Налогообложение в сфере реализации наследственных прав
Налог на наследование исторически был средством пополнения государственного бюджета. Так, имеющиеся сведения о наличии пошлины относятся еще к 6 г. н.э. — периоду правления римского императора Августа Октавиана (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.).
В нашей стране с 80-х годов XIX в. взималась пошлина с наследуемого или подаренного имущества по ставке от 1 до 6% от стоимости имущества в зависимости от степени родства наследника, с 1923 по 1943 г. в СССР уплачивался налог на наследование как в виде наследственных пошлин, так и в виде непосредственно налога.
Согласно действовавшему до 1 января 2006 г. законодательству физические лица уплачивали налог с имущества, перешедшего в порядке наследования, в следующих случаях:
— наследник получил свидетельство о праве на наследство;
— стоимость имущества, переходящего в порядке наследования, превышала 850 минимальных размеров оплаты труда.
Правовое регулирование налогообложения в сфере наследственного правопреемства претерпело в последнее время значительные изменения в связи с проводимой налоговой реформой, целью которой является сокращение числа налогов, упрощение механизма их взимания, совершенствование методов администрирования и снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Статьями 1 и 2 Федерального закона от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее — Закон № 78-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2006 г., признаны утратившими силу Закон РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2021-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", а также ряд норм других законодательных актов, в том числе ч. 4 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Статьей 3 Закона № 78-ФЗ внесены в том числе изменения и дополнения в ст. 217 главы 23 НК РФ.
Согласно этим изменениям налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, должен был взиматься только до 31 декабря 2005 г.
Законом № 78-ФЗ установлено, что с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в порядке, установленном Законом РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", а с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выдаются начиная с 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается.
Статья 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 201-ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования данного закона.
В соответствии с действовавшим до 1 января 2006 г. Законом РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" физические лица уплачивали налог с имущества, перешедшего в порядке наследования или дарения, в следующих случаях:
— наследник получил свидетельство о праве на наследство;
— стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышала по наследованию 850 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а по дарению — 80 МРОТ.
Перечень объектов налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, был закрытым.
Ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, были установлены по сложной прогрессии и в зависимости от родственных отношений составляли от 5% до 425 МРОТ + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ.
Таким образом, сам переход имущества в порядке наследственного правопреемства не создает обязанности по уплате налога. Однако имущество, полученное в порядке наследования и ставшее собственностью наследника, подчиняется общим правилам о налогообложении имущества. Например, за полученный по наследству земельный участок необходимо уплачивать земельный налог.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 396 НК РФ в отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п. 8).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.