Налоговая система Японии
Япония является одной из крупнейших экономик мира. По расчетам МВФ, ВВП Японии по паритету покупательной способности в 2010 г. составил более 4 трлн долл. - это третий результат после США и Китая.
По форме правления Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган в Японии - парламент, состоящий из двух палат. Монарх - император Японии является номинальным главой государства, фактически решения принимает Кабинет министров.
КОММЕНТАРИИ
Япония является унитарным государством и делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Каждая префектура управляется префектом (в случае Хоккайдо - губернатором), у нее есть свой законодательный и административный аппараты. Для удобства префектуры часто группируются в регионы, которые не являются административными единицами.
Несмотря на то что по государственному устройству Япония относится к унитарным государствам, страна имеет длительную традицию автономии местного управления. После Второй мировой войны в Японии была принята Конституция (1947 г.), закрепившая принципы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией были приняты основополагающие нормативные акты: Закон "О местном самоуправлении" (от 17 апреля 1947 г.), Закон "О финансовом обеспечении местных властей" (от 7 июля 1948 г.), Закон "О местном налогообложении" (от 31 июля 1950 г.). Автономия местных властей выражается в предоставлении им значительного перечня полномочий, в частности права на установление собственных налогов и сборов. Перечень таких налогов и сборов закреплен в Законе "О местном налогообложении", при этом местные власти не ограничены в собственном нормотворчестве. В том случае, если местные власти намерены ввести новый налог, не предусмотренный Законом, они должны получить одобрение министра по внутренним делам и связям. Новый налог не будет установлен при нарушении основных требований: равенство обложения резидентов различных местных образований национальными и местными налогами, однозначность в распределении налоговых доходов между органами местного самоуправления, экономическая обоснованность налога с точки зрения национальных интересов.
Источник: Comprehensive Handbook of Japanese Taxes. 2010/Tax Bureau, Ministry of Finance. [URL: mof.go.jp]
Несмотря на то что Япония является развитым государством с унитарным устройством, ее налоговая система характеризуется относительно небольшой налоговой нагрузкой и довольно широкими налоговыми полномочиями местных органов власти.
В среднем за последние 40 лет уровень налоговой нагрузки составил около 25%, за 2009 г. этот показатель составил 26,9% (с учетом социальных взносов). Такие показатели обусловлены особенностями проводимой бюджетно-налоговой политики
Японии: пользуясь высокой склонностью японцев к сбережению, власти предпочитают занимать средства на внутреннем и внешних рынках, выпуская государственные облигации, но существенно не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы стимулировать экономическое развитие. В результате к 2011 г. государственный долг Японии в два раза превысил номинальный ВВП страны.
Соотношение между налоговыми доходами центрального правительства и местных властей в консолидированном бюджете практически равное - 53 и 47% в 2009 г., что резко отличает Японию от других государств с унитарным устройством. Высокая доля налоговых доходов местных властей связана с их значительной автономией, которая гарантируется Конституцией 1947 г. и соответствующими законами. К местным властям относятся префектуры и муниципалитеты (города, деревни, поселения).
Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета расширенного правительства в 2009 г. (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Структура доходов бюджетной системы Японии (2009 г.)
На уровне центрального правительства взимаются подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследование и дарение, налог на потребление (НДС), акцизы, государственные пошлины и т.д.
Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.
Постоянное резидентство определяется по тесту домициля или тесту физического пребывания. Иными словами, постоянным резидентом признается либо лицо, обладающее домицилем в Японии (juusho), т.е. лицо, имеющее японское гражданство или имеющее здесь постоянное пребывание, либо лицо, находившееся на территории Японии более одного года (kyosho). Постоянный резидент обязан уплачивать подоходный налог со всех своих доходов, независимо от источника их получения.
Помимо статуса постоянного резидента, для целей налогообложения применяется статус временного резидента. Временным резидентом признается лицо, не имеющее японского гражданства или места постоянного пребывания в Японии и находившееся (т.е. признававшееся постоянным резидентом) на территории Японии не более пяти лет в совокупности в течение последних десяти лет. Временный резидент обязан уплачивать налог только с доходов от источников в Японии и с доходов от источников в других странах, но получаемых в Японии (например, денежным переводом или на счет в японском банке).
Лица, которые не были признаны резидентами (ни постоянными, ни временными), в текущем году уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.
Для целей налогообложения доход физического лица делится на десять категорий:
1) процентный доход;
2) дивиденды;
3) доход от недвижимого имущества;
4) доход от предпринимательской деятельности;
5) заработная плата и другие аналогичные выплаты;
6) пенсии;
7) доход от купли-продажи леса и пиломатериалов;
8) доход от прироста стоимости активов;
9) периодический доход;
10) прочий доход.
Налогооблагаемый доход по каждой категории рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.).
Часть доходов плательщика благодаря вычетам практически полностью освобождается от налогообложения. Например, процентный доход от текущих банковских депозитов; процентный доход или распределение дохода от студенческих трастовых фондов; процентный доход от малых депозитов (до 3,5 млн йен); проценты от государственных и муниципальных облигаций (до 3,5 млн йен); выплаты на детей и т.д.
Доходы для целей налогообложения определяются по методу начисления. Владельцы малого бизнеса, заполняющие "синюю декларацию" (blue return), могут использовать кассовый метод. Кроме того, для таких налогоплательщиков действуют специальные вычеты.
При обложении большинства доходов действует система удержания налога у источника выплаты: это относится к процентным доходам, дивидендам, заработной плате, пенсии и т.п. При этом некоторые виды доходов, такие, в частности, как проценты, некоторые виды дивидендов, доходы от прироста стоимости капитала, доходы от продажи ценных бумаг, облагаются отдельно (т.е. налоговая база по данным видам доходов не прибавляется к налоговой базе по другим видам доходов). С 2008 г. в Японии действует прогрессивная шкала налогообложения (табл. 3.12).
Таблица 3.12. Ставки подоходного налога и размер налоговых вычетов
Налогооблагаемый доход, йен |
Ставка налога, % |
Стандартный вычет, йен |
До 1 950 ООО |
5 |
- |
От 1 950 001 до 3 300 000 |
10 |
97 500 |
От 3 300 001 до 6 950 000 |
20 |
427 500 |
От 6 950 001 до 9 000 000 |
23 |
636 000 |
От 9 000 001 до 16 920 000 |
33 |
1 536 000 |
Свыше 16 920 000 |
40 |
- |
После расчета налога плательщик вправе воспользоваться разрешенными налоговыми кредитами (вычетами, уменьшающими сумму налога), в частности это:
- полученные дивиденды (за исключением тех, что облагаются отдельно от основного дохода);
- налоги на доходы, уплаченные резидентами за границей;
- налоги, удержанные у источника выплаты дохода;
- расходы на обслуживание ипотечного кредита;
- расходы на приобретение, строительство сейсмоустойчивого жилищного строения или на повышение сейсмоустойчивости уже существующего здания и т.д.
Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год, декларация (если это необходимо) подается налогоплательщиком до 15 марта года, следующего за окончанием налогового периода. Отдельным налогоплательщикам (при определенных условиях) необходимо уплачивать авансовые платежи - до 31 июля и до 30 ноября отчетного года.
В целях стимулирования добросовестного поведения налогоплательщиков для уплаты налога действует специальная система отчетности - "синяя декларация" (так как отчетность подается на бумаге синего цвета).
Право на предоставление "синей декларации" имеют физические лица, которые получают доход от предпринимательской деятельности, недвижимости или занимаются лесозаготовкой и ведут бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с установленным порядком. Если плательщик хочет получить право подачи такой декларации, он до 15 марта текущего налогового периода должен подать заявление в налоговые органы и получить одобрение на переход к системе "синей декларации".
Предоставление такой декларации дает весьма существенные привилегии налогоплательщику. Помимо того, что он имеет право на применение кассового метода учета доходов, подлежащих налогообложению, ему предоставляются следующие льготы:
- право на вычет из налогооблагаемой базы расходов на поддержку членов семьи (в разумных пределах);
- специальное налоговое списание в большем размере, чем для остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов от предпринимательской деятельности;
- более льготный учет убытков; невозвратных долгов; списания взносов на пенсионное страхование;
- специальный налоговый кредит на НИОКР и т.д.
Налог на прибыль уплачивают все организации различных организационно-правовых форм (в том числе корпорации, кооперативы, государственные учреждения и т.п.), а также фонды и другие организации, ассоциации, фонды, не имеющие статуса юридического лица. От уплаты налога освобождены все государственные структуры (Кабинет министров, министерства и их агентства, муниципалитеты, префектуры и т.п.), а также государственные корпорации, учрежденные органами государственной власти и властями местного самоуправления, например Государственное агентство ипотечного кредитования, Фонд помощи студентам и т.д.
Формально в японском законодательстве в отношении плательщиков налога на прибыль не применяется понятие налогового резидента, хотя, по сути, оно используется. В отношении плательщиков налога на прибыль применяется деление на отечественные и иностранные организации. Отечественными считаются те организации, головной офис которых расположен на территории Японии. В данную категорию автоматически попадают все организации, зарегистрированные на территории Японии, поскольку по гражданскому законодательству они обязаны располагать головной офис в стране своей регистрации. Отечественные организации обязаны уплачивать налог со всех доходов, полученных вне зависимости от источника.
Иностранные организации (по сути, организации, не признаваемые резидентами для целей налогообложения) уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.
Объектом обложения является прибыль, полученная в результате ежегодной деятельности налогоплательщика (далее - обычная прибыль); прибыль, образующаяся при ликвидации организации; балансовый остаток пенсионных фондов. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду прибыли.
Налогооблагаемая база по обычной прибыли представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на сумму расходов. Фактически это та прибыль, которая формируется в системе бухгалтерского учета, скорректированная для целей налогообложения.
Так, для целей налогообложения в доходы не включается прибыль от переоценки активов; возврат налога на прибыль и местных налогов; 50% (при определенных условиях - 100%) полученных дивидендов за вычетом части процентов, уплаченных по заемным средствам.
В качестве расходов для целей налогообложения не учитывается списание активов (за исключением отдельных случаев); капитальные расходы, которые продлевают срок полезного использования актива (так как они включаются в стоимость актива и списываются через амортизацию); нерегулярные поощрения и прочие бонусы сверх разумного предела генерального директора (председателя совета директоров) и т.д.
Налогооблагаемую базу снижают резервы, включаемые в расходы: по сомнительным долгам; на потери по возвратам товаров и т.д.
Налог взимается по следующим ставкам.
1. Обычная прибыль:
- организации с капиталом более 100 млн йен уплачивают налог по ставке 30%;
- для организаций с капиталом менее 100 млн йен действует пониженная ставка в размере 22% (18% на период с 2009 по 2011 г.) для годового дохода, не превышающего 8 млн йен; для дохода свыше 8 млн йен применяется стандартная ставка 30%.
2. Прибыль кооперативов и организаций, предоставляющих государственные услуги, облагается по ставке 22% (18% на период с 2009 по 2011 гг.).
3. Остаток на начало года по пенсионному фонду облагается по ставке 1% (применяется всеми организациями, занимающимися пенсионным страхованием).
После расчета налога его сумма может быть уменьшена на величину разрешенных налоговых кредитов, к которым относятся:
- налоги, уплаченные при выплате дивидендов, процентов и т.п.;
- налоги, уплаченные с доходов отечественной компании за рубежом.
Специальная налоговая ставка действует для доходов от прироста стоимости капитала - 10% (если период владения недвижимостью составил менее 5 лет) и 5% (в остальных случаях). Эта ставка является дополнительной (прибавляется) к основной ставке налога на прибыль.
Налоговым периодом является финансовый период компании, т.е. период, за который компания подготавливает бухгалтерскую отчетность. Если финансовый период налогоплательщика превышает 6 мес., он обязан подавать промежуточную декларацию по окончании первых 6 мес. финансового периода. Итоговая декларация подается не позднее чем через две недели после окончания финансового периода.
Так же как и в случае с уплатой индивидуального подоходного налога, для плательщиков налога на прибыль действует система отчетности в виде предоставления "синей декларации". Организация, которая желает подать такую декларацию, должна в начале финансового периода предоставить в налоговые органы заявление. Для того чтобы получить право на предоставление "синей декларации", организация должна вести бухгалтерский учет в соответствии с требуемыми стандартами. Если это условие соблюдается, налоговые органы дают согласие на использование "синей декларации". Преимуществом подачи такой декларации также являются те привилегии, которые получает налогоплательщик, а именно:
- налоговые органы могут сами исправить ошибку в представленной декларации, если речь идет об ошибках исчисления налога; в этом случае, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о причинах устранения ошибки;
- для целей налогообложения убытки можно перенести на будущее (но не более чем на семь лет);
- убытки можно перенести назад, т.е. уменьшить сумму уже уплаченного налога и потребовать его возмещения как переплаченного;
- можно применить специальные правила начисления амортизации, налоговых вычетов и т.д.
В Японии в качестве общего налога на товары и услуги используется налог на потребление, по сути, представляющий собой налог на добавленную стоимость, поскольку предполагает зачет налога, уплаченного при приобретении товарноматериальных ценностей, работ, услуг, используемых в деятельности плательщика.
Объектом обложения являются операции по реализации и передаче активов в лизинг. Операции, подпадающие под обложение налогом на потребление, должны отвечать следующим критериям:
1) реализация товаров, работ, услуг осуществляется на территории Японии;
2) операции совершаются для целей предпринимательской деятельности;
3) операции совершаются не безвозмездно (т.е. предполагают оплату, включая операции по взаимозачету, бартерные операции, дарение между организациями и т.п.);
4) лизинговые операции.
От обложения освобождаются операции по продаже и аренде земли; продаже ценных бумаг и средств платежа; финансовые операции; продажа почтовых марок и почтовые денежные переводы; медицинские услуги; благотворительность и т.п.
Ставка, по которой налог поступает в бюджет центрального правительства, составляет 4%. К этой ставке прибавляется еще 1 процентный пункт, по которому налог поступает в бюджеты местных властей. Таким образом, общая ставка налога составляет 5%. Экспортные операции освобождаются от налогообложения с возможностью зачета ранее уплаченного налога (по сути, к таким операциям применяется ставка 0%).
К налогам префектур относятся:
- налог на проживание в префектуре;
- налог на предприятия;
- местный налог на потребление;
- налог на приобретение недвижимости;
- налог на недвижимость;
- транспортный налог;
- акцизы и т.д.
Налоги муниципалитетов включают в себя:
- муниципальный налог на проживание;
- налог на имущество;
- земельный налог;
- акцизы;
- налог на минеральное топливо и т.д.
Безусловно, местные власти не могут полностью обеспечить себя собственными налоговыми доходами - на их долю приходится лишь около 40%, еще 40% доходов местных властей формируется за счет отчислений от налогов центрального правительства и безвозмездных перечислений. Оставшиеся 20% приходятся на заемные средства.
Налог на проживание в префектуре представляет собой подоходный налог, который взимается с физических лиц и организаций. Под обложение данным налогом подпадают лица, проживающие или ведущие предпринимательскую деятельность через офис, контору, склад на территории префектуры. Объектами обложения данным налогом являются: основной доход налогоплательщика, процентный доход и дивиденды. Кроме этого ежегодно взимается фиксированная сумма в расчете на одного налогоплательщика. Также эту фиксированную сумму обязаны уплатить те лица, которые не имеют резидентства в конкретном местном образовании, но временно работают здесь.
Ежегодная фиксированная сумма для физического лица, как правило, составляет 1000 йен, для организаций - от 20 000 до 800 000 йен в зависимости от размера собственного капитала. Стандартная ставка обложения обычных доходов (которые формируются аналогично базе для расчета индивидуального подоходного налога или налога на прибыль соответственно) составляет 4% для физических лиц и 5% для организаций. Проценты и дивиденды облагаются налогом по ставке 5%.
Аналогичный налог взимается и в муниципалитетах. Это налог на проживание в муниципалитете. Однако он отличается расчетом налогооблагаемой базы (у муниципалитетов в этом отношении больше полномочий, чем у префектур), а стандартная ставка составляет 6% для физических лиц и не более 14,7% для организаций.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории префектуры определенные виды деятельности, обязаны уплачивать налог на предприятия. Объектом обложения данным налогом является полученный доход плательщика, увеличенный на суммы выплаченной заработной платы и компенсаций, чистых процентов и дивидендов, чистого прироста стоимости капитала и скорректированный на разрешенные вычеты. Налоговые ставки различаются в зависимости от вида деятельности (для плательщиков - физических лиц), вида и размера облагаемого дохода (для организаций). Для физических лиц ставки составляют от 3 до 5%, для организаций - от 0,2 до 5,3%.
Также префектуры и муниципалитеты взимают различные виды акцизов (на алкоголь, табак) и налоги на использование товаров и на разрешение на их использование. В частности, префектуры вправе взимать налог на месторождение (minelot tax). Уплачивают данный налог собственники прав на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых. Плательщики обязаны ежегодно платить налог по специфической ставке в размере, определяемом префектурой, на единицу площади месторождения. Ставка зависит от вида месторождения и решения конкретной префектуры.
К другим налогам на использование товаров и на разрешение на их использование, взимаемым местными властями, относятся транспортный налог, налог на легковые автомобили (муниципальный), охотничий сбор, налоги на топливо и т.д.
Имущество на уровне префектур облагается налогом на передачу прав собственности на недвижимое имущество, налогом на продажу автомобилей; на уровне муниципалитетов - земельным налогом и специальным налогом на землю.
Известно, что для Японии на протяжении длительного периода времени была (и остается) характерна относительно низкая налоговая нагрузка - чуть более 20% от ВВП. В то же время в Японии наибольшее отношение государственного долга к ВВП, которое к 2011 г. достигло 200% (табл. 3.13).
Таблица 3.13. Структура доходов государственного бюджета и долга Японии
Показатели |
2000 г. |
2011г. |
Государственный и муниципальный долг, % к ВВП |
135 |
200 |
Налоговые доходы без социальных взносов, % к ВВП |
23,3 |
22,0 |
в том числе: |
||
центральное правительство |
13,9 |
12,3 |
местные власти |
9,4 |
9,7 |
Структура доходов государственного бюджета, |
||
% к доходам |
||
Налоговые доходы |
54,3 |
44,3 |
Государственный и муниципальный долг (суверенный долг) |
35,4 |
47,9 |
Прочие доходы |
10,3 |
7,8 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Выше вкратце была описана налоговая система Японии в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в. в результате трех этапов ее формирования. Первый (1950-е - начало 1970-х гг.) был связан с активным использованием налоговых рычагов для стимулирования реконструкции, ускоренного экономического роста и технологического обновления национального хозяйства в послевоенный период.
Второй (середина 1970-х - середина 1980-х гг.) представлял собой адаптацию налоговой системы к новым условиям умеренных темпов экономического роста национальной и мировой экономики.
РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
На основе данных, приведенных в табл. 3.13, подумайте над следующими вопросами.
1. Чем обусловлены столь низкие показатели налоговой нагрузки?
2. Проанализируйте структуру доходов государственного бюджета Японии. Чем отличается используемая методика формирования бюджета от общепринятой (в том числе используемой в России)? В чем заключается экономический смысл данной методики?
3. Используя дополнительные источники информации, определите факторы, обусловившие высокие показатели суверенного долга Японии.
Дополнительные источники:
Бланшар, О. Макроэкономика : учебник / пер. с англ. Л.Л. Любимова. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 13-17.
Japan - 2011 Article IV Consultation. Staff Report // Country Report. - № 11/181 [URL: imf.org/external/pubs/ ft/scr/2011/crl 1181.pdf].
Современный третий этап (со второй половины 1980-х гг.) связан с проведением радикальной налоговой реформы (1987-1989 гг.) и последующей постепенной трансформацией налоговой системы страны для обеспечения большего равенства налогоплательщиков, видов деятельности, форм предпринимательства, нейтральности и простоты, а также обеспечения стабильности налоговых поступлений. В настоящее время этот этап продолжается - происходят постепенные изменения налоговой системы, позволяющие адаптировать основные элементы налогообложения к современным экономическим реалиям, построить "целесообразную налоговую систему".