоев государственных служащих, росту их авторитета в обществе. В общем и целом принципами и нормами, изложенными в данном Этическом кодексе, руководствуются и сотрудники аппарата Конгресса США.

Принятый Этический кодекс состоял из 12 пунктов, которые содержали следующие рекомендации для государственных служащих: быть образцом честности, правдивости, неподкупности; блюсти общественный интерес; избегать конфликта интересов; не допускать дискриминации по признаку расы, пола или вероисповедания, в том числе при обеспечении равных возможностей занятости; служить обществу; с чувством уважения относиться к другим людям, проявляя отзывчивость, вежливость и внимание к ним; стремиться к высокому уровню профессионализма и стимулировать совершенствование профессиональных качеств у своих коллег; добиваться создания в коллективе служащих обстановки, способствующей позитивным и конструктивным отношениям между работниками на всех уровнях; при выполнении официальных обязанностей использовать по назначению служебную информацию; вести государственные дела с профессиональной компетентностью, честностью, беспристрастностью, эффективностью и результативностью; соблюдать и отстаивать Конституцию страны и конституции штатов, другие законы, определяющие отношения между государственными учреждениями, служащими, клиентами и гражданами, а при необходимости содействовать их совершенствованию.

В развитие положений вышеназванного Кодекса в 1992 г. Американский департамент правительственной этики выпустил специальные буклеты для федеральных служащих, содержащие уже 14 основных принципов, нацеливавших служащих на честное и добросовестное выполнение своего служебного долга.

Следует отметить, что в США наряду с кодексами общего характера разрабатываются и кодексы применительно к министерствам, ведомствам, штатам и округам. Многие из них отличаются оригинальностью построения и содержания. К примеру, Моральный кодекс должностных лиц и служащих штата Висконсин включает этические требования как к государственным, так и к муниципальным служащим. Кроме того, он содержит трактовку терминов, которые представляются существенными для понимания положений этического кодекса. Такой подход не только делает выдвигаемые моральные требования абсолютно конкретными, но и исключает какую-либо ошибку в их трактовке.

В 1989 г. Конгресс США учредил Управление государственной этики как отдельное учреждение в системе исполнительной власти. Руководит им директор, которого назначает на пять лет президент по рекомендации и по согласованию с Сенатом. Штат Управления насчитывает 85 сотрудников. Управление государственной этики обеспечивает управление этической программой в исполнительной власти. Эта система является децентрализованной, каждое учреждение отвечает за выполнение собственных программ этики.

Управление регулярно проводит учебно-тренировочные программы для тех, кто занимается вопросами этики в отделениях и учреждениях, издает специальную газету и методические рекомендации по различным вопросам, проводит ежегодные конференции по вопросам этики. Для получения информации используется электронная техника.

Управление государственной этики занимается следующими вопросами:

– предоставляет информацию о финансовых делах сотрудников и чиновников высокого ранга, включая президента и вице-президента США. Лицо, которое требует раскрытия финансовых дел вышеназванных чиновников, не должно давать никакого обоснования своему требованию. Управление также занимается вопросами предоставления финансовой информации относительно чиновников низшего ранга исполнительной власти, если их работа связана с контрактами, административными субсидиями, выдачей лицензий и др.;

– участвует в процессе проверки сотрудников, которых назначает на должности президент США;

– принимает участие в законотворческой деятельности. Управление имеет полномочия издавать постановления о рассмотрении конфликтов интересов, стандартов поведения, предоставлении информации о финансовых делах сотрудников;

– имеет полномочия требовать корректировки программ других учреждений по этическим вопросам, может рекомендовать принятие мер административного воздействия относительно конкретных работников;

– в суде Управление государственной этики представляет Министерство юстиции.

В октябре 1990 г. Закон "О реформе Закона об этике" был подкреплен исполнительным приказом президента США № 12731 "Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата". За их соблюдением стало следить Управление по делам правительствен пой этики.

Принципы, закрепленные в приказе, были распространены не только на чиновников высшего ранга, но и на рядовых госслужащих.

Согласно этому приказу госслужащие не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях; не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие; принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей; обязаны докладывать в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции.

Контролем за исполнением этих требований занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

– частичная или полная дисквалификация;

– перемещение на низшую должность;

– предложение прекратить "конфликтные" финансовые связи.

При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать "какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей".

Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы. Двухлетний запрет распространяется и на бывших "старших чиновников" исполнительной власти. Они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы, не могут представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором они служили, или каким-либо государственным служащим этого ведомства.

Следует отметить, что этические нормы и правила создавались не только для федеральных государственных, но и для муниципальных служащих США. Так, в 1987 г. в Чикаго было создано городское бюро по этике, которое разработало и приняло этический кодекс. В 1990 г. на референдуме был принят этический кодекс для муниципальных служащих в Лос-Анджелесе.

Этическому регулированию государственной службы США способствуют единые для всех ветвей власти правила, ограничивающие получение должностными лицами подарков от частных лиц и организаций. Указанные правила включены в "Стандарты этического поведения для служащих исполнительной власти" (Standards of Ethical Conduct for Employees of the Executive Branch), которые были разработаны службой США по государственной этике.

Так, государственный служащий ни под каким предлогом не может прямо или косвенно выпрашивать или принимать подарки, которые либо предлагаются служащему нежелательной стороной, либо предлагаются ему в связи с занимаемой им официальной должностью.

Интересно, что, если ситуация не подпадает ни под один из вышеуказанных случаев, подарок запрещается принимать также тогда, когда служащий делает это слишком часто, что может навести других на мысль об использовании им своего служебного положения для получения личной прибыли.

Однако из всяких правил есть исключения. Запрет на получение подарков не действует, если стоимость подарка не превышает 20 долл. При этом от одного и того же лица служащему разрешается получать подарки, общая стоимость которых не превысит 50 долл. в год. В случае если дарение производится в виде наличных денег, акций или облигаций, служащий должен всегда отказываться от них, вне зависимости от того, составляет ли эта сумма 20 долл. или 20 центов.

В случае если рыночная стоимость предлагаемого подарка превышает 20 долл., служащий не может выплатить разницу дарителю и принять подарок. Как приводится в качестве примера в самих Стандартах, если чиновнику предлагаются два билета на премьеру на Бродвее, цена каждого из которых составляет 30 долл., чиновник должен отказаться от данного подношения и не пытаться выплатить остальные 40 долл. дарителю с целью получить билеты и попасть вместе с женой на представление. Кроме того, если государственному служащему предлагается несколько подарков, к примеру, стоимостью в 18 и 15 долл., то он, хотя и не может принять оба дарения (стоимость которых превышает 20 долл.), но может выбрать любой из них, предварительно отклонив другой.

В другом примере описывается случай, когда сотруднику Министерства обороны США, посетившему показательное шоу, организованное фирмами – контракторами Пентагона, были предложены подарки стоимостью в 15 долл. – фирмой X, 12 долл. – фирмой Y и 8 долл. – фирмой Z. В данном случае госслужащему разрешается принять все дарения, так как несмотря на то, что общая стоимость превышает 20 долл., в расчете на каждый источник-подноситель в отдельности стоимость подарка вполне допустима.

Подарок может быть принят также в том случае, если сам акт дарения основан на личных дружеских или близких семейных отношениях между дарителем и госслужащим, а не на попытке повлиять на представителя исполнительной власти.

Не является нарушением этических правил также ситуация, когда в качестве подарка выступают специальные скидки, предоставляемые госслужащим не на основе занимаемых лично ими должностями, а на основе предоставления данного рода скидок и льгот всем государственным служащим.

Госчиновникам также разрешается получать подарки (за исключением наличных денег и других высоколиквидных активов), общая стоимость которых не превышает 200 долл., если данный подарок был преподнесен в качестве награды за бескорыстную службу или за особый вклад в соответствующую сферу деятельности лицом или организацией, которые не могут быть каким-либо образом заинтересованы в оказании влияния на деятельность данного госслужащего. Если сумма награды или подарка превышает 200 долл., служащий должен обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики, и, лишь получив его письменное разрешение, может принять подарок.

Госслужащий может принять подарки в виде еды, жилья, транспорта и т.д. в случае, если он вовлечен в процесс политического управления или политических кампаний, финансируемых политическими партиями.

Подобные правила действуют и в отношении презентов, вручаемых высшим должностным лицам США. Например, в 2003 г. президент США Джордж Буш и его семья получили подарков в общей сложности на сумму 22 355 долл. В числе подарков фигурировали лодочный причал стоимостью 7,5 тыс. долл., наборы клюшек и прочих принадлежностей для гольфа, несколько пар кроссовок, набор для барбекю, несколько пазлов, книга "Форест Гамп" с автографом автора. Согласно законодательству США все подарки иностранных политических и общественных деятелей (в том числе врученные членам семьи чиновников) являются собственностью государства. Обычно они хранятся в музеях и библиотеках. После ухода в отставку госслужащие могут

сохранить наиболее полюбившиеся презенты, если согласятся заплатить за них.

Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает "минимальной стоимости". Принять подарок выше "минимальной стоимости" должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.

В случае если государственный служащий все-таки получил подарок, который не следовало принимать, у него есть несколько вариантов действий. Во-первых, он может возвратить сам подарок или заплатить его рыночную стоимость дарителю. Рыночную стоимость в случае отсутствия конкретной информации о цене подношения можно определить путем сравнения подарка с аналогичными продуктами аналогичного качества, имеющимися на розничном рынке.

Во-вторых, если вернуть подарок физически невозможно, то он с разрешения высшего руководителя или служащего, занимающегося вопросами этики, может быть использован в благотворительных целях. Организация, чей служащий получил презент, может также принять решение по совместному его использованию вместе с организацией-дарителем. Если ни один из вышеописанных вариантов не действует, подарок должен быть уничтожен.

В-третьих, если подарок был преподнесен в виде услуги, одолжения или других нематериальных ценностей, служащий обязан возместить дарителю их рыночную стоимость. Ответное оказание подобных услуг в качестве взаимозачета не считается возмещением стоимости подарка.

Таким образом, нравственные принципы государственной службы США сформировались эволюционным путем в рамках борьбы государства с таким явлением, как коррупция. Опыт их применения требует серьезного изучения

и может быть творчески применен в практике российской действительности.