Налоговая база и финансовое выравнивание
1) закрепление налоговой базы за соответствующим уровнем власти;
2) распределение налоговых доходов;
3) "параллельное использование налоговых баз".
В первом случае закрепление налоговой базы производится: — по принципу "один налог — один бюджет", когда региональный или местный налог полностью поступает в соответствующий региональный или местный бюджет. К примеру, в Российской Федерации среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом на имущество организаций, закрепляется за субъектами РФ, а кадастровая стоимость земельных участков — за представительными органами муниципальных образований;
- по принципу "один налог — два (три) бюджета", когда налоговая база разграничивается между бюджетами разных уровней власти, и соответствующий уровень власти может устанавливать свою налоговую ставку. К примеру, в Российской Федерации налог на прибыль организаций разграничивается между федеральным и региональным бюджетами.
Во втором случае между бюджетами уровней власти распределяются (в зарубежных источниках употребляется термин "расщепляются") налоговые поступления. Принадлежность налога к уровню власти значения не имеет, федеральный уровень власти может устанавливать элементы налога, по налоговые поступления разграничиваются между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. К примеру, в Российской Федерации поступления налога па доходы физических лиц разграничиваются между бюджетами территорий в устанавливаемой в законодательном порядке пропорции.
В третьем случае федеральный центр и субъект РФ вправе вводить свои налоги на одинаковую базу вне зависимости друг от друга. Так, в Канаде в налоговой системе присутствуют федеральный налог на добавленную стоимость и региональный налог с продаж, имеющие схожую налоговую базу (стоимость реализованных товаров). В России такая практика существовала в 2002 2003 гг., однако в силу сложившихся особенностей федеративной системы в России данный способ больше не используется.
Размышляем самостоятельно
Налоговый потенциал региона. При анализе доходов бюджетов территорий используется понятие "налоговый потенциал" — индикатор, рассчитываемый для выравнивания уровня доходов бюджетов регионов, определения и обоснования размеров финансовой помощи. Правильная оценка налогового потенциала региона необходима для получения достоверной информации о размерах финансовой помощи, предоставляемой региональным бюджетам из федерального бюджета.
В издании Всемирного банка налоговый потенциал определяется как "способность базы обложения какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений"[1]. С учетом того, что теневой сектор экономики тоже имеет свой потенциал, покажите различия между налоговым потенциалом региона и налоговыми поступлениями в региональный бюджет.
Способы расширения налоговой базы территорий
Повысить мотивацию представителей региональных органов власти и органов местного самоуправления к проявлению инициативы, поддержке налогоплательщиков, расширению налоговой базы своей территории можно через создание условий для развития налоговой конкуренции.
Под налоговой конкуренцией понимают способ взаимодействия публично-правовых образований, нацеленный на реализацию налоговой политики государства на федеральном, региональном и местном уровнях управления в области распределения налоговой базы. Налоговую конкуренцию можно рассматривать как новую институциональную норму налоговых отношений. Акторами (субъектами) налоговой конкуренции выступают публично-правовые образования, обладающие соответствующими налоговыми полномочиями, се развитие способствует расширению налоговой автономии региональных органов власти и органов местного самоуправления. Региональные и муниципальные власти конкурируют за расширение контроля над частью налоговой базы, формируемой на определенной территории, или за привлечение инвестора-налогоплательщика на свою территорию.
Различают конкуренцию между центром и регионами за налоговые полномочия (так называемую вертикальную налоговую конкуренцию), а также конкуренцию между территориями за налогоплательщика (так называемую горизонтальную налоговую конкуренцию).
Размышляем самостоятельно
При условии, что все регионы воспользуются правом предоставлять налоговые льготы, экономический смысл от их наличия будет утерян: рано или поздно будет достигнута "точка насыщения", поскольку количество налогоплательщиков не бесконечно. Это типичное проявление основного системного паттерна, именуемого "трагедией общественного ресурса": если есть некий привлекательный ресурс, находящийся в общественном пользовании, с течением времени его будет эксплуатировать все большее число коллективов. Но чем интенсивнее пойдет процесс, тем быстрее начнет терять привлекательность этот ресурс, и так до тех пор, пока он полностью не утратит свою ценность.
Сформулируйте риски развития территориальной налоговой конкуренции в Российской Федерации. Проведите 5и70Г-анатиз формирования налоговой конкуренции в условиях российской модели федерализма.