Налогообложение в Древней Руси в период монгольского нашествия

Первое появление монгольских завоевателей относится к 1224 г., когда они вторглись в половецкие степи [1,3]. По просьбе одного из половецких ханов – Котяна, тестя князя Галицкого Мстислава Удалого, русское войско под руководством грех Мстиславов – Галицкого, Киевского и Черниговского направилось на поиски монгольского войска и нашло его на р. Калке, впадающей в Азовское морс. Русское войско было разбито из-за несогласованности действий русских князей. Враги преследовали русских до берегов Днепра, однако дальше не пошли и исчезли на 12 лет. Это были передовые войска Чингисхана (ок. 1155–1227).

В 1236 г. монголы появились вновь. Во главе войска стоял хан Батый (1208–1255), племянник нового хана Угэдея и внук Чингисхана. В начале завоеватели опустошили Камскую Булгарию, в 1237 г. – Рязанское княжество, в 1238 г. – Владимирское и Суздальское, не дойдя до Новгорода всего 100 верст, в 1239–1240 гг. – Киевское и другие южные княжества. После этого Батый увел войска в низовья Волги, где основал город Сарай-Бату, ставший столицей Золотой Орды.

На Русь была наложена дань в размере 1/10 части всех доходов и имущества. Дань взималась со всего населения, в том числе с князей и дружины. Исключение составляли церковь и священнослужители. Эта дань получила название "выход". Кроме того, Русь должна была поставлять рекрутов в войска великого хана.

Для расчета величины "выхода" и числа рекрутов необходимо было провести учет населения, установить доходы и имущество каждого. В 1253 г. на Русь прибыли чиновники великого хана Угэдея, так называемые "численники", которые и должны были проводить перепись. Однако из-за сопротивления населения им это сделать не удалось. Повторно попытка учета была сделана в 1257 г. по приказу нового великого хана Мункэ. В летописи об этом написано так: "В лето 1257 г. приехали татарские численники и пересчитали всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, сотников, тысячников и темников. Не пересчитали только игуменов и чернецов, попов – тех, кто зрит на святую Богоматерь". "И начали ездить окаянные татары по улицам и переписывать дома христианские. Взяв число, уехали окаянные" [8, с. 129].

Перепись вызывала большое недовольство населения, численников убивали. Новгородцы особенно активно протестовали против переписи и только князь Александр Невский (1220–1263) сумел их переубедить, и таким образом предотвратил разгром Новгорода войсками великого хана. В конечном итоге, монголам так и не удалось в полном объеме осуществить перепись населения, так что размер "выхода" оставался результатом торга между ханом Золотой Орды и великим князем.

Сбор "выхода" был также достаточно серьезной проблемой. Первоначально сбором "выхода" занимались баскаки – чиновники великого хана, объезжавшие во главе вооруженных отрядов территорию Руси. Результатом этого были постоянные стычки и восстания (1259 г. – Новгород, 1262 г. – Ростов, Суздаль, Ярославль и т.д.), которые кончались разгромом городов и запустением земель.

Была попытка использовать для сбора "выхода" механизм откупов. Золотоордынские ханы продавали право собирать "выход" богатым арабским купцам (обычно это были хорезмийские и хивинские купцы). Использование такой системы вело к усилению налогового гнета и усилению недовольства населения, и в конечном итоге к бунтам. Известно восстание жителей Курска против Ахмеда – хивинца, получившего право взимать "выход" с этого города. Система откупов на Руси себя не оправдала и массового распространения не получила. В истории от нее осталось слово "басурманин" (от слова "бесермеи" – мусульманин), имеющее достаточно негативный смысл.

В конечном итоге сбор "выхода" был поручен самим князьям, передававшим его великому князю, который и отвозил его в Золотую Орду. Великий князь назначался ханом Золотой Орды и ему выдавался ярлык на великое княжение, а вместе с ним обязанность по уплате "выхода" в Орду. Как отмечалось выше, размер "выхода" был предметом торга между претендентом на Великое княжение и ханом Золотой Орды.

Первым такого права добился Иван I Калита (?–1340) князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 г. Этим были заложены основы политического и экономического могущества Московского княжества и в целом Руси. В летописях не указано, сколько и когда платили ханам, имеются лишь некоторые данные относительно отдельных княжеств. Так Дмитрий Донской (1350–1389) в 1371 г. платил "выход" со всех волостей, принадлежащих его сыновьям, в размере 1000 руб. [7]. Бывали случаи увеличения дани, но по мере падения могущества Золотой Орды все чаще происходило произвольное уменьшение суммы "выхода" со стороны великих князей. Так произошло и в случае с Дмитрием Донским.

Конфликт Дмитрия Донского с темником Мамаем был во многом конфликтом налоговым. Мамай требовал от Дмитрия дани, которую предки Дмитрия платили ханам Золотой Орды Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался на дань, которая в последнее время была установлена между ним и Мамаем.

Победа русских войск на Куликовом поле над Мамаем в 1380 г. не привела к избавлению от власти монголов. Правитель Золотой Орды Тохтамыш в 1382 г. сжег Москву, после чего размер "выхода" был восстановлен, а затем и увеличен. При сыне князя Дмитрия Донского – Василии (1371 – 1425) "выход" составлял уже 5000 руб., а затем и 7000 руб. При этом дань с Нижегородского княжества составляла 1500 руб. [12, с. 14].

Помимо "выхода" татары взимали "тамгу" – пошлину на ввозимые и вывозимые товары, отсюда происходят в русском языке слова "таможня", "таможенная". Сбор этих пошлин также был передан князьям, этим занимались люди великого князя – "даньщики". Тогда же возник термин "таможник" для главного сборщика торговых пошлин. Его помощник назывался мытником.

Кроме денежных сборов были еще так называемые ордынские тяготы (повинности): всеобщая воинская повинность – рекруты в войско великого хана; почтовая повинность – "ям" – предоставление лошадей, подвод для обеспечения почтовых и иных чиновников великого хана.

Источником внутренних доходов русских княжеств были косвенные налоги, главным образом в виде различных пошлин (торговых, судебных). Основной источник составляли торговые пошлины.

При Иване Калите (1328–1341) и его сыне Симеоне Гордом (1341 – 1353) торговые пошлины были таковы: "С воза товара – пошлина деньга (1/2 копейки), если кто едет без воза, верхом на лошади, но для торговли – платить деньгу же, со струга (ладьи) – алтын (три копейки). Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын" [12, с. 15].

Кроме торговых взималось большое число других пошлин, например, с серебряного литья, с клеймения коней – "пятно", налоги на продажу скота: "привязное" – за привязывание скота; "роговое" – налог на рога; "гостиная" – за организацию складов. Взимались пошлины с соляных варниц, с рыбных промыслов, медовая и т.п.

Косвенным налогом были также дорожные пошлины. Первые упоминания о дорожной пошлине относятся к концу X в. Дорожная пошлина взималась в виде "мыта" (на перевозимые товары), "годовщины" (с торговых людей), "мостовщины" (за проезд через мосты) и "перевоза". Многочисленные дорожные пошлины, сильно затруднявшие движение по дорогам, в Российском государстве были отменены только в 1654 г., а "мостовщина" и "перевоз" – в 1753 г.

В XIV в. на Руси складывается система кормлений. Корни этого явления уходят еще во времена Киевской Руси, однако в XIV в. оно становится массовым, так как резко возрастает число чиновников князя, которые должны исполнять управленческие функции.

В каждом городе назначаются наместники великого князя, а также его помощники – тиуны и докладчики. В каждом сельском районе назначались волостели, управлявшие волостью от имени великого или удельного князей, для сбора пошлин – пошлинники, таможники, мытники. Книги учета сборов вели дьяки и подьячие. Собранные средства хранились у казначеев.

В то же время в казне князя, как правило, не было средств на выплату жалованья всей этой армии чиновников. Поэтому князь, предоставляя им право на управление определенной территорией, давал соответственно возможность кормиться за счет части собираемых налогов. Кормленщик получал доходный список "как ему корм и всякие пошлины собирать" [10, с. 20]. Население же получало право бить челом великому князю на злоупотребления наместников и их чиновников.

С тем, чтобы как-то ограничить произвол наместников и уменьшить злоупотребление, великий князь Московский и Владимирский Симеон Гордый, умирая, в своем завещании наказал, чтобы наместники передавали в княжескую казну не менее половины собранных налогов, оставляя себе на жизнь и ОГЛАВЛЕНИЕ своих помощников не более половины собранных средств.

К этому времени относится также появление и распространение такого явления, как оброк. Термин "оброк" встречается в древнерусских письменных источниках вместе с термином "дань". Под оброком в древности понималась аренда, т.е. срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Это подтверждается выражением "отдача на оброк из поддачи" [10, с. 21], подразумевавшим передачу имущества (городских торговых мест, лавок, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных и других угодий) в аренду государством и монастырями с публичных торгов. В XV в. термин "оброк" начинает употребляться также и в значении государственной подати.